Организации как субъект налогового права

Контрольная работа

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.

Цель работы рассмотреть юридических лиц в качестве субъектов налоговых правоотношений.

Задачи работы дать определение организации в налоговом праве, определить понятия правоспособности и дееспособности организации в налоговых правоотношениях, определить права и обязанности организации по уплате налогов и сборов.

Понятие организации в налоговом праве

Понятие «организация» во многом различается с точки зрения целей налогообложения и с гражданско-правовых позиций (табл. 1).

Конструкция «юридическое лицо» является правовой условностью, ведь юридическое лицо как субъект правоотношений лишено собственной воли как таковой и реагирует на установление тех или иных налогов исключительно через восприятие физических лиц, возглавляющих органы управления юридического лица.

Здесь следует обратить внимание на одно важное кажущееся противоречие. Действительно в организации работают физические лица; именно ее работники и создают все материальные блага, выступающие предметами обложения. Почему же в таком случае не ограничиваются обложением именно работников, а облагают также и саму организацию? Разрешается это противоречие достаточно просто. Работники трудятся в рамках определенных организационно-правовых форм, внутри предприятий они организованы; трудятся не просто работники, а организованные работники. Совокупный эффект их труда является, с одной стороны, результатом каждого члена коллектива, с другой — результатом их кооперации (организации).

Вот почему плательщиками налогов выступают как сами работники, так и организация, в которой они работают.

Т а б л и ц а 1.

Отличие понятия «организация» в налоговом и гражданском праве

Статья 48 ГК РФ

Статья 11 НК РФ

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает

по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать

и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, международные организации,

их филиалы и представительства, созданные на территории РФ

В соответствии с НК РФ организация является налогоплательщиком, а в предусмотренных случаях — налоговым агентом, она обязана вести бухгалтерский учет, в ее структуру входят также все ее филиалы и представительства. Подчеркнем особо: для того чтобы организация была признана налогоплательщиком, она обязательно должна являться юридическим лицом. Так, по закону общественные объединения, профсоюзные организации, финансово-промышленные группы, саморегулируемые организации инвесторов на рынке ценных бумаг не являются юридическими лицами, а потому не признаются и налогоплательщиками.

Организации-налогоплательщики подразделяются на два вида:

1) российские организации. Поскольку филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами и не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях, то они не могут быть признаны налогоплательщиками, а потому не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов. Они лишь могут выполнять названные обязанности по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются;

2) иностранные организации, которые в свою очередь подразделяются на:

иностранные организации, являющиеся юридическими

лицами в государствах, по законодательству которых они

учреждены, а также их филиалы и представительства в России;

— международные организации, их филиалы и представительства на территории РФ. Иначе говоря, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций в России (в отличие от филиалов и подразделений российских организаций) обладают статусом самостоятельных плательщиков.

Понятия «обособленное подразделение» в гражданском и налоговом праве не совпадают (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Отличие понятия «обособленное подразделение» в гражданском и налоговом праве

Статья 55 ГК РФ

Статья 11 НК РФ

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца

Для исполнения обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, утверждение положения о филиале (представительстве), отражение его создания в учредительных документах не имеют значения. Необходимо лишь наличие признаков, указанных в определении обособленного подразделения.

Понятие обособленного подразделения в НК РФ распространяется только на организации. Обособленные рабочие места, созданные индивидуальными предпринимателями, не могут быть признаны обособленными подразделениями для целей налогообложения.

Под территориальной обособленностью понимается не любое расположение структурного подразделения по другому адресу (вне расположения организации).

По месту нахождения обособленного подразделения должны быть созданы рабочие места.

Под рабочим местом понимается любое место, где работник должен находиться или куда он должен направляться для выполнения своей работы и которое находится под контролем работодателя. При этом одно рабочее место не создает обособленного подразделения, необходимо наличие как минимум двух рабочих мест.

Не может считаться рабочим местом также место деятельности по гражданско-правовому договору. Рабочие места должны быть оборудованы, т.е. подготовлены к ведению деятельности, для осуществления которой они создаются. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Созданное обособленное подразделение подлежит постановке на учет по месту его создания в налоговом органе в течение месяца.

Субъект налогового правоотношения— это лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Эти свойства юридические, определяемые законом; они не даны субъектам от природы, они формулируются в субъективном праве. В целом это признание правом способностей субъектов к социальному действию.

Важные требования, которые закон предъявляет к юридическим и физическим лицам — участникам налоговых отношений, — это соответственно правоспособность(способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность(способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их).

В отличие от физических лиц, дееспособность которых наступает по достижении определенного возраста и не требует специального санкционирования со стороны государства, юридическое лицо становится правоспособным (может иметь права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности) только с момента его создания — государственной регистрации. Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации— после внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр.

Если налогоплательщиком заявлено требование о защите права, регулируемого нормами налогового законодательства, то для признания за лицом процессуальной правоспособности имеет значение наличие у него налоговой правоспособности.

Налоговую правоспособность можно определить как установленную нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере отношений по установлению, введению и взиманию (уплате) налогов, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения указанного носителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержанием налоговой правосубъектности является комплекс прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, вытекающий непосредственно из закона независимо от присутствия в конкретных правоотношениях, т.е. налоговый статус лица или организации.

Юридическими лицами признаются различные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в судах.

Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадают во времени и возникают в момент его государственной регистрации, и прекращаются в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный

Не всегда налоги исчисляются и уплачиваются самим налогоплательщиком. В случаях, определенных НК РФ, обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов возложены на иных лиц, которые на этом основании приобретают статус налоговых агентов. Ими могут быть российские организации, постоянные представительства иностранных организаций, физические лица — индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, нанимающие работников. Предметом действий налогового агента может быть только налог, но не сбор.

Для полноты характеристики участников налоговых правоотношений следует остановиться на отношениях представительства при налогообложении. Уплата налога (сбора) производится плательщиком самостоятельно, если не установлено иное. Плательщики и налоговые агенты не вправе поручить перечисление налогов в бюджет третьим лицам. Зачастую предприятия перепоручают уплату налогов своим должникам, которые таким образом рассчитываются за приобретенные товары, работы или услуги. Налоговые же органы такие платежи не засчитывают, ссылаясь на ст. 45 НК РФ. Чтобы перечислить налог, нужно самостоятельно подписать платежные документы, а затем перевести деньги со своего счета или внести наличными из своей же кассы. Перепоручить это нельзя даже законным или уполномоченным представителям. Все сказанное в равной мере относится и к налоговым агентам. Налоги, удержанные из доходов плательщиков, агент обязан направить в бюджет со своего счета или из своей кассы.