Земельный рынок в современной России: проблемы и перспективы

Выбранная мною тема актуальна в наше время. После кардинальных преобразований и зарождения рынка в целом, появляется дальнейшая необходимость реформирования механизмов земельных отношений. В России уже более 16 лет идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны. Несовершенство самого законодательства еще усугубляется необходимыми переменами с изменениями экономической политики. Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них — свободная купля-продажа земли. Целью написания этой работы является проанализировать земельный рынок в современной России, выявить его проблемы и перспективы развития.

Задачи:

Описать этапы формирования земельного рынка.

Проанализировать состояние современного земельного оборота в РФ.

Изучить структуру сделок с земельными участками и их рыночную оценку.

Описать государственную кадастровую оценку земель.

Показать необходимость использования земель сельскохозяйственного назначения.

Выявить пути совершенствования земельного рынка.

Наиболее весомый вклад в разработку проблематики рыночного землеустройства внесли А. Гольцблат, Н.В.Комов, Н Шагайда, В.Р Беленький, С.И.Сай. В области управления стоимостью недвижимости следует отметить фундаментальные работы В.А.Горемыкина, П.Г.Грабового, В.В.Григорьева, В.Р.Дорожкина, В.Н.Зарубина, Е.С.Озерова, И.А.Рахмана, Е.П.Ушакова, М.А.Федотовой. Правовые аспекты градостроительства и развитие земельного рынка отражены в трудах В.П.Гринева и В.В.Куценко.

1. Понятие земельного рынка

Земельный рынок в Российской Федерации начал формироваться в 90-е гг. ХХ века. Земельные рынки — неотъемлемая часть рыночной экономики, в том числе российской. В нашей стране понятие земельных рынков появилось в начале 1990-х гг., но практически земельные рынки начали участвовать в формировании финансовых активов предприятий только после принятия Земельного кодекса 2000 г.

5 стр., 2241 слов

Фальсификация рыбных консервов на рынке России

... продукт как рыбные консервы удобен для приготовления супов, салатов, вторых блюд [2]. 2.2 Выявление фальсификации рыбных консервов в России Рынок рыбных консервов в России ... рыбокомбинат», признав действия изготовителя рыбных консервов противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Санкт-Петербургская ... в качестве и сортах рыбы. Так за хороший продукт премиум-качества и в красивой ...

Объектами земельного рынка являются земельные участки и их части, субъектами — юридические и физические лица. Некоторые специалисты включают в понятие объектов земельного рынка имущественные права и земельные финансовые инструменты. Если оценивать эту позицию с точки зрения гражданского и земельного права, то имущественные права следовало бы отнести к области гражданско-правовых отношений, связанных с земельными участками и их частями, а земельные финансовые инструменты — к области гражданско-правовых отношений, связанных с инфраструктурой земельного рынка. Таким образом, под объектами земельного рынка мы будем понимать только земельные участки и их части.

Земельные рынки (то есть специализированные рынки земельных участков — земель сельхоз назначения, земель поселений, земель промышленности) являются неотъемлемой частью рынка земельно-имущественных комплексов. Как отмечалось выше, свидетельства собственности на земельные участки и на здания и сооружения выдаются органами государственной регистрации отдельно, единые земельно-имущественные комплексы и единые объекты недвижимости не регистрируются. Необходимо дополнить существующее законодательство нормативно-правовыми актами, позволяющими реализовать провозглашенное в Земельном кодексе единство земельных участков и возведенных на них зданий и сооружений, объединить их в полноценную недвижимость.

Виды и категории сделок, совершаемых субъектами земельных рынков в отношении земельных участков и их частей, подробно рассмотрены в научных публикациях МИИГАиКа. Совершенно справедливо рынки разделяются не только по категориям земель, но и делятся на первичный и вторичный.

Под первичным рынком понимается вся совокупность сделок, связанных с приватизацией (разгосударствлением) земельных участков. К таким сделкам относятся:

  • выкуп в собственность земельных участков под промышленными, транспортными, энергетическими предприятиями, также приватизация земельных участков, находящихся в бессрочном пользовании сельхоз предприятий (это редко встречающаяся ситуация, но реально существующая);

·продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, на торгах;

·мена;

·безвозмездная передача объектов недвижимости (при передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации и муниципалитетов);

·аренда.

