Страховщики и страхователи в РБ

Курсовая работа

Люди, познавая законы природы, используют их для развития производительных сил. Однако разрушительные силы природы порой выходят из-под контроля и наносят значительный, иногда огромный ущерб. Наводнения, засухи, градобития, заморозки, ураганы, землетрясения, эпизоотии, другие бедствия тормозят развитие производства. Пожары, потеря трудоспособности, смерть человека и тому подобные несчастные случаи, иногда возникающие по вине людей, также влекут имущественные потери в определенной сфере деятельности граждан и юридических лиц.

Разрушительные явления природы и нечастные случаи возникают внезапно и неожиданно приводят к производственного процесса и нормальной жизни людей. Для возмещения ущерба, причиненного неожиданным явлением, создается Юридические и физические лица передают денежные взносы особым страховым организациям, каждая из которых их собирает и управляет собранными средствами, а в случае неожиданных потерь выплачивает потерпевшим соответствующие суммы с целью погашения ущерба в имуществе, в связи со смертью человека или повреждением здоровья. Фактически потери отдельного участника (участников) распределяются между всеми лицами, которые вносят взносы фонд. Из этого фонда выплачиваются гражданам соответствующие суммы в связи со смертью или другими событиями в жизни. В этом и состоит основная социально-экономическая сущность страхования.

Таким образом, мы видим, что отношения между и страховщиками имеют важное значение для стабильности общественной жизни в различных её сферах. Главными субъектами отношений выступают и страхователь, что и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе является гражданско-правовой статус страховщика его правовое регулирование нормами национального законодательства. Гражданско-правовое взаимодействие и страховщика между собой представляет систему отношений по защите имущественных интересов граждан, юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формирующихся из выплачиваемых взносов (страховых премий).

Предмет исследования являются сами правовые нормы, регулирующие правовой статус и страхователя, их права и обязанности и другие, связанные с ними отношения – нормы законодательства Республики Беларусь, а также практика применения указанного законодательства, теоретические позиции и взгляды учёных на проблемы правового регулирования статуса страховщика

Цель исследования – показать значение страхования в предпринимательской деятельности и раскрыть сущность правого статуса страховщика

4 стр., 1982 слов

Природа правового конфликта

... функционирования и модернизации данной общественной системы. Природа правового конфликта Правовой конфликт - это противоборство субъектов права с ... определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями; 4) решение, принятое по конфликту, обязательно для ... права с другими сферами общественной жизни (конфликты-симбиозы). Собственно правовые конфликты, связанные с противоречиями в ...

Задачи исследования определяются его целью. Для достижения цели настоящей работы в ней необходимо решить следующие задачи:

1) дать общую характеристику участникам правоотношений;

2) определить понятие и дать характеристику выгодоприобретателю лицу;

3) определить понятие и дать характеристику страховому агенту и страховому брокеру;

3. раскрыть сущность и перестрахования.

Важнейшими методами исследования, используемыми при написании настоящей работы являются конкретно-социологический метод, метод статистического анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой.

С помощью метода конкретно-социологических исследований были проанализированы и переработаны научная и учебная литература о подходах различных авторов к понятиям и категориям, опосредующим, деятельность, правовой статус и страховщика, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые отношения по изучаемой проблематике. Результатом данного анализа и обработки информации явилось получение определенных теоретических обобщений и выводов.

Для успешного проведения конкретно-социологических исследований по изучаемой проблеме использовались разнообразные частно-научные приемы, в том числе анализ статистических и публицистических данных, официальных сообщений и документов, материалов юридической практики, наблюдение, обследование.

Формально-юридический метод применялся при определении юридических понятий, их признаков, толковании содержания правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере страховой деятельности.

В основу работы положены учебная и научная специальная литература, в частности таких отечественных и зарубежных авторов как Колбасина Д.А., Серебровского В.И., Чигира В.Ф., Паращенко В.Н. и других, а также нормативные правовые акты. На данном этапе хозяйственно-правовые отношения по договору страхования имущества регулируются многими нормативными правовыми актами, прежде всего, Гражданским кодексом Республики (далее – ГК) и Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530 «О страховой деятельности». Немаловажное значение при написании курсовой работы сыграла и специальная литература по вопросам правового регулирования деятельности.

