Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.
Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время в России. Оно свидетельствует о возрастающей открытости общества, о расширении прав и свобод людей. Создается новое демократическое общество.
В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. О гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад. Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство, появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, так как в советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки в организации общественного и государственного устройства стран Запада и преподносить их в средствах массовой информации.
Поэтому, автор попытался в данной работе проследить развитие мировоззрений о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых современности на данную проблему. Для многих людей в нашей стране понятие демократическое правовое государство в применении его к России несет в себе негативный смысл. Это связано с тем, что с первых дней Перестройки и перехода к рыночной экономике люди, должны были ориентироваться на развитие собственной инициативы, активизацию трудовой активности, умение вписываться в новые условия жизни. Однако не все граждане смогли найти свое место в экономических структурах. В обществе появились значительные слои неимущего населения, живущего ниже черты бедности.
Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних условиях отсутствует представление о контурах гражданского общества и правового государства, которое мы хотим построить. Поэтому раскрытие понятий и признаков гражданского общества и правового государства, которое мы хотим построить, автору реферата в настоящее время представляется весьма актуальным.
Государство как субъект гражданского права
... перед данной работой цели, следует решить, рассмотреть государство как субъект гражданского права; определить правовой статус государства в гражданских правоотношениях; раскрыть участие государства в вещных правоотношениях; проанализировать участие государства в обязательственных правоотношениях; охарактеризовать ответственность государства за причинение ...
Цель курсовой работы: раскрыть сущность правового государства и гражданского общества., Для достижения поставленной цели в работе определен ряд задач:
- дать понятие правового государства и охарактеризовать его признаки;
- рассмотреть систему
разделения властей в правовом государстве; - исследовать взаимные
обязанности и ответственность личности и государства; - определить понятие, признаки и структура гражданского общества.
Предметом исследования в курсовой работе является становление правового
Объект исследования – правовое государство и гражданское общество.
Методологической основой написания курсовой работы послужили труды исследователей в области теории государства и права: Клименко С.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В., Комарова С.А.
1. Правовое государство
1.1. Понятие и признаки правового государства
Социальную основу правового государства
Нравственная основа правового государства
Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию. Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.
Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам, а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают этот тезис. /4/
Признаки правового государства:
1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
Конституция РФ как основной закон государства и общества
... страны. Понятие Конституции Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, основной закон государства, определяющий признак государственной власти, юридический элемент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем ...
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. /5/
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся
— ему присуща государственная власть как средство
— оно представляет собой
— располагает специальным
— обладает определенной
— существует благодаря налогам и другим сборам;
— обладает государственным
Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.
Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
1.2. Система разделения властей в правовом государстве
Разделение властей – это политико-
Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н. э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н. э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э).
Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).
/19/
Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция
Судебная власть в правовом государстве
... ролью судебной власти в правовом государстве. ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ : 1. Рассмотреть понятие судебной власти 2. Рассмотреть ее основные функции ,принципы и задачи 3. Показать соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти 4.Определить роль судебной власти в правовом государстве ...
Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости
Наиболее полно и последовательно