Сделки безвозмездного пользования, рассматриваемые специалистами МИИГАиКа как сделки первичного рынка при использовании земельных участков государственными и бюджетными органами, после 01.01.2006 г. не могут включаться в сделки первичного рынка, поскольку с введением гл. 38, ч. II Налогового кодекса РФ государственные и бюджетные организации исключены из числа льготников и обязаны осуществлять земельные платежи как все другие землепользователи. Таким образом, сделки безвозмездного пользования должны исчезнуть из практики. Коммерческая концессия относится скорее к проблемам недропользования, чем к земельным отношениям.

10 стр., 4638 слов

Правовой режим земель охраняемых территорий

... программ использования и охраны земель; 4) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; 5) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.7 Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, ...

Основным правовым документом, регулирующим земельный рынок, является Земельный кодекс 2000 г. Этот кодекс при всех его недостатках и пакет сопутствующих законов создали основу для дальнейшего развития земельной реформы, разгосударствления собственности на землю. Земельные участки уже много десятилетий представляются важнейшими реальными активами в нашей экономике, активами недооцененными, не вовлеченными в оборот. Важнейшей задачей современного этапа земельной реформы является перевод реальных активов в финансовые. Только это обеспечит приток кредитов и прямых инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечит его развитие.

Безусловно, законодательство является несовершенным, противоречивым, «дырявым»; необходимо его совершенствование, проведение пилотных проектов в рамках действующего законодательства и в рамках разработок ведущих ученых. Особые проблемы возникают при вовлечении в оборот сельскохозяйственных земель. В этом отношении Московская область является своеобразным полигоном развития земельного рынка, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. Особенностью подмосковного земельного рынка является ориентация его на изменение целевого назначения земель, перевод сельскохозяйственных земель в ИЖС или в дачное строительство (изменение разрешенного использования).

С известной точки зрения эти процессы целесообразны, поскольку земли под ИЖС и дачным строительством стоят многократно больше земель традиционного сельскохозяйственного назначения, приносят больше земельных платежей, строительство сопровождается пополнением местных бюджетов, что кардинально меняет уровень развития экономики региона. В этих условиях происходит спекулятивный рост цен на земельные участки, в том числе сельскохозяйственные, создается высококонкурентная среда, в которой выживают только высокоэффективные, технологичные сельскохозяйственные предприятия.

Аналитики рынка сельскохозяйственных земель в Московской области отмечают высокую рентабельность спекулятивных операций на земельном рынке, его активизацию. С введением ипотечных механизмов ожидается удвоение цен — из-за увеличения спроса при ограниченном предложении. С точки зрения государственной политики необходимо развитие законодательства, не тормозящего развитие рынка, а позволяющее государству регулировать эти процессы и создать базу для пополнения местных и региональных бюджетов.

Здесь целесообразно вспомнить законопроект о прогрессивной шкале налогообложения оборота земельных участков в зависимости от времени сосредоточения земельных ресурсов в руках одного собственника, в соответствии с которым на продажу земельных участков в течение первого года покупки она составляет до 70% стоимости, при сроке перепродажи до 5 лет — 30%, свыше 5 лет — 18% (ставка НДС).

2. Основные проблемы правового регулирования с сфере формирования рынка земли. Коллизии законодательства РФ

Вступление в силу Земельного кодекса РФ с 30.10.2001 породило многочисленные вопросы о порядке применения некоторых его положений (в особенности в соотношении с действующим гражданским законодательством РФ).

10 стр., 4562 слов

Договор купли-продажи земельных участков

... применению к договорам продажи недвижимости. 1.5 Условия договора купли-продажи земельных участков Содержание всякого договора образуют условия, на которых он ... земель отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. 1.4 Права и обязанности по данному виду договора Права и обязанности сторон по договору купли-продажи земельных участков ...

Как отмечает, Плотникова И., еще не установилась единая практика применения норм гл. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, как законодатель ввел новые правила на рынке недвижимости. Земельный кодекс Российской Федерации установил приоритет норм земельного права перед нормами гражданского законодательства при регулировании отношений по пользованию, владению и распоряжению земельными участками.