работы включает титульный лист, содержание, введение, три главы с подглавами, заключение и список использованных источников.

1. Общая характеристика участников правоотношений

правоотношение – это вид правоотношения; это урегулированное нормами страхового права общественное отношение, участники которого являются носителями прав и обязанностей в сфере страхования. Это индивидуализированное отношение как отношение между отдельными лицами (физическими и юридическими), связанным между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения – наличие границ, при которых возможность и долженствование осуществляются в конкретных действиях и в реальном поведении.

правоотношение – это вид социальных связей участников отношений, возникающих и существующих на основе норм Юридическая связь обособленных субъектов отношений выражается в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения. правоотношения возникают и реализуются по поводу страховой защиты имущественных интересов (застрахованных лиц, выгодоприобретателей) в связи с наступлением случаев путем заключения ими договоров со страховыми организациями и их исполнения. Органы государственной власти могут выступать в качестве при обязательном государственном госслужащих. Для осуществления страховщики вынуждены вступать в иные отношения (кроме страховых) с другими участниками рынка – агентами, брокерами, сюрвейерскими, консалтинговыми, исследовательским организациями. Помимо этого возникают отношения между организациями и государственными органами по поводу налогового, финансового, валютного контроля и антимонопольной политике, а также с государственного контроля за деятельностью. Вся совокупность этих отношений не относится отношениям, поэтому и выделяют нестраховые правоотношения в сфере страхования [12].

4 стр., 1603 слов

Договоры личного страхования

... добровольного медицинского страхования: основные черты и проблемы применения / Ю.С. Овчинникова // Право и экономика. - 2016. - № 8. - С. 25 - 30. 39.Озова Н.А. Некоторые юридические аспекты медицинских правоотношений ... 6422. 6. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних ...

Субъекты правоотношения – это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Они могут быть индивидуальными (граждане) и коллективными (публично-государственные образования – государство, муниципальные образования и прочие).

Субъекты правоотношения должны обладать правосубъектоностью. Правосубъектность – социально-правовая возможность субъекта быть участником правоотношений, иметь права и способность их приобретать и распоряжаться ими. Субъектами правоотношений являются застрахованное лицо, выгодоприобретатель [12].

Основными субъектами правоотношения являются страховщик Страховщик принимает на себя риск, то есть ответственность за те последствия, которые могут произойти для жизни или имущества (или другого лица) от наступления предусмотренного события. Страхователь обязывается за это уплатить известный денежный взнос премию).

Кроме этих лиц правоотношении могут участвовать еще два лица: выгодоприобретатель лицо. Выгодоприобретателем называется то лицо, которому должен выплатить вознаграждение; выгодоприобретателем может быть сам или третье лицо. Застрахованным лицом является лицо, в жизни которого должно произойти событие, влекущее обязанность уплаты страхового вознаграждения; им может быть выгодоприобретатель или четвертое лицо. Выгодоприобретатель как самостоятельное лицо может участвовать в имущественном и в личном Застрахованное лицо как самостоятельное лицо может участвовать только в личном [11, с. 490]. Кроме названных лиц правоотношениях участвуют агенты и страховые брокеры. агенты – это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Если страховые агенты – физические лица, то они могут быть штатными сотрудниками организации или не быть ими, а работать по договору поручения, в котором указываются их права, обязанности, размеры оплаты труда, ответственность. агенты обеспечиваются комплектом правил страхования, стандартами договоров, копиями нотариально заверенных лицензий на осуществление деятельности с приложением перечня видов а также доверенностью

брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей и осуществляющие посредническую деятельность от своего имени на основании поручений или страховщика. Брокер действует, как и агент, по поручению, но может исполнять определенные поручения и страховщика, в том числе одновременно. Брокер, выполняя поручение от своего имени, заключает со или страхователем договор комиссии, так как его интересует получение комиссионного вознаграждения за выполнение поручения. брокер по договору не несет ответственности перед страхователем и не имеет права подписывать этот договор от своего имени. Отношения и страховщика с агентами и брокерами относятся к гражданско-правовым отношениям и регулируются нормами Гражданского кодекса.

