По гражданскому праву, вариант № 3 права авторов и их защита

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. С временем цивилизация развивалась и росла — появилось исскуство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы. Все это очень хорошо, но появились и те кто наживается на этом. Предотвратить неправомочное использование в своих целях будь то художественных произведений или или компьютерных программ должен Закон — Закон об Авторском праве.

В наше время — время научно-технической революции во многом нарушаются Авторские права. Авторское право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право — часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме[1], позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

Но нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.

Субъекты авторского права

Авторские правоотношения – отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны — организации, заинтересованные в их использовании[2].

Субъекты авторского права, в широком понимании, – это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты. Субъекты авторского права, в узком понимании, — это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав.

В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение[3].

2 стр., 958 слов

Понятие произведения как объекта авторского права. Виды произведений

... объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. ... оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы. Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, градостроительства ...

Более обширное понятие[4] можно найти во Всемирной декларации по от 01.01.01 г., термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки , указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний. Таким образом, автор – это, прежде всего физическое лицо[5].

Ни возраст, ни пол, ни раса[6] не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения[7].

Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности[8].

В соответствии со ст.26 ГК РФ[9], без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет. Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда[10].

После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право , право на авторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права[11].

На стороне автора может выступать и «множественный» носитель авторских прав – соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами[12].

Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение. Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права[13].

Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или . При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя. Авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения[14].

13 стр., 6368 слов

Субъекты и объекты авторского права

... авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1982,ст.62. По мнению других ученых, за автором творческого произведения ... о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются ...

В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя на произведение, то есть выступать обладателем производных прав[15].

В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные органы[16], комитеты и организации по защите авторских прав, объединения издателей и т. д.

Действующим законодательством предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами авторских и смежных прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

Личные неимущественные права авторов

В соответствии со ст. 15. Закона «Об авторском праве и смежных правах»: Личные неимущественные права. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства );
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая . Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

9 стр., 4465 слов

Защита авторских прав

... соглашений.7 Также субъективные авторские права возникают у автора в результате создания своего произведения. 2. Защита авторского права 2.1 Права авторов: содержание и осуществление Как мы уже выяснили, автору произведения, принадлежат: право авторства, право на имя, на ...

Имущественные права авторов

В соответствии со ст. 16. Закона «Об авторском праве и смежных правах»: Имущественные права.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом:
  • продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение[17] для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предосвления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от на эти экземпляры.

Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в , а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Порядок и способы защиты авторских прав

Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об авторском праве и смежных правах», является нарушителем авторских прав.

За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Обладатели исключительных авторских вправе требовать от нарушителя:

1. признания прав;

2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3. возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4. дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

5. выплаты компенсации в сумме от 10 доминимальных размеров , устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда , вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

13 стр., 6398 слов

Авторское права и смежные права

... отношений, складывающихся по поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его ... внимание условиям предоставления охраны авторских прав: специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого издания, имя обладателя авторского права, год первого издания, срок ...

6. принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Контрафактные[18] экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести:

  • решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм;

— определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).

— определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Заключение.

На территории Российской Федерации действует законодательство РФ об авторском праве и смежных правах. В частности Закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного (смежные права).

Этот закон выполняется и работает, что очень нужно в нашей стране.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/prava-avtorov-i-ih-grajdansko-pravovaya-zaschita/

3 стр., 1416 слов

ОХРАНА ПРАВ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

... международной охраны авторских прав.//Журнал российского права. 2001. №8. С. 93 - 100. 25. Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Интеллектуальная собственность в России: проблемы использования и правовой защиты.//Менеджмент в России и за рубежом. ...

1. Беляцкин авторское право в его основных принципах. – СПб. Издание юридического книжного склада «Право». – 1912. – с.9.

2. Большая Советская Энциклопедия

3. Гаврилов комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Фонд «Правовая культура», 1996 г.

4. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

5. 1993 г.

6. , Рузанова право: Комментарий законодательства. М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004.

7. Сборник законов РФ. 2005 г.

8. http://*****/

9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

[1] рукопись, чертеж и т. п

[2] издательства, театры, киностудии и т. д.

[3] ст.4 Закона

[5] группа физических лиц предполагает соавторство

[6] национальность

[7] ст.17 ГК РФ

[8] ст.21 ГК РФ

[9] п.2 пп.2

[10] совершать сделки по отчуждению имущественных прав

[11] п.2 ст.27 Закона

[12] письменного или устного

[13] абз.2 п.1 ст.10 Закона

[14] абз.3 п.2 ст.10 Закона

[15] пользователями

[16] в советский период, например, — Госкомиздат

[17] включая показ, исполнение или передачу в эфир

[18] Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.