И действительно, в случае коллизии этих законов правоприменители подчас оказываются в непростой ситуации.

Обратим внимание на ряд коллизий, а также на возможность их разрешения.

Первая коллизия — это вопрос следования земли за недвижимостью.

Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Введенная Федеральным законом от 16.04.2001 №45-ФЗ «О внесении изменений в ГК РФ и ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» гл. 17 ГК РФ установила это правило не только для договоров купли-продажи, но и для иных случаев отчуждения здания или сооружения. Указанные нормы носили диспозитивный характер: договором отчуждения недвижимости можно было определить право на занимаемый ею земельный участок, если это право не было определено, к приобретателю должно переходить право собственности.

В настоящее время согласно п. 4 ст. 35 Земельного кодекса отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится только вместе с земельным участком. С учетом приоритета норм земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по поводу земельных участков, а также принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанной с ним недвижимостью, можно сказать, что Земельный кодекс установил императивную норму об обязательности передачи права собственности на земельный участок при любом отчуждении недвижимости.

Разделение судьбы недвижимости и занятого ею земельного участка допускается п. 4 ст. 35 Земельного кодекса только в случаях изъятия участка из оборота либо при невозможности выдела в натуре отчуждаемой части здания вместе с частью земельного участка (например, жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и административных зданиях).

Однако такие самостоятельные объекты недвижимости, как пристроенное нежилое помещение, часть индивидуального жилого дома, имеют прочную связь с землей. Поэтому при их отчуждении также действует правило об обязательности отчуждения земли.

Вторая коллизии — это определение размера участка земли. Вопрос о размере земельного участка, переходящего к приобретателю недвижимости, является немаловажным. Должен ли вместе с недвижимостью отчуждаться весь земельный участок или только его часть?

5 стр., 2331 слов

Способы определения площадей земельных участков и их точность

... точности определения площадей с учетом погрешностей всех геодезических измерений. Для закрепления теоретических знаний и практических навыков в методическом указании приведены контрольные вопросы для самоконтроля. Способы определения площадей земельных участков. ... (болота), площади бассейнов водотоков (рек и оврагов), границы затоплений, водные пространства (озера, пруды, водохранилища), площади ...

Статьи 273 и 552 ГК РФ говорят о переходе права при отчуждении недвижимости не на весь земельный участок продавца (иного отчуждателя), а только о части участка, занятой зданием (сооружением) и необходимой для его использования. Пункт 4 ст. 35 Земельного кодекса говорит о целом земельном участке, принадлежащем собственнику недвижимости. Представляется, что речь идет лишь об одной из неточностей текста Земельного кодекса, а не об обязательности отчуждения всего земельного участка. В первых пунктах ст. 35 Земельного кодекса, так же как и в ГК РФ, говорится о части участка, занятой недвижимостью. Кроме того, толкование п.4 ст. 35 Земельного кодекса как обязательности отчуждения всего участка приводит к противоречию с другими его нормами, например, когда на принадлежащем продавцу участке находятся несколько объектов недвижимости, а он отчуждает только один из них.

Кем и как определяется часть земельного участка, подлежащая передаче покупателю при отчуждении недвижимости? В первую очередь она может быть определена продавцом (иным правоотчуждателем), который как собственник вправе передать приобретателю не только занятый недвижимостью, но и прилегающий к ней участок любой площади, разумеется, незанятый другими строениями.

Согласно п. 2 ст. 35 и п. 3 ст.33 Земельного кодекса площадь части земельного участка, занятой недвижимостью и необходимой для ее использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Правительство РФ постановлением от 02.02.96 N 105 (в ред. от 21.08.2000) утвердило «Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений». Кроме того, занятый недвижимостью участок не должен быть меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса земельным участком как объектом земельных отношений является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Пунктом 1 ст. 37 Земельного кодекса установлено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве. В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый из них получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

3 стр., 1412 слов

Земельный участок –важнейший объект недвижимости

... объектом недвижимости. Земельный участок может находиться либо в частной собственности, либо в государственной собственности, либо в муниципальной собственности. При этом граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. ...

Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка независимо от способа его формирования — предоставления, разделения, выделения, слияния и пр.

В случае отчуждения вместе со зданием только части земельного участка землеустроительные и кадастровые работы по формированию новых участков должны быть выполнены до совершения сделки, поскольку сделка должна заключаться по поводу четко обозначенных объектов — недвижимости и занятого ею участка. Речь идет либо о разделении участка на два новых участка и возникновении двух новых объектов права, либо о выделении нового участка и возникновении нового объекта права и изменении площади и границ существующего участка.

Третья коллизия — это особенности права бессрочного пользования. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса в право постоянного (бессрочного) пользования подлежит переоформлению на право аренды или участок должен быть приобретен в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса по выбору покупателя здания, строения или сооружения. Толкование и применение данной нормы вызывают существенные затруднения. Возникают следующие вопросы:

Когда должно быть переоформлено право — до или после приобретения недвижимости (регистрации перехода права)? Формулировка «при продаже», очевидно, указывает на параллельное оформление права на недвижимость и на землю.

Должно ли учреждение юстиции при регистрации перехода права на проданную недвижимость проверять соблюдение указанной нормы?

Как уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления могут переоформлять права на землю до регистрации перехода права на недвижимость, в которой учреждением юстиции может быть и отказано?

Подобная нечеткость обязывающей нормы не может быть отнесена к достоинствам Земельного кодекса как правового акта. Представляется, что исходя из принципа единства юридической судьбы земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости, платности землепользования, тенденции устранения ограниченных вещных прав на землю процедура «параллельного» оформления прав на землю при продаже недвижимости юридическим лицом, имеющим право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, может быть следующей:

Стороны заключают договор купли-продажи недвижимости. Если это недвижимость нежилого назначения, то сделка не подлежит государственной регистрации, соответственно считается заключенной с момента подписания договора в виде одного документа. Возможно исполнение договора — передача продавцом недвижимости по передаточному акту и уплата денег покупателем. Договор может быть заключен под отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ) — переход права собственности на недвижимость может быть обусловлен переоформлением прав на землю. До регистрации перехода права покупатель является законным владельцем недвижимости, соответственно законным землепользователем.

7 стр., 3438 слов

Земельный налог реферат по земельному праву

... собственность, то налог уплачивают в равных долях. При этом организации и физические лица — индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного ... земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Это служит исходной налоговой базой. Ее определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности ...

Покупатель обращается в уполномоченные органы за оформлением права собственности или права аренды по своему выбору. Договор купли-продажи (и передаточный акт) служит подтверждением возможности оформления его прав на землю в соответствии с п. 2 ст.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса. Органы, уполномоченные распоряжаться соответствующим земельным участком, в предусмотренном законом порядке заключают с покупателем договор купли-продажи или аренды. Данные договоры тоже могут быть заключены под отлагательным условием: земельный участок передается в собственность или в аренду при условии государственной регистрации перехода права на недвижимость.

Стороны обращаются в учреждение юстиции за регистрацией перехода права на недвижимость. Покупатель представляет также договор выкупа или договор аренды земельного участка. Учреждение юстиции регистрирует одновременно право собственности покупателя на недвижимость и на земельный участок либо право собственности на недвижимость и сделку — договор аренды участка.

Кроме вышеназванных, Закон о введении в действие Кодекса (Вводный закон) создает еще такие серьезные проблемы. Как отмечают исследователи, «пункт 4 ст. 3 Вводного закона предоставляет гражданам возможность зарегистрировать право собственности на земельные участки, находящиеся в их «фактическом пользовании». Ничего подобного у нас еще не было. Что такое «фактическое пользование»? Это понятие, не знакомое нашей правовой системе.

На практике это означает, что гражданин правового титула на занимаемый участок не имеет, участок ему если и выделялся (закреплялся за домом), то без соблюдения юридической процедуры. Под «фактическое пользование», однако, подпасть может буквально все: участок любого размера, любой планировки — вплоть до участков, захваченных самовольно. И все предлагается узаконить, зарегистрировав право собственности.

Думаю, что эта норма в силу своей неопределенности и на редкость небрежного изложения вызовет много судебных дел».