14 стр., 6536 слов

Добровольное страхование имущества юридических лиц

... страхованию имущества юридических лиц В соответствии с законодательством Республики Беларусь и на основании Правила № 21 «Добровольного страхования имущества юридических лиц» Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» заключает договора добровольного страхования имущества юридических лиц. Субъектами страхования являются страховщик, страхователь, выгодоприобретатель. ...

Таким образом, основными субъектами правоотношений являются застрахованное лицо, выгодоприобретатель, страховой агент брокер.

и страхователь – основные участники правоотношений

Сторонами по договору страхования являются страхователь 2.1 Страхователи, выгодоприобретатели лица

выступают граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, организации, в том числе и международные, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, иностранные государства, заключившие договоры страхования либо являющиеся таковыми в силу закона или акта Президента Республики Беларусь.

граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, вправе свои имущественные интересы в Республике Беларусь у имеющих право осуществлять деятельность в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательством.

Во многих случаях обязательного в качестве выступают соответствующие республиканские органы и исполнительно-распорядительные органы административно-территориальных единиц.

вправе назначить лицо, управомоченное на получение возмещения (выгодоприобретателя).

В этом случае им быть не может (например, при ответственности на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц) [14].

Договор страхования в пользу выгодоприобретателя является примером договора в пользу третьего лица (ст. 400 ГК), правда, с характерной для него особенностью. Как только выгодоприобретатель заявит, что принимает права, вытекающие из этого договора, он принимает и вытекающие из него обязанности, в том числе и обязанности, возникшие до того, как он заявил о принятии прав по такому договору. Пункт 2 статьи 829 ГК прямо предусматривает, что при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения обеспечения вправе требовать от выгодоприобретателя (в том числе и тогда, когда последним является лицо) выполнения обязанностей по договору включая обязанности, лежащие на но не выполненные им. При этом риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были бы быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель.

заключивший договор страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда последний является лицом, не освобождается от выполнения обязанностей по этому договору. Он освобождается от выполнения этих обязанностей только в случае, если это предусмотрено договором либо если обязанности, лежащие на выполнены лицом, в пользу которого заключен договор (п. 1 ст. 829 ГК).вправе заменить выгодоприобретателя другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика. Однако по договору личного страхования замена выгодоприобретателя, назначенного с согласия лица, допускается лишь с согласия этого лица (ч. 1 ст. 846 ГК).

4 стр., 1744 слов

Тема 7: «Организация деятельности службы охраны правопорядка и профилактики»

... рефератов: Система и структура аппаратов управления службой охраны правопорядка и профилактики Организация взаимодействия подразделений службы охраны правопорядка и профилактики в охране общественного порядка и обеспечении безопасности. Пути повышения эффективности деятельности службы охраны правопорядка и профилактики. Вопросы для самоконтроля: Понятие организации и тактики охраны общественного ...

Согласия страховщика на замену выгодоприобретателя не требуется. Не требуется на это и согласия выгодоприобретателя. Но если выгодоприобретатель выполнил какую-либо из обязанностей по договору или предъявил требование выплате, он не может быть заменен другим лицом (ч. 2 ст. 846 ГК).

правоотношении на стороне может участвовать не только выгодоприобретатель, но и застрахованное лицо, в пользу которого заключен договор страхования. Им является лицо, в жизни которого может происходить событие, влекущее обязанность уплатить страховое возмещение. В некоторых договорах личного страхования застрахованное лицо и выгодоприобретатель являются одним и тем же лицом, в других договорах личного страхования в одном лице совпадают лицо и выгодоприобретатель. В случаях, предусмотренных законодательством, застрахованного лица может быть другое лицо (п. 1 ст. 820, ст. 845 ГК).

Когда по договору ответственности за причинение вреда (ст. 823 ГК) ответственность лица иного, чем последний вправе в любое время до наступления случая заменить это лицо другим, письменно уведомив об этом страховщика (п. 1 ст. 845 ГК).

Эта норма является диспозитивной. Договором может быть предусмотрено иное. Но когда лицо названо в договоре личного страхования, оно может быть заменено другим лицом лишь с согласия самого лица и страховщика.

