Поскольку хозрасчетное предприятие получало известную самостоятельность в распоряжении предоставленным ему имуществом (например, продавать свою продукцию), закон исходил их того, что само предприятие в определённых случаях могло односторонне прекратить эти отношения посредством акта отчуждения.
Перевод государственных предприятий на хозрасчет составил основные условия для развития договорных обязательств. Договор стал основной формой обязательственно-правового опосредствования хозрасчета, нашедшей широкое применение во взаимоотношениях между государственными хозяйственными органами. Важнейшей стороной отношений между двумя хозрасчетными организациями стало сочетание плана и договора.
Вещно-правовая основа деятельности хозрасчетного предприятия определила основные черты внутренней структуры государственной собственности. Они сохранились и на дальнейших этапах развития государственной социалистической собственности.
Ограничения частной собственности и реализации частного предпринимательства
В.И. Ленин на четвертой сессии ВЦИК девятого созыва 31.10.1922 г., говоря о принятом Гражданском кодексе, указывал: «…мы и здесь старались соблюсти грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с современным экономическим оборотом, и тем, что представляет собой злоупотребления нэпом, которые во всех государствах легальны и которые мы легализовать не хотим». Ленин предлагал «расширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения»6 .
Чертой, характеризующей советское
С отменой частной собственности на землю, деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось (ст.21 ГК).
Точное определение рамок, в которых допускается частнопредпринимательская деятельность, установление допустимых пределов частнокапиталистического оборота составляло одну из важнейших и специфических именно для советского гражданского законодательства особенностей первого ГК. Это проявлялось уже в том определении объема гражданской правоспособности, содержащегося в Кодексе, в ст.5 которого говорилось о возможности приобретать и отчуждать имущества «с ограничениями, указанными в законе», о праве организовывать промышленные и торговые предприятия «с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда». В развитие этого принципа ст.54 ограничивала размеры предприятий, которые могли находиться в частной собственности, количеством наёмных рабочих, «не превышающим предусмотренного особыми законами», а ст.15 ставила под строгий контроль государства возникновение частных учреждений. Ряд правил, ограничивающих сферу деятельности частных предприятий, содержался и в иных нормах Кодекса (ст.ст. 18, 320 и др.).
Собственность как экономическое и юридическое отношение
... адекватности и их противоречий. Собственность одна из базовых правовых категорий. Поэтому выделяют юридические и экономические аспекты содержания собственности. С юридической стороны под собственностью понимаются отношения собственников, субъектов собственности к ее объектам. ...
Весьма существенно был ограничен
Фактически эти правила изымали из частного оборота все важнейшие с народнохозяйственной точки зрения имущества. Было сказано, что они «не могут быть предметом частного оборота» (ст.21) либо «являются изъятыми из частного оборота и не могут быть отчуждаемы» (ст.22).
В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс строго определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Эти условия определялись для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения и др. При этом ограничивались возможности расширения частной собственности. Например, немуниципализированные жилые строения могли быть предметом купли-продажи при обязательном условии, чтобы в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года (ст. 182 ГК).
По договору займа взимание процентов допускалось не свыше 6% годовых, а начисление процентов на проценты запрещалось (ст.213 КГ) .
Закон ограничивал также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Право сдачи в аренду собственником своего имущества до мая 1922 г. запрещалось или, во всяком случае, носило спорный характер. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться ( до 1923 г.).
Пользование домовладением (сдача его внаем) также ограничивалось законом — были установлены нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, сроки сдачи. Закон использовал специальный термин «обладание» (ст. 56 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот, его нельзя продать или купить.
Частнопредпринимательская деятельность
Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о «господствующей роли социалистической собственности». В общей системе народного хозяйства относительно автономные частные хозяйства рассматривались не как замкнутые и обособленные единицы, а как части единого комплекса.
Виды форм собственности предприятий
... праве оперативного управления имуществом. Предприятия различных организационно-правовых форм могут создаваться на основе частной, коллективной, государственной и муниципальной собственности, на смешанной и совместной собственности. В зависимости от видов собственности различают частные, ... создаются и действуют на основе учредительного договора. Не установлен минимальный размер складочного капитала ...
С лета 1921 г. государство начало осуществлять меры по денационализации ранее экспроприированной у частных лиц собственности. В мае 1922 г. была приостановлена национализация частных предприятий. В июне 1924 г. ВСНХ дал разъяснение о допустимом числе рабочих, труд которых мог использоваться на одном частном предприятии (20 человек).
Денационализация не получила широких масштабов. В ходе ее восстанавливались правовые институты, а не индивидуальные права бывших собственников. Создавались гарантии для вновь приобретенных прав, но запрещалось восстанавливать отмененные в ходе революции имущественные права.
Закон и судебная практика признавали длительное фактическое владение имуществом более «законным», чем ссылки бывших собственников на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как источник права собственности — во всех случаях для возникновения права собственности требовалось волеизъявление государства.