Кроме того, как отмечает, Плеханов А.Ф. «ситуация осложняется тем, что в некоторых регионах органы местного самоуправления даже после принятия Кодекса продолжают выделять участки без указания титула — просто закрепляют за домом, и все. Происходит это отчасти потому, что Кодекс запрещает предоставлять гражданам участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а предоставлять участки в собственность власти не торопятся. Решения проблемы пока не видно.

Кодекс между тем устанавливает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п. 5 ст. 1), и понятно, что законодатели пытались все существующие отношения под этот принцип «подогнать».

Проблем и противоречий, связанных с этим принципом, возникло очень много. Например, в наследственных делах часто бывает, что строение и земельный участок завещаны разным лицам, либо вообще завещано что-то одно, а другой объект наследуется по закону. В таких случаях возникнет вопрос о действительности завещания. Вправе ли, например, нотариусы выдавать свидетельства о праве на наследство отдельно на земельный участок и отдельно на строение? С этой проблемой неизбежно столкнутся все суды в самое ближайшее время».

4 стр., 1592 слов

Контрольная работа: Земля и земельные правоотношения

... на иных основаниях в собственность. Общие права и обязанности участников земельных правоотношений устанавливаются ст. 40 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать ...

Еще одна коллизия действующего земельного законодательства — это ст. 61 ЗК РФ, п. 2 которой прямо противоречит ст. 1069 ГК РФ, закрепляющей принцип ответственности казны за убытки, причиненные гражданину неправомерными действиями органов государственной власти либо местного самоуправления. Иного подхода просто не может быть. А в п. 2 ст. 61 Кодекса говорится об ответственности самих органов государственной власти. На наш взгляд, это противоречит общим принципам действующего законодательства.

Проблемным остается и вопрос разграничение земель. Кодекс не внес ясности в вопросы разграничения государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, а также в определение того, что относится к муниципальной собственности. Ни Кодекс, ни Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» не отвечают на вопрос: в чьей собственности (федеральной или субъектов Федерации) находится земля, которую необходимо разграничить? Установленный указанным Законом порядок разграничения вызывает массу вопросов. Кодекс не только не отвечает на них, но и порождает новые.

Например, в ст. 17 Кодекса указывается, что в федеральной собственности находятся земельные участки, «которые признаны таковыми федеральными законами». Из буквального толкования данного положения следует, что никакого разграничения государственной собственности на землю проводить не требуется, ибо любые земли можно обратить в федеральную собственность на основе федерального закона.

Аналогичная формулировка используется в Кодексе применительно к собственности субъектов Российской Федерации (ст. 18) и муниципальным землям (ст. 19).

Трудно истолковать и п. 2 ст.17 Кодекса о том, что «в федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». Это положение повторяется в отношении земель субъектов Российской Федерации и муниципальных земель. Казалось бы, если земли находятся в частной собственности, то вопрос о нахождении их в государственной собственности снимается сам собой.

Пути совершенствования земельного рынка

Российское землепользование уникально в мире по своим масштабам, оно отличается глубокой и многомерной региональной дифференциацией по природно-климатическим условиям, степени антропогенного освоения, уровню урбанизации и индустриализации, разнообразию населяющих различные территории страны национально-этнических групп. Отсюда понятно, с каким необычайно сложным, жизненно важным фактором общественного воспроизводства мы имеем дело, насколько опасно оставлять его вне сферы государственного управления и как необходимо срочно восстановить такое управление в максимально полном объеме.

В конечном счете задача состоит в том, чтобы радикально пересмотреть концепцию управления земельно-недвижимым комплексом, выявить механизмы его воздействия на эффективность экономического развития регионов и страны в целом. Представляется необходимым на принципиально новой концептуальной основе создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса, которое должно будет заниматься институциональным, инфраструктурным и экономическим обеспечением процесса формирования нового земельного строя в России и комплексного освоения совокупного земельно-недвижимого экономического ресурса. В составе такого министерства должны быть соответствующие службы и агентства, специализированные на оказании услуг по созданию полноценной информационной базы о земельно-недвижимом ресурсе, ее использованию в прогнозах, программах и проектах развития земельно-недвижимых объектов. Параллельно с системой государственного управления следует стимулировать в установленных границах участие в управлении и негосударственных организаций разных типов и форм собственности.