страховые агенты и страховые брокеры

(страховые организации) – это коммерческие организации, созданные для осуществления деятельности и имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности. (страховой организацией) может быть только коммерческая организация, созданная для осуществления деятельности и имеющая лицензию на осуществление деятельности.

Заключение и исполнение договора страхования может осуществляться через страховых посредников (агентов и брокеров).

– это физическое лицо или организация, осуществляющая от имени страховой организации посредническую деятельность Основанием такой посреднической деятельности может быть заключенный организацией договор (контракт в отношении физического лица) либо договор поручения или иной договор (в отношении физического или юридического лица), предусматривающий посредническую деятельность. Если агент принимает обязательства от имени страховщика в пределах полученных правомочий, обязательства являются обязательствами

брокер – это коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность от своего имени на основании поручения организации либо одновременно каждого из них на основании лицензии на осуществление деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь, если иное не установлено Положением деятельности в Республике Беларусь от 25.08.2006 или иными актами Президента Республики Беларусь.

Государственная реорганизация, ликвидация и страховых брокеров осуществляется по правилам пунктов 14-27 Положения деятельности в Республике Беларусь, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 (далее – Положение от 25.08.2006).

страховые брокеры и объединения подлежат государственной в Министерстве финансов Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством о государственной субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных пунктами 14-27 Положения от 25.08.2006. Внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных в Положении от 25.08.2006.

2 стр., 755 слов

Надзор за деятельностью страховых учреждений

... сферы страхования как вида экономической деятельности. По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это страховых организаций. В ...

В соответствии с пунктом 15 Положения от 25.08.2006 минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

  • 1 млн. евро, – осуществляющего виды страхования, не относящиеся жизни;
  • 2 млн. евро, – осуществляющего виды страхования, относящиеся жизни;
  • 5 млн. евро, – осуществляющего исключительно деятельность [3].

Соответствие размера уставного фонда страховщика минимальному размеру уставного фонда определяется путем пересчета внесенных в уставный фонд денежных средств (в иностранной валюте и (или) белорусских рублях) в евро по установленному Национальным банком официальному курсу соответствующей денежной единицы по отношению к евро на дату пересчета.

Уставный фонд должен быть сформирован его учредителями к дате государственной полностью.

Часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, предусмотренному в пункте 15 Положения от 25.08.2006, должна вноситься денежными средствами в иностранной валюте и (или) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса соответствующей денежной единицы по отношению к евро на дату принятия учредителями, акционерами (участниками), собственником имущества соответствующего решения. Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, определенный в пункте 15 Положения от 25.08.2006, может быть сформирована путем внесения учредителями неденежных вкладов в порядке, установленном законодательством и учредительными документами этой организации. Оплата иностранными инвесторами долей (акций) в уставных фондах страховщиков брокеров производится исключительно денежными средствами.

После государственной страховщик должен постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру уставного фонда, предусмотренному в пункте 15 Положения от 25.08.2006.

Имущество, вносимое в уставный фонд должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности (хозяйственного ведения), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого страховщика.

Размер вклада каждого учредителя в уставный фонд (доли участника в уставном фонде) страховщика, за исключением вклада (доли) Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц в уставный фонд страховщика, создаваемого в виде акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, не может превышать 35 процентов размера уставного фонда.

Для государственной страховщика, брокера наряду с документами, представляемыми в соответствии с законодательством о государственной субъектов хозяйствования, страховым брокером в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров этого страховщика, брокера, а также документы, подтверждающие происхождение собственных денежных средств учредителей (участников) Профессиональная пригодность кандидатов на указанные должности определяется в порядке, установленном Министерством финансов.

5 стр., 2239 слов

Страхование туристов. Виды страхования. Договор страхования. ...

... и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его ... ее получения. Таким образом, следует учитывать, что именно этот вид страхования позволяет турфирме полностью исполнить возложенную на нее законом ...

организация может быть учредителем (участником) других юридических лиц. Общий размер вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации не может превышать 35 процентов уставного фонда (за исключением вкладов республиканских унитарных предприятий, осуществляющих деятельность), если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, и вносится из прибыли, остающейся в ее распоряжении.организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является организацией, осуществляющей деятельность согласно праву соответствующего государства [3].

