Причины и последствия коррупции

Я выбрала данную тему для курсовой работы, так как считаю, что коррупция является одной из самых глобальных и важных проблем не только для России, но и для всего мира. При изыскании причин коррупции возникает та же проблема, что и при определении коррупции. Если бы знать точно, какие явления связаны с коррупцией, то бороться с коррупцией было бы очень легко. Неверно искать причины коррупции лишь в теневых сторонах человеческой сути – корыстность, зависть и т.д. В этом случае было бы достаточно заменить корыстного чиновника на честного, однако все не так просто. Коррупция – это системное явление, которое связано как с культурой, так и со структурой организации, доходом, культурой управления, экономическим развитием, бедностью, общими ценностными оценками в обществе, гибкостью законов и их эффективностью, деятельностью судов и следственных учреждений, механизмом контроля.

ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами.

«На то и власть, чтобы жить всласть». Эта поговорка достаточно точно отражает внутренние побуждения коррумпированных чиновников. Коррумпированность – это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, стремление к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.

50 стр., 24657 слов

Актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России

... коррупции, 10 - отсутствие коррупции). Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением ... невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий. Коррупция в ...

В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий.

Понимание коррупции в ее политико-экономическом значении основывается на анализе более глубоких причин этого явления, коренящихся в форме государственного устройства, основ экономической и политической системы государства. Главным тезисом такого подхода является тезис о том, что наделенная властными полномочиями бюрократия фактически присваивает себе право распоряжаться государственной собственностью и использует ее в своих личных целях.

Политико-экономическое понимание коррупции акцентирует внимание на опасности слияния власти политической и экономической, подчеркивает необходимость установления широкого общественного контроля за деятельностью государственных чиновников, наделенных властными полномочиями по распоряжению общенародной государственной собственностью.

В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции:

1)Коррупция в сфере государственного управления.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.).

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правил, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

2)Парламентская коррупция.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.

Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

3) Наконец, коррупция в негосударственных организациях.

3 стр., 1471 слов

Коррупция на государственной службе и методы борьбы с ней

... коррупции на государственной службе. Определить пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы. 1. Сущность и понятие коррупции с учетом исторических тенденций её развития Корни коррупции скрываются в механизме осуществления государственной власти. ... и отечественного капитала в российскую экономику. Коррупция представляет собой коррупционные формы экономической борьбы между ...

Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Формы проявления коррупции.

Исходя из анализа норм международных конвенций и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции:

  • Взяточничество (или подкуп).

  • Злоупотребление служебным положением.
  • Злоупотребление влиянием.
  • Легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией).

  • Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны.

К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации, развития, переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, в научной литературе относят следующие:

  • Сохранение закрытости и неподконтрольности власти, слияние власти и экономики.
  • Экономический упадок и политическая нестабильность.
  • Неразвитость и несовершенство законодательства.

Неразвитость законодательства проявляется в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:

  • противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
  • незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
  • отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
  • Неэффективность институтов власти: громоздкость государственного аппарата, отсутствие современной системы отбора и продвижения государственных служащих.
  • Слабость гражданского общества, отрыв 1/ привлечения к ответственности. В качестве фактора, увеличивающего потери можно назвать и «пересечение» контрольных полномочий правоприменительных органов.
  • Нормы права дают должностному лицу возможность выбирать между различными вариантами поведения по своему усмотрению.
  • Нормы права, регулирующие поведение должностного лица, отсутствуют, позволяя ему тем самым вести себя по своему усмотрению.
  • Нормы права наделяют должностное лицо либо ведомство правом разрабатывать и принимать нормативные акты. В данной категории рассматривается частный случай «присвоения государства». Присвоение государства представляет из себя покупку процесса нормотворчества (осуществляемого как законодательной, так и исполнительной властью) заинтересованными лицами, отстаивающими узкогрупповые интересы.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

6 стр., 2999 слов

Реферат государственная власть и право

... взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По ...

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  • Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.
  • Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
  • Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.
  • Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.
  • Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

  • Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.
  • Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.
  • Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.