12 стр., 5584 слов

Принятие наследства и отказ от наследства по российскому гражданскому ...

... российскому законодательству. Вторая глава – это анализ механизма принятия наследства по российскому гражданскому праву. В третьей главе диплома исследуется отказ от наследства в гражданском праве РФ. В заключении подводятся краткие итоги дипломной работы. ... Российской Федерации; оценить качество норм части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации; ... бумаги, предприятия, земельные участки и ...

Формировавшаяся в 1996-2003 гг. с огромным перерасходом средств и существенными содержательными изъянами автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра этим требованиям ни в коей мере не отвечала. И не только из-за того, что объектом кадастрового учета выступали далеко не все обладающие свойством недвижимости ресурсы.

Прежде всего, еще ни юридически, ни практически не сформирована и не скоро будет сформирована «критическая масса» земельных участков, выступающих объектами кадастрового учета, так как пока подавляющая часть земельных ресурсов остается в государственной, не разделенной по уровням ведения собственности. Земельные же участки сельскохозяйственных владений, которые остались в виде долей в сохранивших совместную форму собственности предприятиях, тоже физически еще не выделены на местности, а следовательно, не могут выступать объектами кадастрового учета и регистрации.

Добавим к этому отсутствие повсеместного реального спроса на кадастровую информацию в связи с дефицитом инвесторов, так как для иностранцев выход на российский рынок сельскохозяйственных земель закрыт российскими же законодательными барьерами, а отечественные владельцы финансовых средств до сих пор проявляют интерес лишь к занимающим менее 2% территории страны земельным участкам, отведенным для застройки в городах, да и то не во всех, а лишь в крупнейших и крупных, либо обладающих рекреационным потенциалом. В этом нет ничего удивительного, ибо современная российская экономика имеет сырьевую ориентацию и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.

Вряд ли целесообразно повсеместное создание земельной кадастровой системы и потому, что земельный рынок как главная предпосылка организации такой системы существует в России в депрессивном, деформированном и «очаговом» состоянии.

Все это означает, что деньги, потраченные для создания и размещения на всей территории страны опорных пунктов земельно-кадастровой системы, с большой долей вероятности окажутся выброшенными на ветер, особенно те из них, которые будут вложены в технические и программные средства, требующие непрерывного, буквально через каждые полтора-два года, обновления.

Отсюда никак не следует, что нужно вообще отказаться от организации российского кадастра объектов недвижимости. Наша позиция иная: чтобы решить поставленную задачу и не допустить разбазаривания средств налогоплательщиков, следует хотя бы ориентировочно установить те части географического пространства России, где в обозримой перспективе действительно потребуется полноценная кадастровая информация о земельно-недвижимом ресурсе экономического роста, и сформировать там опорные пункты единого кадастрового учета земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости.

Ничем не обоснованная, разорительная для государственной казны спешка в создании на всей территории России опорных пунктов кадастровой системы — не единственный изъян практики ее организации. Не менее серьезный недостаток, по существу исключающий возможность использования кадастровой информации для каких-либо серьезных экономических расчетов и обоснований, заключается в том, что информация эта является максимально деэкономизированной, сведенной в основном к показателям геодезических измерений в сочетании с неким набором правоустанавливающих характеристик (сведения о собственнике, адрес участка и разного рода ограничения) и сомнительными по своей достоверности оценками кадастровой стоимости объектов учета.

Другие показатели, позволяющие использовать кадастровую информацию как сведения об экономическом ресурсе, а тем более о многомерной сравнительной ценности его потребительских свойств, оказались напрочь «выкорчеванными».

И теперь в единое целое необходимо свести информацию, объективно формирующуюся на разном территориально-географическом основании, не синхронизированную во времени и, что самое главное, с разными возможностями приведения к общему экономическому «знаменателю».

Задача весьма сложная. Но посильная, если организовать в дополнение к модернизированной кадастровой системе совмещенный по времени и месту комплексный мониторинг экономического пространства, причем так, чтобы соединить в единой информационной «оболочке» привязанные по месту и времени «наслоения» разнородных информационных массивов.