В соответствии с пунктом 20 Положения от 25.08.2006 квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При превышении квоты Министерство финансов прекращает страховых организаций с иностранными инвестициями и (или) выдачу таким организациям лицензий на осуществление деятельности.

организация обязана получить предварительное разрешение Министерства финансов на:

  • увеличение размера своего уставного фонда за счет средств инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам;
  • отчуждение долей (акций) в ее уставном фонде в пользу инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к данным иностранным инвесторам [3].

Белорусские участники организаций Республики Беларусь обязаны получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение принадлежащих им долей (акций) в уставных фондах в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам. В таком предварительном разрешении отказывается, если указанная в пункте 20 квота превышена или будет превышена при совершении вышеуказанных действий.

организации, являющиеся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам и (или) имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 процентов, могут создавать обособленные подразделения на территории Республики Беларусь, а также являться учредителями (участниками) других страховых организаций после получения предварительного разрешения Министерства финансов. Такое разрешение не выдается при превышении квоты, установленной в соответствии с пунктом 20 Положения от 25.08.2006.и страховые брокеры создают обособленные подразделения в Республике Беларусь с разрешения Министерства финансов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Создание организациями брокерами за пределами Республики Беларусь обособленных подразделений, а также участие в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций осуществляются с разрешения Министерства финансов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с учетом особенностей, определенных законодательством Республики Беларусь и правом иностранных государств, в которых осуществляются соответствующие действия.

11 стр., 5408 слов

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь

... на два вида: 1) конституционные; 2) отраслевые. По предметной направленности: 1) общие (базовые); 2) индивидуальные (характерные только для прокуратуры). Основные принципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции Республики Беларусь ...

Уполномоченный сотрудник органа не осуществляет государственную страховой организации в случаях, предусмотренных в законодательных актах о государственной а также в следующих случаях:

  • неподтверждение в установленном порядке происхождения собственных денежных средств учредителей (участников) для внесения в уставный фонд организации (в соответствии с заключением аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя);
  • превышение квоты, установленной в соответствии с пунктом 20 Положения от 25.08.2006;
  • профессиональная непригодность кандидатов на должности руководителя, его заместителей и главного бухгалтера организации;
  • необходимость обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, защиты интересов национальных организаций [3].

Особенности деятельности страховых брокеров и агентов установлены пунктами 28-46 Положения от 25.08.2006.

Согласно пункту 28 Положения от 25.08.2006 предметом деятельности может быть только страховая, инвестиционная деятельность, а также деятельность по оценке страхового риска и размера ущерба, по оценке и осмотру движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества, по организации предоставления услуг технического, медицинского и финансового характера иному либо страхователю потерпевшему, а также другому лицу, претендующему на получение выплаты) в целях выполнения заключенных этими лицами договоров по оказанию услуг иной организации в установлении причин, характера ущерба при наступлении случая. Страховая организация, осуществляющая виды страхования, относящиеся жизни, не вправе заниматься иными видами

В учредительных документах обязательно должен быть определен его предмет деятельности.

деятельность подлежит лицензированию. организации приобретают право на осуществление деятельности, брокеры – на посредничество со дня получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, выдаваемого Министерством финансов в порядке, установленном законодательством о лицензировании. В специальном разрешении (лицензии) на осуществление деятельности работы и услуги, ее составляющие, указываются в соответствии с видами страхования, которые может осуществлять лицо, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности.организации, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, не могут проводить в Республике Беларусь страхование жизни, обязательное в том числе обязательное государственное имущественное связанное с осуществлением поставок, оказанием услуг или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также имущественных интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Посредническая деятельность – это страховая деятельность, осуществляемая агентами и брокерами. организации не могут выступать агентами или брокерами.

10 стр., 4611 слов

Организация имущественного страхования

... рассмотреть более детально виды страхования имущества. 1.2 Классификация имущественного страхования средств наземного транспорта Согласно Условиям лицензирования деятельности от 19.05.1994 г. № 02-02/08, страхование средств наземного транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности ...

