Каждое исторически конкретное общество заинтересовано в создании и соблюдении такого порядка общественных отношений, который обеспечивает его нормальное существование и объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы − ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация.
Социально-нормативное
В этой связи комплексный анализ социальных норм, выявление среди них места и роли права имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия в нормативной системе общества в целом, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Отдельные аспекты сущности нормативного регулирования, взаимодействия права и социальных норм рассмотрены в научных работах С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.И. Денисова, В.М. Лазарева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Р.З. Лившица, А.С. Пиголкина, Л.Д. Спиридонова, В.А. Четвернина и др.
Объект исследования — система нормативного регулирования общественных отношений.
Предмет исследования — соотношение права с наиболее распространенными социально-нормативными регуляторами: моралью, религией, обычаями.
Право и мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений
... конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане, социальные ...
Цель исследования — теоретический анализ места и роли современного права в системе нормативного регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить место права в системе социальных регуляторов;
- выявить нравственные начала в праве;
- рассмотреть соотношение права и морали;
Методологической базой исследования является учебная и периодическая литература, в которой подвергнуты анализу различные аспекты социально-нормативного регулирования общественных отношений. Активно использовались диалектико-материалистический метод научного познания объективного мира, основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа − системно-структурный, анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и библиографии.
1.Право в системе социальных регуляторов
В теории государства и права под
Социальное регулирование общественных отношений реализуется с помощью
По мнению В.М. Лазарева нормы социального регулирования имеют следующие общие черты:
- представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;
- определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;
- формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;
- преследуют достижение единых целей – обеспечение порядка и
организованности в общественных отношениях2 .
В научных исследованиях по теории права большинством ученых социальные нормы рассматриваются как правила поведения, образец, масштаб, модель поведения, которыми руководствуются люди в общественных отношениях.
Так, М.Н. Марченко определяет социальные нормы как связанные волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений 3 .
Соотношение норм права и иных социальных регуляторов
... немаловажной функцией является оценочная. Здесь социальные нормы выступают в качестве критериев оценки общественных отношений, с точки зрения морали, нравственности, традиций, правовых норм (моральное - аморальное поведение, правомерное - неправомерное, и т.д.). Функция ...
В.К. Бабаев дает следующее определение: «Социальные нормы − это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры» 4 .
А.В. Мелехин полагает, что социальные нормы – это требования должного к поведению членов общества и положению вещей, создаваемых в результате сознательной деятельности людей, и адресуемые как отдельному человеку, так и социальным группам, государству и обществу в целом 5 .
По мнению А.В. Мелехина, социальные нормы обладают радом характерных признаков:
Благодаря указанным признакам социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение членов общества и определяют русло его направления в
На наш взгляд, социальные нормы – это общепризнанные и распространенные эталоны, образцы, правила поведения членов общества, составляющие суть социального регулирования общественных отношений и определяемые социальными и экономическими условиями закономерности общественного развития.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих
В частности В.Н. Хропанюк на основе названных оснований выделяет следующие виды социальных норм:
- нормы права — это формально определенные, общеобязательные правила, оказывающие властное воздействие на сознание и волю членов общества, выражаемые в категоричной форме указания должного поведения, регулирующие общественные отношения, закреплённые в праве и обеспеченное государством;
- нормы морали (нравственности) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;
- нормы общественных организаций — правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;
- нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде в результате их многократного повторения и вошедшие в привычку людей, ставшие естественной жизненной потребностью человека;
- нормы традиций — выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции);
- нормы ритуалов — разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов, национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей и охраняется мерами морального воздействия7 .
Право – это наиболее значимый социальный регулятор общественных отношений, выступающий в качестве нормативно-государственной основы или критерия юридически дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения и осуществляющий регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с нормами морали, нормами традиций, обычаев и ритуалов и т.д.
Экономическое поведение и виды правил
... в обществе и отдельных его группах, а не являющихся индивидуальными привычками, традиционно занимались (и занимаются) философы, социологи, социальные психологи. Поскольку в реальности правила есть, и они ощутимо влияют на поведение экономических агентов, ...
Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведение индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необходимое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой.
В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-
2.Нравственные начала в праве. Соотношение права и морали
Для современной юридической науки характерен процесс углубления нравственных начал, сближения права и морали демократического общества.
Как отмечает Н.Г. Лукьянова, «нравственность есть та категория, которая определяет гуманистическую сторону содержания права. Анализируя соотношение права и норм нравственности в обществе, мы можем судить о глубине и позитивизме правовых механизмов общества, о состоянии его правовой культуры. И хотя природа указанных категорий во многом различна, однако, они объективно взаимозависимы» 8 .
По нашему мнению, взаимосвязь между правом и нравственностью предопределена не только способностью нравственности проникать во все сущностные стороны общественной и частной жизни, но и в немалой степени тем обстоятельством, что право, будучи ценностным явлением гражданского общества, исходит из нравственного начала, ориентируется на моральные ценности и естественно и закономерно проявляет постоянную готовность к взаимодействию с соответствующими правилами, нормами нравственности.
«Мораль требует, – отмечал Гегель, – чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения» 9 . Такая практическая взаимосвязь указанных нормативных регуляторов обусловлена тем, что право в определенной степени предстает в качестве юридически оформленной нравственности, обогащено, усилено моральными принципами и требованиями. Простые нормы нравственности (типа «не убий», «не укради») пересекаются с аналогичными предписаниями юридических норм.
Фактически все государства, которые позиционируют себя как демократические и