Правовое государство: концепция и реальность

Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. Как сложное образование, человеческое общество изучается многими предметами, история его становления и развития исследуются общественными науками. Имеется целый ряд конкретных дисциплин, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая наука — правоведение.

Правоведение — совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений. Эта наука изучает процесс возникновения права как социального явления и ищет ответы на нелегкие, за давностью лет, вопросы о том, когда данное явление возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии прошло право в своем многовековом развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Для более детального изучения структуры права и его отношения с государством, как аппарата управления общества, была создана единая отрасль науки и учебная дисциплина – теория государства и права.

Теория государства и права рассматривает различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства.

Цель и задачи данной курсовой работы — раскрыть такие вопросы, как возникновение и развитие идеи правового государства, дать понятие и объяснить его основные признаки, отличающие правовое государство от других. Также затронуть проблемы становления правового государства в России. Какие процессы в нашем обществе происходили ранее, какие трудности и препятствия, для построения правового государства, имеются в настоящее время, что предпринимается в стране для построения демократического общества.

I. Возникновение и развитие идеи правового государства.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Правовое государство как определённая теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы со­отношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеаль­ном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.

11 стр., 5343 слов

Сущность и роль права в обществе – Сущность и роль права в обществе

... цели необходимо решение раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений; определить сущность и содержание права. Глава 1. Понятие права: признаки, назначение, функции. Право, как и государство, - одно из самых ... стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения друг с другом как субъекты права, это означает, что за ними стоит авторитет общества и государства, и ...

Термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России[1].

Но сама идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. Государство будет процветать в том случае, «если закон- владыка над правителями, а они его рабы»[2].

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

Фактически, такие высокие идеалы достигались далеко не всегда, и обычно всё останавливалось на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Вышеупомянутый Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, а другой — к интересам подданных, общества.

С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Право, по его мнению, является необходимым конституирую­щим источником государственности вообще. «Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Что касается его учителя Платона, то он также имел аналогичные взгляды и писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью».

Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности – значит делать очень большое допущение…»[3].

Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации. Тем ни менее, государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

4 стр., 1729 слов

Отцовская власть в римском праве

... отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти ... предоставил". Римские юристы определяли обязательство как "правовые узы" (juris vinculum), в силу ... В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens. С образованием государства внутри рода происходила имущественная дифференциация; власть внутри рода попала в ...

В период возникновения государства, значительная часть людей была неудовлетворенна тем, что этот социальный институт использовался, по большему счёту, не в общественных интересах, а в корыстных целях узкого круга лиц. Естественно его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а использовались определённым классом. При этом любая власть, и главным образом государственная, не знает собст­венных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства. Для достижения своих целей государство навязывало свою волю большинству, зачастую чиня произвол, что вело, к ущемлению интере­сов личности. Относительно этого В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». А по Расселу: «Каждый человек изначально наделен двумя связан­ными, но не тождественными страстями — стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны».

При постоянном ущемлении интересов людей, они всё чаще стали задумываться над тем, как сде­лать минимальными произвол и различные злоупотребления, как и с помощью какого средства, направлять государственную энергию, силу и власть на общее благо.

Относительно этих вопросов существуют различные мнения. Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти как власть. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным. До сих пор не найдено средств для достижения ни того, ни другого…».

Вторая точка зрения выражает в основном мнение и идеи этатистов («этатизм» — от французского «государство»).

Они считают, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Государство должно стоять над правом, при этом отвергая возможность жесткого упорядо­чения государственной власти со стороны права. Но в результате этого, как показывает практика, политика переходит границы рационального вза­имодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятель­ность общественными системами, происходит огосударствление соци­альной сферы.

Третьи считают, что необходимо стремиться к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к её полному устранению с политической сцены. Во власти они видят главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму («анархизм» — от гречес­кого «безвластие») — политическому течению, провозглашающему своей целью уничтожение государства и замену любых форм принуди­тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С по­зиции анархистского типа политического сознания всякое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Мнение же четвертой группы мыслителей не столь категорично, как предыдущее. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсо­лютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой» к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы[4].

3 стр., 1052 слов

Билет 1 История государства и права зарубежных стран

... 2.Государственный механизм Великобритании в Новейшее время В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах ... государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в ... сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не ...

Именно через право (а точнее через такую его форму, как закон) предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы. Именно право, в отличие от других социаль­ных норм (морали, обычая, традиции и т.п.), носи­ло формально определенный письменный характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила ис­пользовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны государства.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права[5].

В процессе углубившихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публичная власть- сила (с её возможностями насилия), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, становится справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью[6].

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

Эти идеи также нашли отражение и развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что пораждало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В период буржуазных революций, в условиях борьбы про­тив феодального произвола и утверждения нового строя, в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж Руссо и другие. Их идеи во многом базировались на античных источниках, и они вывели про­блему соотношения государства и права на светский уровень, освобо­див её в значительной части от религиозного мировоззрения.

9 стр., 4137 слов

Общество и государство. Гражданское общество в условиях правового государства

... праве государство из простого инструмента власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием. Таким образом, гражданское общество ...

В трудах этих учёных проявилось стремление ввести государственное властвование в правовые границы, а также, высказано отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. В соответствие этому, очень большие изменения претерпела и сама трактовка государства. В связи с тем, что праву отво­дилась роль ведущей нормативной системы, государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, при­званной гарантировать права и свободы индивидов, а также раз­решать возникающие между ними споры в законном порядке. Государ­ство оказывалось средством утверждения правопорядка как равнове­сия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соот­ношения государства и права в XVI — XVII вв. были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства[7].