Общественные объединения в политической системе общества

Актуальность темы настоящего курсового исследования исходит из того, что Конституция России закрепляет право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы. Данное право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Развитая система общественных объединений является неотъемлемым элементом гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Демократизация политической жизни сопровождается формированием механизмов гражданского общества – появлением самых разнообразных по своему характеру объединений граждан, ростом их социально-политической активности. Энергичность, инициатива, самостоятельность в решении вопросов – эти черты все в большей мере становятся характерными в деятельности общественных объединений.

Особенностью наших дней стал бурный рост самодеятельных объединений и неформальных групп молодежи, женщин, организаций других социально-демографических слоев населения. Надо отметить, что в молодежной среде идут сложные процессы, связанные с осмыслением и нашей истории, и современных социально-экономических, политических и духовных реалий, и с поиском своего места и роли в современном обществе.

Значительно возрос вес в социально-политической жизни различных промышленных, научно-технических, творческих, культурно-просветительских и других ассоциаций, союзов, обществ и фондов, отражающих экономические, социально-духовные и политические интересы различных слоев общества. Выполняя свои функции, эти организации вносят большой вклад в развитие структур гражданского общества, придают социальной и политической жизни насыщенность и динамику.

8 стр., 3662 слов

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук (2)

... теории государства и права и социологии. Кроме этого, в процессе исследования были применены следующие частно-научные методы: формально-юридический, историко-правовой, системно-структурный другие методы научного исследования. Объектом исследования в данной работе выступают общественные ...

Целью настоящей исследовательской работы является раскрытие роли общественных объединений в политической жизни общества. Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и структуру политической системы;
  • дать характеристику политической организации как часть политической системы;
  • раскрыть понятие общественного объединения и его основные формы;
  • раскрыть роль общественных объединений в политической жизни общества.

1.Понятие и структура политической системы. Политическая организация как часть политической системы.

Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, следует остановиться на интерпретации понятия «система» и определить его смысл применительно к социально-политическим явлениям.

Система (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний), представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Сама теория систем активно начала формулироваться с конце Х1Х века в рамках так называемой «общей теории систем», преимущественно на уровне биологических организмов, в кибернетике, в социологии и социальной психологии, в экономике и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который назначение политической системы видел в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей.1 Однако основателем теории политических систем считается американский политолог Д. Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа политической системы можно представить

1)политическая система – это ряд взаимодействий абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе; 2)политическая система имеет «реагирующий» и саморегулирующий потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения; 3)политическая система – подвижный феномен; 4)политическая система – это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды; 5)политическая система сохраняет устойчивость при наличии баланса между «входящими» и «исходящими» факторами.2

Д. Истон предложил ставшую классической схему политической системы:

Входящие факторы, это, прежде всего, требования и поддержка. Первые он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решением. Характер требований может быть разнообразным. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, законодательства о здравоохранении и т.п.

Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальный (налоги, воинская служба и т.п.); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в общественной жизни; утверждение политических ценностей; почтительное отношение к власти и государственной символике. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно. Требования и поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. В то же время чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует эффективности, более того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация.

15 стр., 7401 слов

Отдел безопасности в пенитенциарной системе России

... Основным требованием, указанной системы, были охранная функция, которая сводилась к обеспечению физической ... отдела безопасности в пенитенциарной системе России 1.1 Предпосылки становления отдела безопасности безопасность ... задачи не только изоляции политических сторонников существовавшего режима власти, ... осуществлению надзора за поведением осужденных, установить невозможно. Согласно Судебнику ...

Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в значительной степени от типа политической системы. Тоталитарные, антидемократические системы рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властью, их способностью защищать свои интересы. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их разными средствами.

Демократические системы рассматривают запросы и требования как условие нормальной реализации своих функций.

Субъекты политики обычно поддерживают те политические силы, на которые они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

На «выходе» системы находятся «исходящие», связывающие политические решения, а также действия по их реализации. Результаты деятельности политической системы могут приобретать разные формы: распределение товаров и услуг, поощрений, стимулов; законодательные акты, регулирующие поведение граждан в разных ситуациях; всякого рода заявления и постановления, касающиеся политической линии и намерений власти и т.д. Как правило, все вышеназванные «исходящие» импульсы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.

На «выходе» системы формируются политические решения разных уровней, применительно к конкретным условиям: организуется проведение принятых политических решений в жизнь. Здесь политическая и организационная деятельность как бы сливаются воедино, что ведет к претворению в жизнь принятых политических решений. Успех политики во многом зависит от организации дела, а потому без организационной работы невозможно направлять политику.

Недостатком модели Д. Истона является то, что она не раскрывает внутренней структуры и специфики элементов самой политической системы, ее внутренних противоречий. Д. Истон сосредоточил свое внимание на «входе» и «выходе», где происходит авторитарное распределение ценностей.

Г. Алмонд пытался ввести иной тип функционального анализа, который обычно применяется в социологии.3 На первый план он выдвигает целевой поведенческий аспект различных элементов политической системы, которая стимулирует общность потребностей людей и в немалой степени координирует их фактическое поведение, прививает навыки к сотрудничеству и согласию, поощряя и наказуя. Таким образом, политическая система выполняет функции адаптации и интеграции, посредством легитимного физического принуждения. Любое развитое общество имеет политическую систему, которая институционализирует социально-политические взаимодействия как внутри общества, так и вне его.

6 стр., 2639 слов

Политическая жизнь общества

... решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств. Такая характеристика политической жизни людей дает основание для выделения ее важнейших групп элементов: субъектов и объектов политической деятельности, направлений политической деятельности и ...

Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В период войн и беспорядков они значительно раздвигают рамки своего воздействия на общество. Политическая система окультуривает массы, перерабатывает требования в решения.

В современной западной политологии теории Д. Истона и Г. Алмонда дополняются еще одним вариантом, предложенным К. Дойтчем, который заимствует основные положения своей концепции у разработчиков компьютерных систем и переносит терминологию и принципы кибернетики в сферу политики.

В западной политологической литературе наблюдается множественность и противоречивость бытующих представлений о политической системе.

Перечень определений политической системы, отражающих различные течения, направления и подходы западных политологов, можно дополнить определением И. Хус, где система представляется как комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т.д., формирующих содержание определенной философии, религии, формы правления; определением М. Каплана, согласно которому система рассматривается как совокупность переменных величин, связанных между собой одной или несколькими функциями; дефиницией Ст. Колмарса, в соответствии с которой система определяется как совокупность объектов или элементов, взятых вместе с существующими между ними отношениями; дефиницией Т. Мадрона, которая определяет политическую систему как совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений.4