агентами могут быть физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и организации, не являющиеся организациями. – это физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, осуществляющее от имени страховой организации посредническую деятельность на основании трудового договора (контракта) либо гражданско-правового договора по видам страхования, относящимся жизни, – от имени нескольких организаций, а по иным видам – только от имени одной организации. Физическое лицо для осуществления посреднической деятельности должно иметь образование не ниже общего среднего.– организация, осуществляющая от имени страховой организации посредническую деятельность на основании гражданско-правового договора. При этом организация, которая является государственным юридическим лицом, государственным банком либо банком, уполномоченным обслуживать государственные программы, а также республиканским государственно-общественным объединением, вправе осуществлять посредническую деятельность по всем видам добровольного и обязательного Иные организации имеют право осуществлять посредническую деятельность только по видам добровольного

действует в пределах полномочий, предоставленных и в посреднической деятельности выступает от его имени.

Права и обязанности, вытекающие из действий, совершенных агентом, приобретает В случае отсутствия либо превышения агентом полномочий, предоставленных договор страхования считается заключенным, если страховщик впоследствии прямо одобрит данный договор. Одобрение договора страховщиком создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данному договору с даты его вступления в силу.

Определение и получение взносов страховыми агентами от осуществляются в порядке, предусмотренном в законодательстве и правилах Страховые агенты обязаны сдавать полученные взносы страховщику или перечислять на его банковский счет в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством по согласованию с обслуживающим его банком. При этом сумма взносов должна соответствовать размеру и валюте, указанным в договорах по которым получил эти взносы.

Форма, система и размеры оплаты труда страховых агентов – физических лиц, выплаты агентам – юридическим лицам вознаграждения за оказанные услуги определяются соответственно в трудовом договоре (контракте) либо гражданско-правовом договоре согласно законодательству. агенты заключают договоры обязательного с юридическими лицами на безвозмездной основе. Страховая организация вправе выплачивать премию страховому агенту по результатам заключения договоров обязательного

Предметом деятельности брокера является только страховое посредничество.

брокеры могут по видам добровольного

  • осуществлять поиск страхователей или подбор
  • оказывать консультационные и информационные услуги по
  • выполнять рекламную работу по
  • получать взносы по договорам (перестрахования) при наличии соответствующего условия в соглашении
  • оказывать помощь в подготовке (оформлении) документов, необходимых для получения выплаты;
  • оформлять полисы (свидетельства, сертификаты) и другие документы, необходимые для заключения договора добровольного

– предоставлять или оказывать содействие в предоставлении заинтересованным лицам услуг в оценке страхового риска при заключении договора страхования, в оценке ущерба и определении размера выплаты возмещения, а также в возмещении убытков при наступлении случая [3].

Конкретный перечень услуг, предоставляемых брокером, а также перечень его прав и обязанностей перед страхователем и (или) страховщиком определяются в договорах, заключенных между ними. В этих договорах должны быть предусмотрены порядок взаиморасчетов между страховым брокером и сроки перечисления взносов на счет условия и порядок выплаты комиссионного вознаграждения, а также другие условия, определяемые по соглашению сторон.

брокер не вправе осуществлять:

  • деятельность по поручению организаций, созданных за пределами Республики Беларусь;
  • иные виды деятельности, кроме посреднической деятельности
  • посредническую деятельность по видам обязательного по перестрахованию по видам обязательного
  • посредническую деятельность по видам добровольного не указанным в его специальном разрешении (лицензии) на осуществление деятельности [3].

брокер вправе:

  • получать от сведения о тарифах, обязательствах, принятых по договорам (сострахования, о страховых резервах и размере собственного капитала;
  • осуществлять посредническую деятельность по видам добровольного перестрахованию в соответствии с составляющими деятельность работами и услугами, указанными в специальном разрешении (лицензии) на осуществление деятельности;
  • получать как так и от страхователя вознаграждение за оказанные им услуги [3].

брокер обязан:

  • выполнять свои обязательства в соответствии с договорами, заключенными им со страхователями и (или) страховщиками;
  • оказывать содействие в заключении договоров со страховщиками, имеющими устойчивое финансовое положение;
  • в установленном порядке представлять в Министерство финансов отчетность о посреднической деятельности, а также иную информацию о его финансово-хозяйственной деятельности [3].

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Республики Беларусь договоров от имени страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь, не допускается.

