Государство как субъект гражданского права

Государство продолжает играть существенную роль в современной российской экономике. В частности, оно является собственником значительного количества имущества, включающего объекты промышленности и социально-культурной сферы. При этом можно говорить о некоторой тенденции расширения числа объектов государственной собственности. Это обусловлено тем, что в условиях экономического кризиса государство должно оказывать финансовую помощь некоторым участникам гражданского оборота. Однако возможны ситуации, когда, несмотря на оказываемую помощь, они станут банкротами и, соответственно, их имущество может перейти в государственную собственность в счет возмещения долга.

Игнорирование экономической природы имущественных отношений приводит к тому, что отрасли права, обеспечивающие экономические отношения, становятся «вещью в себе», отрываются от экономического содержания, что на стыке экономики и права порождает массу проблем, связанных прежде всего с закреплением имущественного (экономического) интереса в правовых институтах.

Обязательственные отношения, являясь частью экономических отношений, всегда связаны с имущественным интересом в том или ином выражении, который в юридической науке обычно связывается с «выгодой, благом», «потребностями субъекта».

Целью курсовой работы является исследование государства как участника гражданского оборота, а также разработка и внесение предложений по совершенствованию гражданского законодательства Российской Федерации в данной сфере. Для достижения поставленной перед данной работой цели, следует решить,

  1. рассмотреть государство как субъект гражданского права;
  2. определить правовой статус государства в гражданских правоотношениях;
  3. раскрыть участие государства в вещных правоотношениях;
  4. проанализировать участие государства в обязательственных правоотношениях;
  5. охарактеризовать ответственность государства за причинение вреда;
  6. рассмотреть выступление Российской Федерации в гражданском обороте за рубежом.

Поставленная цель и задачи предопределили структуру работы, она состоит из ведения, трех глав, объединяющих в шесть параграфов, заключения и списка источников.

В первой главе рассмотрена общая характеристика правосубъектности государства как участника гражданско-правовых отношений. Вторая глава исследует участие государства в вещных и обязательственных правоотношениях. Третья глава посвящена ответственности государства за причинение вреда и выступлению Российской Федерации в гражданском обороте за рубежом.

3 стр., 1297 слов

Виды гражданских правоотношений

... обсуждение понятия гражданского правоотношения и его отличительных черт; исследование субъектов, объектов и содержания гражданского правоотношения; охарактеризовать классификацию видов гражданских правоотношений на: имущественные и неимущественные гражданские правоотношения; безусловные и условные гражданские правоотношения; иные виды гражданских правоотношений. Исследуя тему этой курсовой работы, ...

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 30 декабря 2008 г.)1 , а также Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 27 декабря 2009 г.)2 и другие нормативные правовые акты.

При написании курсовой работы автор руководствовался следующими научными трудами таких авторов, как Г.А. Бунич, А.А. Гончарова, А.Н. Гуев, А.И.Калпина, А.П. Сергеева и другие.

Содержащиеся в курсовой работе общетеоретические положения и конкретные предложения могут быть использованы при подготовке и обсуждении проектов нормативных актов. Выводы могут применяться в процессе преподавания гражданского права, в научно-исследовательской работе, а также могут быть отправным материалом для более глубокого изучения исследуемых проблем.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

О возможности участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях говорится не только в главе 5 ГК, в которой, по существу, конкретизируется порядок такого участия, но и в ст. 2 ГК, согласно которой в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Российская Федерация относится к особой категории участников гражданских правоотношений — публично-правовым образованиям (к последним также относятся субъекты Российской Федерации и муниципальные образования).

Участие публично-правовых образований (в первую очередь Российской Федерации) в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач, связанных с имущественными отношениями 3 .

Следует отметить, что термином «государство» обозначаются и Российская Федерация, и субъекты Федерации. В юридической литературе для обозначения Российской Федерации и ее субъектов как участников гражданских правоотношений применяется также термин «государственное образование». В законодательстве, однако, не встречается такого словосочетания. Законодатель, очевидно, исходит из того, что в целом участие в гражданских правоотношениях Российской Федерации и ее субъектов должно подчиняться единым правилам, и только в необходимых случаях указывается, что соответствующее правило имеет в виду участие именно Российской Федерации. Однако, поскольку специфика Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, несомненно, имеется, то в дальнейшем под термином «государство» будем иметь в виду только Российскую Федерацию.

23 стр., 11391 слов

Бакалаврской работы Договор поручения по гражданскому законодательству ...

... Основными считаются договор поручения (гл. 49 Гражданского з кодекса Российской Федерации) и договор комиссии (гл. 51 Гражданского о кодекса Российской Федерации). В следствие принципа свободы в договора (ст. 421 а Гражданского кодекса Российской Федерации) составляющие договоров н поручения и ...

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств — отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта 4 .

Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой — подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о «раздвоении» правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством 5 .

В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Следует напомнить, что так было не всегда. В СССР государство было также участником гражданских правоотношений, однако обладало особым статусом и особыми правомочиями. Дело даже не в том, что более 90% имущества было государственной собственностью. Государство имело и другие преимущества. Так, например, на истребование государственного имущества из чужого незаконного владения не распространялся срок исковой давности. Государство выступает в гражданских правоотношениях в большинстве случаев через свои органы (как законодательные, так и исполнительные): Федеральное Собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства).

5 стр., 2090 слов

Публично-правовые образования как субьекты гражданских правоотношений

... государством), но властными полномочиями не обладает, существенно отличается от правовой природы органа государственной власти. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях обусловлена общественными интересами и нацелена на ...

Следует отметить, что для некоторых органов (например, Президента или Федерального Собрания) возможность участия в гражданских правоотношениях является чисто теоретической и на практике этого не происходит. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти 6 » в систему исполнительных органов власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Среди этих органов особое место принадлежит Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, которое имеет право в установленном порядке передавать государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров. Кроме того, оно занимается вопросами проведения приватизации государственного имущества 7 .

Итак, особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

1.2. Правовой статус государства в гражданских правоотношениях

Правовая природа государственного органа при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, бывает различной в зависимости от того, в качестве кого он выступает: 1) в качестве органа, посредством действий которого государство приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности в рамках реализации правосубъектности государства; 2) в качестве лица, наделенного самостоятельной гражданской правосубъектностью8 .

При выступлении от имени государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью, их правовая природа в этом случае аналогична правовой природе органа юридического лица. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные органы могут наделяться правами юридического лица при необходимости выступления в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях).

17 стр., 8055 слов

Формы участия государства в гражданском обороте

... юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная - физические лица, юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства ... публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно ...

Органы юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ во всех случаях представляют собой лишь часть юридического лица, не имеющую самостоятельной правосубъектности, и поэтому взаимоотношения такого органа со своим юридическим лицом не могут строиться на началах представительства.