Полномочия кредитных организаций при налогообложению

Современное развитие финансовой системы России характеризуется формированием банковской системы рыночного типа и динамичным развитием нормативно-правовой основы регулирования банковской деятельности. Эти явления обусловлены качественным ростом значения банков в развитии экономики страны. Банки, являясь ключевым звеном рыночной экономики, осуществляют финансово-посреднические операции между хозяйствующими субъектами, предоставляют финансовые ресурсы, необходимые для развития производства, способствуют оптимизации размещения денежных средств. Немаловажную роль играют банки и в налоговой деятельности государства.

Основным элементом правосубъектности кредитных организаций являются налоговые права и обязанности, посредством закрепления которых государство устанавливает и регулирует общественные отношения в сфере налогообложения. Отличительной особенностью налоговых отношений является то, что они не могут функционировать вне правового оформления. Следовательно, от содержания налоговых прав и обязанностей кредитных организаций во многом зависит эффективность налогово-правового регулирования.

Одной из важнейших особенностей правового статуса банка в налоговых правоотношениях является то, что банк в указанных правоотношениях не только выступает как налогоплательщик, но и обременен рядом специфических публично-правовых обязанностей, включенных в частноправовую природу отношений между банком и клиентом. Банки участвуют в процессе учета налогоплательщиков, представляют налоговым органам сведения об открытии счетов, о финансово-хозяйственных операциях своих клиентов — налогоплательщиков. Центральной из этих публично-правовых обязанностей является исполнение поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты. Возложение на банки этой обязанности обусловлено тем, что юридические лица не могут уплатить налоги, минуя банковский счет. Таким образом, банки являются одним из ключевых звеньев в налоговом механизме

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся под воздействием налогово-правового регулирования, обязательными участниками которых являются кредитные организации.

Целью работы является анализ полномочий кредитных организаций в налоговых правоотношениях, в совокупности образующих их специальную правосубъектность. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение

  • рассмотрение кредитных организ аций в сфере налоговых правоотношений;
  • определение ответственности налоговых правонарушений банков;
  • изучение полномочий кредитных организаций при налогообложении.
    4 стр., 1560 слов

    Банки как субъекты налоговых правоотношений

    ... — клиентов банка (ст.135.1 НК РФ). Банки как хозяйствующие субъекты являются налогоплательщиками, они наделены правами и обязанностями налогового агента (обязаны удерживать и уплачивать налоги). Налоговый агент – это хозяйствующий субъект Специфика деятельности банков проявляется в ...

    Глава 1.

Кредитные организации в сфере налоговых правоотношений

1.1. Теоретические основы правосубъектности кредитных организаций

Статья 9 НК РФ формально не относит коммерческие банки к участникам отношений, регулируемых налоговым законодательством, что представляется не вполне правомерным. Следует признать, что банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающих налоговые изъятия и наделенных в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность. Признание коммерческого банка субъектом налогового права происходит в силу распространения на него действия законодательных актов о налогах и сборах. Коммерческий банк как субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, то есть независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности, или налогово-правовой статус коммерческого банка. Поэтому налоговая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения коммерческих банков, поскольку служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет действия банка в конкретных налоговых отношениях.

По своей роли, специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых отношений правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования круга субъектов — лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Налоговая правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной ступенью конкретизации налогово-правовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу. Налоговая правосубъектность определяет область законодательства, действующего применительно к коммерческому банку, и, следовательно, конкретизирует крут правоотношений, в которых банк может участвовать.

3 стр., 1474 слов

Субъекты финансового права РФ

... индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. Индивидуальные субъекты реализуют финансовую правосубъектность и посредством участия в финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В качестве субъектов финансового права все ...

Налоговая правосубъектность коммерческих банков является одним из видов финансовой правосубъектности, поэтому наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них. Специальная правоспособность коммерческих банков в налоговых правоотношениях дает возможность осуществлять им лишь такие права, которые соответствуют предмету налогового права. Налоговая правосубъектность — более емкая категория, нежели возможность правообладания и несения обязанностей в сфере налоговых отношений. Ее конкретное содержание зависит от целого ряда факторов: юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности.