Для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств организация образует из полученных взносов страховые резервы по видам страхования, относящимся жизни (математические резервы), по видам страхования, не относящимся жизни (технические резервы), по обязательному от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы (специальный резерв).

Порядок и условия образования резервов определяются Министерством финансов.

резервы исчисляются в белорусских рублях или валюте, в которой организация получила взносы или приняла обязательства по соответствующим видам страхования (перестрахованию).

Размещение и учет средств резервов осуществляются на отдельных специальных счетах, открытых для этого в обслуживающих банках.организации – государственные юридические лица либо юридические лица, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, размещают собственные средства и средства страховых резервов в государственных банках. При этом собственные средства могут быть вложены в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка, местных исполнительных и распорядительных органов только через государственные банки или структурные подразделения Национального банка, а также в ценные бумаги государственных банков и объекты недвижимости [3].

Средства страховых резервов не подлежат изъятию организации, имеют целевое назначение, используются только для выплат и не включаются в стоимость имущества этой организации, приходящегося на долю участника в ее уставном фонде. Приобретенное за счет таких средств имущество подлежит отдельному бухгалтерскому учету.

организация инвестирует и размещает средства страховых резервов в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Средства данных резервов должны инвестироваться и размещаться на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации.

От поступивших взносов по видам страхования, относящимся жизни, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного обязательного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств и иных случаев, предусмотренных в актах Президента Республики Беларусь, страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай невыполнения своих обязательств.

Гарантийные фонды формируются в белорусских рублях и учитываются отдельно от других фондов резервов. Размер отчислений в гарантийные фонды по обязательным видам страхования составляет 2 процента, по видам страхования, относящимся жизни, – 1 процент. ежемесячно до 22 числа месяца, за отчетным, перечисляет средства гарантийных фондов в республиканский бюджет [3].

Средства гарантийных фондов имеют целевое назначение и выделяются по решению Президента Республики Беларусь в случае невозможности выполнения своих обязательств по видам страхования, относящимся жизни, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного обязательного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Выделенные средства используются только на страховые выплаты.

Средства гарантийных фондов, не израсходованные в течение финансового года, используются в установленном законодательством порядке в очередном финансовом году.

От поступивших взносов по обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного и добровольным видам страхования, кроме добровольного дополнительной пенсии, страховые организации обязаны создавать фонды предупредительных (превентивных) мероприятий.

По добровольному жизни, медицинских расходов, обязательным видам страхования, за исключением обязательного ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательного с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обязательного гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), Президент Республики Беларусь определяет размер отчислений в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, а также порядок и направления использования их средств.

По обязательному ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательному с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обязательному гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) особенности порядка формирования и использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий определяются в главах 16, 17 и 18 Положения от 25.08.2006.

Фонды предупредительных (превентивных) мероприятий имеют целевое назначение и используются для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от случаев и их предотвращение.

Средства отчисляются в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий в белорусских рублях, учитываются отдельно от средств других фондов и страховых резервов. Средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, созданных по добровольному жизни, медицинских расходов, обязательным видам страхования, ежемесячно до 22 числа месяца, за отчетным, перечисляет в республиканский бюджет. Размер отчисляемых средств в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, порядок и направления использования фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольным видам страхования, за исключением добровольного жизни и медицинских расходов, определяются Советом Министров Республики Беларусь [3].

Показателем результативности деятельности организации является прибыль, определяемая как разница между доходами, полученными при осуществлении в том числе перестрахования, а также от инвестиционной и иной деятельности, относящейся к предмету ее деятельности, и расходами на осуществление этой деятельности.

Платежеспособность организаций по обеспечению выполнения своих обязательств в том числе и перестрахованию, оценивается в соответствии с критериями платежеспособности, определяемыми Министерством финансов. Страховщик, принявший на себя обязательства, превышающие его платежеспособность, обязан заключить договор о части страхового риска, принятого им на себя по договору страхования [3].

Особенности ведения бухгалтерского учета и отчетности организаций определяются Министерством финансов. Министерство финансов устанавливает объемы и сроки представления организациями бухгалтерской отчетности, необходимой для выполнения им контрольных функций. Страховые организации обязаны в порядке и в сроки, определенные законодательством, публиковать годовые балансы и отчеты о финансовых результатах после