Особенности перемещения товаров морским транспортом

Российская Федерация, являясь трансконтинентальной и евразийской державой, своим географическим расположением предназначена для интеграции различных региональных экономик, реализуя через свою территорию функции континентальных транспортных коридоров, являющихся естественным продолжением международных морских перевозок.

Государственная политика в области морского транспорта, направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для стабильного роста объемов морских перевозок, среди которых важнейшее место занимает уменьшение издержек транспортных компаний в морских портах. От уровня конкурентоспособности морского транспорта и развития морских портов зависят эффективность интеграции России в мировую транспортную систему и состояние многих смежных отраслей экономики.

Таким образом, изучение особенностей перемещения товаров морским транспортом и организации таможенного контроля морских грузоперевозок, с учетом всех проблем этого вопроса, и предопределяет актуальность моей работы.

Для написания использовались законодательство Российской Федерации учебная литература, периодические издания и электронные ресурсы.

Цель работы – рассмотреть основные особенности перемещения товаров и вопросы организации таможенного контроля судов торгового мореплавания и перевозимых ими грузов.

Поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие морские перевозки, рассмотреть их особенности.

2. Подробно охарактеризовать порядок таможенного контроля судов торгового мореплавания и товаров перевозимых ими.

3. Рассмотреть правовое регулирование при перемещении товаров морским транспортом.

4. Изучить особенности таможенного оформления и таможенного регулирования товаров, перевозимых водным транспортом.

Глава 1. Правовые основы перемещения товаров морским и речным транспортом через таможенную границу

1.1 Правила перевозки грузов морским транспортом

Морские грузоперевозки являются наиболее популярным видом транспортировки различных категорий товаров в международных масштабах. Их популярность объясняется низкой стоимостью, возможностью перемещать грузы на значительные расстояния, а также максимальным обеспечением безопасности перевозимого товара. Конечно, данный вид транспорта по скорости уступает воздушному, но если времени достаточно, то лучше отдать предпочтение именно морским перевозкам.

13 стр., 6033 слов

Порядок применения санитарно-эпидемиологического контроля товаров, ...

... на таможенную территорию Таможенного союза санитарный эпидемиологический таможенный товар Санитарно-карантинный контроль за прибывающими транспортными средствами на таможенную территорию Таможенного союза включает: оценку информации, получаемой от экипажа (командира или ответственного члена экипажа) воздушного, морского ...

Главным требованием, которое предъявляется к перевозке с помощью морского транспорта, является необходимость упаковки грузов в соответствующие контейнеры, или расположение их на пароме. Размещение производится таким образом, чтобы, в первую очередь, обеспечивалась безопасность движения судна.

Основными нормативными документами в данной сфере выступают общие правила транспортировки грузов морем, которые действуют с 1990 года, и правила перемещения грузов в контейнерах с использованием морского транспорта. Также в этой сфере деятельности обычно руководствуются Кодексом торгового мореплавания и специализированными документами нормативного характера, которые определяют механизм процедуры перемещения опасных грузов, а также использования специализированных контейнеров. [12]

Специальные условия перемещения грузов данным видом транспорта включают следующие моменты:

  1. Требования к осуществлению грузоперевозок с помощью универсальных контейнеров. Включают в себя порядок передачи и приема этих контейнеров в порту и главные особенности транспортировки продукции.
  2. Особенности расположения и крепления различных контейнеров на судах. Данный раздел содержит требования к судам, контейнерам и их оптимальному расположению на судне в соответствии с грузовым планом. Сюда же включают меры по обеспечению безопасности морского транспорта во время его движения и погрузки.
  3. Перечень технических требований, предъявляемых к процедуре размещения и крепления товаров на открытых средствах укрупнения и в контейнерах. Этот перечень включает допустимые параметры грузов, в зависимости от условий режима транспортировки, оптимальные схемы расположения различных грузов в контейнере и характерные особенности перемещения опасных грузов.
  4. Международные руководства в отношении наиболее эффективного расположения, укладки, а также процедуры крепления грузов.

Главной особенностью морских перевозок является то, что они часто входят в состав смешанных транспортировок. Поэтому здесь правила перевозки грузов морским транспортом действуют с того момента, когда товар считается принятым к погрузке на судно.[13]

1.2 Правовое регулирование при перемещении товаров морским (речным) видом транспорта

В настоящее время морской транспорт является доминирующим по общему объему международных перевозок грузов. В силу своей мобильности, сравнительно доступных цен и возможности доставить груз в любую точку планеты морские перевозки остаются наиболее часто используемым видом транспортировки внешнеторговых грузов.

Морской торговый флот крайне неравномерно распределен среди государств, порты и судостроительные верфи также рассредоточены по всему миру, потоки грузов стекаются в крупные порты с целью их консолидации и отправки по назначению.

Торгово-экономические связи государств расширяются, растут объем морских перевозок грузов, число заходов морских судов в зарубежные порты. Все это привело к усложнению правового регулирования торгового мореплавания иностранным элементом и, как следствие, формированию международного морского частного права.[10]

3 стр., 1299 слов

Арест судна. Морское право

... посвященной аресту судов (гл. XXIII), можно считать новеллой российского морского права. Ранее действовавший Кодекс торгового мореплавания 1968 г. содержал лишь право начальника порта на задержание судна и груза в морском торговом ...

Эффективное правовое регулирование в области морского судоходства опирается как на совершенствование национального законодательства, так и на конструктивное международное сотрудничество различных стран.

Правовое регулирование вопросов морской перевозки имеет огромное значение при согласовании условий внешнеторговой сделки. Это связано прежде всего с нахождением соответствующих сторон сделки в различных государствах, а также с тем, что в настоящее время договор международной купли-продажи достаточно унифицирован, в том числе и посредством использования и включения в него норм и обычаев международного морского частного права.[11]

Однако, несмотря на длительную историю существования и развития морского частного права, нельзя признать существующее законодательство совершенным. В целом вопросы правового регулирования договора морской перевозки груза проработаны недостаточно. Большое количество возникающих проблем связаны с решением вопросов применимого права.

Безусловно, КТМ РФ прежде всего направлен на регулирование национальных правоотношений в области торгового мореплавания. Однако подавляющее большинство всех норм КТМ РФ построено с учетом тех международных конвенций и соглашений, участницей которых стала Россия за последние годы, поэтому КТМ РФ фактически содержит унифицированные материально-правовые нормы международного характера, инкорпорированные в российское законодательство.