Таким образом, налоговую правосубъектность можно определить как установленную нормами налогового права способность быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов в пользу государства (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации) и (или) муниципальных образований в целях финансового обеспечения решения общественных задач. Налоговая правосубъектность также может предоставлять лицу способность участвовать в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в некоторых иных отношениях, неразрывно связанных с названными.

1.2. Банк как особый участник налоговых правоотношений

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», налоговое законодательство устанавливает публично — правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками — юридическими лицами. Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками указанных публично — правовых функций. Так, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», у банков может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Первичным основанием возникновения публично-правовых обязанностей банка, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, является гражданско-правовой договор банковского счета. А.Я. Курбатов отмечал, что наличие оснований для применения налоговой ответственности банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды зависит от того, являются ли действия банка правомерными или неправомерными с точки зрения гражданского права1.

Согласно ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Таким образом, основанием возникновения публично-правовой обязанности банка по перечислению средств в бюджет является распоряжение клиента, данное им в силу заключенного с банком гражданско-правового договора. Моментом возникновения у банка указанной публично-правовой обязанности (моментом начала течения сроков) является момент поступления в банк соответствующего платежного документа от клиента. Эти предусмотренные гражданским законодательством правила дублируются в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с п. 2 ст. 69 которого поручение на перечисление налога исполняется банком в пределах одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

3 стр., 1473 слов

Налоговый учет налога на имущество организаций

... налогов и сборов в бюджет. Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «ТД «ВладМиВа». Предметом исследования является ведение налогового учета на предприятии и налоговая отчетность по налогу на имущество. Целью данной курсовой работы является рассмотрение на ...

Таким образом, обязанности банков по правильному открытию счетов налогоплательщиков, исполнению поручений о перечислении налогов и сборов, а также по предоставлению налоговым органам сведений по счетам своих клиентов, основываясь на гражданско-правовых договорах, носят не только гражданско-правовой, но и публично-правовой характер2.

Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин отмечают, что указанные отношения регулируются гражданским (Гл. 45 ГК РФ), банковским (ст. 31 ФЗ «О банках и банковской деятельности») и налоговым (ст. 60, Гл. 18 НК РФ) законодательством. Следовательно, рассматриваемые отношения являются одновременно и налоговыми, и гражданско-правовыми. Тем не менее, в данном случае нет противоречия, так как отношения, складывающиеся в процессе реализации банками своих обязанностей при исполнении ими поручений клиентов о перечислении налогов и сборов, являются ярким примером комплексного характера банковских правоотношений3.

Таким образом, рассматриваемые правоотношения характеризуются сочетанием одновременно частно-правовых и публично-правовых начал.

1.3. Правовые аспекты налоговой ответственности банков

Специфика банковской деятельности, участие банка в гражданских (банковских) правоотношениях как стороны договора банковского счета, реализация безналичных расчетов приводят к возложению на банки ряда публично-правовых обязанностей. В ч. 1 НК РФ впервые на законодательном уровне дается подробная регламентация названного статуса банка как субъекта налогового права (ст. 45, ст. 46, ст. 60, ст. 76 НК РФ).

Соответственно, круг правонарушений, за совершение которых к банку может быть применена налоговая ответственность, значительно расширен по сравнению с нормами Федерального закона «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. N2118-1 (с изменениями и дополнениями).

Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также меры ответственности за их совершение выделены в главу 18 НК РФ.

Основные требования к процедуре привлечения банка к налоговой ответственности изложены в ст. 101-1 НК РФ. В частности, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении банками законодательства о налогах и сборах, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах. Банк вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям (с возможным приложением необходимых документов).

По истечении этого срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в присутствии представителей банка рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

13 стр., 6420 слов

Уголовная ответственность за налоговые преступления

... необходимости совершенствования уголовного законодательства в части ответственности за налоговые преступления. Все сказанное свидетельствует об особой актуальности темы данной дипломной работы. Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы ответственности за налоговые преступления достаточно широко освещены ...

1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней. Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются банку,