Определенные льготы предоставлялись кооперативам, кустарям и арендаторам государственного имущества. Изъятия из общих правил распоряжения имуществом распространялись также на концессионные предприятия.
В июне 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об отчуждении государственного имущества», согласно которому бездействующие государственные предприятия могли отчуждаться кооперативным и частным организациям и лицам (размеры предприятий, отчуждаемых частным лицам, ограничивались).
В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии, на основании которых государственное имущество передавалось в пользование частных лиц. ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. Предприятия, где число рабочих превышало установленное законом, а также сооружения общегосударственного значения могли стать предметом частной собственности лишь на основе концессии. Частные предприятия в промышленности и торговле подлежали регистрации и действовали под контролем государства7 .
В это понятие включалось единство двух разнородных моментов: акта публичной власти (законодательной или административной), предоставляющего концессионеру особое право, и договорного соглашения государства с концессионером о праве пользования государственным имуществом. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятия на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоряжаться концессионным имуществом.
Близким по характеру к договору о концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусматривать снабжение предприятия государственным сырьем. Вместе с тем на арендатора возлагался ряд обязанностей: договор определял, какие изделия и в каком количестве должен вырабатывать арендатор; определялась доля продукции, обязательная для сдачи государству; на арендатора возлагалась обязанность поддерживать предприятие на должном техническом уровне. Сроки жестко регламентировались, как и другие условия аренды (ст. 416 ГК).
Курсовая по гражданскому праву. Договор купли-продажи
... случаях продажи предприятий и жилых помещений государственной регистрации подлежат также и заключаемые договоры купли-продажи. Стороны могут заключить договор с условием сохранения права собственности на ... г) контрактации; д) энергоснабжения; е) продажи недвижимости; ж) продажи предприятия. Выделение названных видов договора купли-продажи служит целям наиболее простого и оптимального правового ...
Общие условия, на которых заключались договоры, также регламентировались ГК. Статья 33 ГК признавала любой договор недействительным, если он заключался одной из сторон под влиянием «крайней нужды» и на невыгодных для нее условиях. Инициатива расторжения договора могла исходить не только от заинтересованной стороны, но и от госорганов и общественных организаций. Очевидна социальная направленность этой нормы.
На практике трудовые отношения в частном секторе хозяйства нередко маскировались в форму договора подряда или купли-продажи (с целью уклониться от норм КЗоТ, облегчить налоговое давление и т.п.).
Судебная практика пошла по пути презюмирования трудового соглашения там, где разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений представляло особую трудность. Это мотивировалось защитой прав трудящихся. Закон предусматривал ответственность частных лиц перед государством за некоторые действия, понимаемые как незаконные. Статья 129 ГК предусматривала ответственность арендатора государственного имущества за его «расточительство», ст. 130 карала частного контрагента за невыполнение условий договора; ст. 132 и 133 предусматривали ответственность нанимателя в случае нарушения им трудового или коллективного договора.
Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. В ряде случаев несоблюдение установленной законом формы влекло признание сделки недействительной. О последствиях несоблюдения договорных форм говорили ст. 71—84,101,137,153,162 ГК. Добросовестному контрагенту ГК гарантировал судебную защиту его имущественных прав (ст. 1, 2, 6 ГК).
Гражданский процесс
Осуществление нэпа, развитие гражданского оборота настоятельно требовали усиления судебной защиты гражданских прав. НКЮ РСФСР издает в январе 1923 г. временную инструкцию «Об основных нормах гражданского процесса». 10 июля 1923г. ВЦИК принимает ГПК, который вводился в действие с 1 сентября 1923г. ГПК РСФСР состоял из 5 частей, 36 глав и 316 статей. Гражданский процесс также основывался на началах устности, гласности и публичности производства, ведения дела на языке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.
Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Суд приступал к рассмотрению дела не иначе как по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор был вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса. Стороны по ходу процесса могли изменять основание иска, увеличивать или уменьшать свои исковые требования, могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей.
От суда зависело признание необходимым участие прокурора, в таком случае его участие являлось обязательным. На решение суда лицами, участвовавшими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба в губернский или Верховный суд по принадлежности. Основаниями к отмене решения могли служить нарушение или неправильное применение действующих законов или явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Регулировался порядок исполнения судебных решений и определений8 .
Понятие иска и возбуждение дела в арбитражном процессе
... том, что под иском понимается иск — одно из средств возбуждения арбитражного процесса по конкретному делу. Иск выступает в качестве процессуального средства защиты интересов истца, которым ... исполнение кредитором своих обязательств перед заемщиком, надлежащее содержание и оформление указанных договоров, иные фактические обстоятельства, отражающие наличие существенных условий кредитного и залогового ...
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.
Уголовный кодекс Российской