Для этого нужно решить еще один не терпящий отлагательства вопрос — отказаться от профессионально ущербной методики массовой кадастровой оценки земельно-недвижимых объектов и освоить в практической оценочной деятельности профессионально полноценные методические разработки.

Важно уяснить, что оценка стоимости каждого товара в отдельности для осуществления текущих рыночных сделок между конкретными партнерами совсем не то же самое, что оценка «товарной массы» для решения задач государственного управления экономикой. Если в первом случае достаточно увязать оценку объекта сделки с текущей экономической конъюнктурой, когда вполне продуктивно применение таких общеизвестных методов, как доходный, затратный и сравнения продаж, то во втором варианте требуется более фундаментальные основания.

Расчеты, выполненные для Нижегородской области, показали, что объективная стоимость землепользования сельскохозяйственного предприятия колеблется там, в пределах 90-110 тыс. руб./га против 9 тыс. руб./га кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

Разница внушительная, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для кредитования аграрного производства под залог земельных ресурсов, «нигилистическим» отношением владельцев таких земель к их рачительному использованию, низкой ликвидностью земельной недвижимости и соответственно «закреплением» депрессии и деформации данного сегмента земельного рынка.

Далее необходимо разработать стандарты эффективности использования земельно-недвижимого ресурса. Для этого потребуется составить комплексные схемы рациональной экономико-землеустроительной организации производственной структуры региональных социально-экономических комплексов и оптимизации механизмов их функционирования. Эти схемы по идее не заменяют детализированные комплексные межотраслевые и отраслевые целевые программы, но обладают вполне конкретным методическим преимуществом.

Суть в том, что в современных оптимизационных моделях регионального развития его территориально-земельное основание вводится в расчеты в усредненных количественных характеристиках, зачастую без учета сложной системы внутренних и внешних связей и зависимостей, без должного учета дифференциации его экономического содержания на макро-, мезо- и особенно микроуровне. Поэтому и региональные программы социально-экономического развития носят в известной мере абстрактный, упрощенный характер.

Важный момент грамотного управления земельно-недвижимым достоянием России — приведение рынка земельно-недвижимых объектов к цивилизованным стандартам. Центральной здесь является задача создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

В «пакете» этих задач на первое место нужно поставить затянувшееся на долгие годы создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами, причем не только залога, но и сдачи в аренду, внесения в качестве пая в уставной капитал совместных предприятий, наконец, страхования от недобросовестных сделок с землей. И все это — с квалифицированным учетом специфики земельного участка.

Серьезным тормозом развития полноценного сбалансированного рынка земельно-недвижимых объектов остается дефицит, а по большому счету — просто отсутствие полноценных статистических данных по конъюнктуре спроса и предложения. Нельзя установить крайне необходимые для расчетов равновесной рыночной стоимости земельных ресурсов ценовые притязания одних и ценовые ожидания других партнеров по фиксируемым в статистике конечным результатам сделок.

Нужна объективная информация об интересах, оценках, установках и мотивах поведения участников рынка. На основе нынешней статистики стратегические перспективы развития земельного рынка определять просто невозможно.

Есть и другие уязвимые блоки в инфраструктуре рынка земельно-недвижимых объектов. Слабым звеном выступают, например, консалтинговые, посреднические структуры, информационно-аналитические, маркетинговые службы организации мониторинга рынка земельно-недвижимых объектов.

В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли.

Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей.

Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере.

Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций.

Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

Заключение

Делая вывод, можно увидеть, что в настоящее время преобладают арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

Государственная кадастровая оценка земель необходима для создания налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов. Оценка проводится одновременно на всей территории Российской Федерации, с использованием единых методических, нормативно-технических документов и программных средств, что дает возможность получить сопоставимые показатели стоимости земель на всей территории страны. В настоящее время кадастровая оценка очень сильно разница с рыночной стоимостью, в меньшую сторону для последней. Это показывает несовершенство взаимосвязей системы кадастровой оценки и рыночных механизмов.

В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/perspektivyi-razvitiya-zemelnogo-zakonodatelstva/

земельный рынок кадастровый

I. Нормативно-правовые акты

. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. — 25 декабря 1993г.

. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001. №44. — Ст. 4147.

. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5 декабря 1994 г. — №32. — Ст. 3301; Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 января 1996 г. — №5. — Ст. 410; Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 декабря 2001 г. — № 49. — Ст. 4552.

. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года // Российская газета. — 2002. — №220;

. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 ноября 1995 г. — № 47. — Ст. 4471

.Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. «О залоге» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 11 июня 1992 г. — №23. — Ст. 1239.

.Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 июля 1998 г. — №29. — Ст. 3400.

. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»// Собрание Законодательства Российской Федерации. — 10 января 2000 г. — №2. — Ст. 149.

.Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 января 1996 г. — №1. — Ст. 19.

. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. — 12 января 2002 г. — №6.

.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995 г. — №21. — Ст. 1930.

. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995 г. — №12. — Ст. 1024.

.Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 23 июля 2001 г. — №30. — Ст. 3060.

. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 29 ноября 1990 г. — № 26. — Ст. 327.

.Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4196-I «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — №1. — Ст.26.

.Федеральный закон от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 октября 2001 г.

.Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 23 июля 2001 г. — № 30. — Ст. 3060.

. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 апреля 1998 г. — № 16. — Ст. 1801.

.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 августа 1998 г. — №31. — Ст. 3813.

.Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. — 5 ноября 1991 г. — № 44. — Ст. 1424.

.Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1990 г. — № 10. — ст. 129-130.

.Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — №11. — Ст.561.

.Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. — № 18. — Ст.1009.

.Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 25. — Ст.1429.

.Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1992 г. № 1151 «О проведении на территории Московской области в 1992 году эксперимента по аукционной продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1992. — № 14. — Ст.1121.

.Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 1228 «О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1992. — № 16. — Ст.1235.

.Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — №51. -Ст.4932.

.Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 96 «О втором этапе приватизации в г. Москве»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №7. — Ст.510.

. Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №6. — Ст.537.

.Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №8. — Ст.740.

.Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №11. — Ст.1026.

.Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №17. — Ст.1955.

.Указ Президента Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 48. — Ст.5546.

.Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 февраля 1996 г. — № 8. — Ст. 740.

.Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — № 52. — Ст. 5085.

.Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993 г. — № 51. — Ст. 4932.

.Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993 г. — № 17. — Ст. 1452.

.Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 222 «О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — № 8. — 1993 г. — Ст. 660.

.Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 2 января 1992 г. — № 1. — Ст. 53.

.Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995 г. — № 7. — Ст. 534.

.Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // Собрание постановлений Правительства РСФСР. — 1992 г. — №1-2. — Ст. 9.

.Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков» // Экспресс-закон. — июнь 2002 г. — №21.

.Приказ Госкомзема РФ от 28 октября 1999 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в формы оперативной отчетности о ходе земельной реформы»

.Приказ Госстроя РФ от 12 августа 1999 г. № 27 «Об утверждении плана мероприятий по участию Госстроя России в реализации федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 гг.»II.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/perspektivyi-razvitiya-zemelnogo-zakonodatelstva/

46. Буздалов И. Земельные отношения в переходный период // Вопросы экономики, 2005, № 8.

.Габбасов Р.Г., Голубева Н.В. О Земельном кодексе Российской Федерации // Налоговый вестник. — № 3, 4, 5. — март, апрель, май 2002г.

. Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав. // Российская юстиция. — № 10. — октябрь 2002г.

. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок в России. — М.: Дашков и Ко, 2004. — 624 с.

.Дерюгина Т.В. Объекты сервитутного правоотношения // Журнал российского права. — № 5. — май 2001г.

. Ерофеев Б.В. Земельное право России. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с.

. Зайвая А.В. Правовые аспекты земельных отношений в современной России // .

.Калинин Н.И. Право собственности и иные права на землю // Законодательство. — 1997. — №1.

.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный).

Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова — М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра — М. — 1998.

.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассова О.И.. — М.: Фонд Правовая Культура. — 2002г.

.Комментарий к Земельному кодексу. Из книги «Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации» / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. — М.: Юрайт-Издат. — 2002г.

. Комментарий к Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Из книги «Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации» / Рук. авт. коллектива Бархатов М.В. — М.: Юрайт-Издат. — 2002г.