Государственная казна России и основы ее функционирования

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну

Эффективная система управления доходами и расходами государственной казны должна служить основой формирования механизма устойчивого экономического роста, который приведет к увеличению валового внутреннего продукта, национального дохода как базы для формирования централизованных фондов денежных средств государства. На современном этапе развития экономических отношений в нашей стране особое значение и актуальность приобретает государственный налоговый менеджмент, базирующийся на четкой государственной налоговой стратегии. При этом одной из функций государства по-прежнему остается поддержание стабильного роста доходных поступлений, однако обеспечение достаточного объема доходов бюджета становится уже не только залогом финансового благополучия страны, но и основой — для реализации и финансирования новых государственных программ путем разработки системы мер, направленной на повышение жизненного уровня населения Российской Федерации.

Вопросы политики формирования государственных доходов и расходов, ее тактического и стратегического развития, реформирования действующей системы администрирования доходов и оптимизации расходов вызывают в настоящее время повышенный интерес, обусловленный проводимыми в нашей стране преобразованиями, изменениями, имеющими своей целью создание экономически и политически обоснованной системы налогов и сборов и неналоговых доходов.

Вопросам исследования проблем сущности государственных финансов посвящены работы таких учетных, как: С.В. Барулин, М.Ю. Ксенофонтов, Д.Б.Кувалин, Н.И. Комков, М.И. Каменецкий, В.В. Новожилов, О.П. Овчинникова, Д.Г. Черник и др.

Исследованием финансовой науки по теории и практике государственных доходов и расходов в России занимаются такие ученые-экономисты, как И.И. Бабленкова, Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.П. Павлова, В.И. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, B.М. Романовский, В.К. Сенчагов, C.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина.

Вместе с тем, в условиях глобализации экономических процессов необходима дальнейшая разработка теоретико-методологической базы и методов ее практической реализации в области государственного менеджмента в целях обеспечения результативности проводимых экономических преобразований в России, что подтверждает актуальность данной темы, обусловливает цель, задачи и структуру курсовой работы.

3 стр., 1171 слов

Формирование правовой системы Англии

... обоснование формирования правовой системы Англии. Поставленная цель определила следующие задачи: Рассмотреть историю формирования правовой системы Англии; Проанализировать особенности английского права; Определить основные характеристики права Англии. Объект исследования в работе: правовая система Англии. Предмет исследования: особенности формирования правовой системы Англии. В работе использовано ...

Целью исследования является изучение государственных доходов: основных их форм и перспектив развития в современной России.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность государственной казны и основы ее функционирования;

2. Рассмотреть нормативные основы функционирования государственной казны;

3. Провести анализ доходов и расходов государственной казны;

4. Выявить направления совершенствования функционирования государственной казны

Объектом исследования является государственный бюджет (государственная казна).

Предмет исследования — финансово-экономические отношения, возникающие в процессе реализации государственной политики по вопросам формирования доходов и финансирования расходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественных ученых в области экономической теории, теории финансов, теории налогов и налогообложения.

В курсовой работе использованы методы сравнения, анализа и синтеза, приемы и методы статистического анализа.

Информационную базу написания курсовой работы составили законодательные акты Российской Федерации, статистические материалы, публикации в периодической печати, монографии. В частности, при написании работы были использованы данные Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики, и другие материалы, опубликованные в периодической печати и размещенные на официальных сайтах в Интернете, собственные разработки и расчеты автора.

1. Теоретико-методические основы формирования и функционирования государственной казны

Понятие «государственная казна» — многоплановое, отражаемое во многих источниках литературы, посвященной экономике и юриспруденции.

Слово «казна» впервые фиксируется во второй половине XIV века в летописной редакции «Сказания о Мамаевом побоище»: «Князь же великий, слышав от митрополита, иде в казну свою з братом своим и взем злата много». Происхождение слова восходит к арабскому слову хазне — хранилище, сокровищница, от хазана — запасать, хранить. Ранее это слово проникло на территорию Средней Азии и Казахстана, и уже во времена Золотой Орды — на Русь [4. C.81]

Сущность государственной казны отражают следующие определения. Согласно экономическому словарю «Государственная казна» — денежные средства государственного бюджета [18. C. 117].

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений. Понятие казны разнообразно. М. Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает определение казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью [3. C. 126].

5 стр., 2118 слов

Государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации

... содержание. 12. Подразделение в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "О ветеринарии", "Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706, другими ...

В статье 214 Гражданского кодекса дано понятие казны как «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями…». В пункте 2 ст. 97 Бюджетного кодекса также говорится о казне: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну». Само государство выступает субъектом частноправовых отношений. Оно приобретает недвижимое и движимое имущество, становится должником или кредитором [19. C. 231].

Понятие казны разнообразно в юридической литературе. М.Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает понятие казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями, составляют государственную казну Российской Федерации. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью [18. C. 91].

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества (объект правоотношений).

Данная трактовка приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. С другой — она выступает как субъект правоотношений

Прямого определения понятия «казна» действующее законодательство не содержит. Однако исходя из систематического толкования формулировок п.2 ст.97 БК РФ, п.1 ст.126 и ст.1069-1071 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что под казной понимается вся совокупность имущества, принадлежащего государству, субъекту федерации или муниципальному образованию (в зависимости от того, какая казна имеется в виду).

Таким образом, понятие «казна» по своему содержанию шире понятия «бюджет», поскольку первое обозначает вообще всю имущественную массу, принадлежащую соответствующему публично-правовому образованию, а второе — лишь ее часть, обособленные в качестве специального фонда денежные средства [23. C. 41].

Институт казны – это система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой перераспределение государственных активов.

Сущность казны государства раскрыта в функции самого государства: инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выраженная в обеспечении деятельности органов государственной власти, гарантийная функция государства в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, государственных займов и иных государственных обязательств.

Формирование казны осуществляется, в основном, органами государственной власти различных уровней. В современных условиях развития экономики России, финансы, денежные фонды, государственная казна становятся основным рычагом управления всех сфер общественной жизни, признаком государства

В связи с этим спектр использования дефиниции « Государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а так же особенностями участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в финансовых и имущественных правоотношениях.

22 стр., 10590 слов

Анализ деятельности Комитета по управлению имуществом и земельными ...

... проблеме управления государственной и муниципальной собственностью. При подготовке выпускной квалификационной работы также были использованы архивные материалы Комитета по управлению имуществом и ... юридические лица и особые лица - государство и муниципальные образования. Начало работы по разграничению государственного имущества было урегулировано специальным Постановлением Верховного Совета ...

Формирование государственной казны, таким образом, исходя их определения данного понятия, происходит за счет двух видов источников – налогов и имущества.

Признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирования [17. C. 116].

В теории марксизма отмечается, что в налогах воплощено экономическое выражение сущности государства, налоги необходимы для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания публичной власти. Сбор налогов — это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны.

Налог, согласно современному определению Налогового кодекса РФ – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Основная роль налогов — фискальная (от лат. Изсиз — государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления [17. C. 211].

Имущество казны – единственный инструмент прямого, неопосредованного участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях, единственный источник получения прямых неналоговых доходов бюджетов различных уровней. Имущество, относящееся к категории казенного, включает в себя практически все категории объектов гражданских правоотношений: движимые и недвижимые вещи, имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага. Источниками формирования казны является имущество:

4 стр., 1934 слов

Правовое регулирование государственных доходов

... социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского Децентрализованные государственные доходы. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или ... Основными видами доходов, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги. Взаимоотношения предприятий и государства строятся на правовой основе в ...

  • созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;