Юридической формой экологических отношений выступает экологическое право, которое представляет собой объективно обособившуюся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Однако в эколого-правовой литературе нет единства мнений относительно определения понятия и сущности экологического права. Существует множество различных концепций относительно данного вопроса, которые охватывают различные мнения о природе экологического права как отрасли (комплексной либо самостоятельной), так и о полном отсутствии таковой. Наиболее правильной, хотя и не доминирующей является позиция, где экологическое право рассматривается как самостоятельная отрасль права с внутренней дифференциацией.
Научные концепции о понятии экологического права как отрасли права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы полагают, что экологическое право относится к числу комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав которой входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регулируют разные виды экологических отношений. При этом нет единообразного подхода при рассмотрении комплексности экологического права 1 . Например: а) каждая отрасль права, которая входит в состав экологического права, регулирует самостоятельный вид экологических отношений, в основе которых лежат разные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, флористическое, водное, горное, фаунистическое, атмосферновоздушное и др.; б) экологическое право — интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют экологические отношения с целью эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, гарантирования экологической безопасности, реализации защиты экологических прав1 , либо рассматривают экологическое право, как систему правовых норм, которые регулируют отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы с целью рационального природопользования, сохранения, восстановления и улучшения состояния окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности2 , а также как комплексную отрасль права, которой регулируются общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды; использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и охраны особо охраняемых природных объектов и территорий (объектов и территорий экосети) в интересах настоящих и будущих поколений3 .
Экологическое право как отрасль Российского права
... из проявлений правовой экологии. Экологическое право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармонических отношений между обществом и природой, ...
Существует также мнение о том, что название отрасли должно выражать объект правового регулирования в силу того, что проявление и признание социальной экологии как науки не может служить причиной наименования отрасли права экологическим. Как известно, в последние годы трансформация в названии отрасли права в экологическое стала происходить под влиянием социальной экологии как одного из направлений экологии, предметом которой стало изучение взаимодействия общества и окружающей среды.
Ученые, разделяющие точку зрения о том, что в широком смысле — все отношения в сфере «общество—природа» — предмет экологического права, вместе с тем обращают внимание на опасность его расширенного толкования, так как в этом случае предмет экологического права будет включен в отношения, возникающие в процессе материального производства. Ведь именно в рамках этого процесса преимущественно осуществляются как использование природных ресурсов, так и охрана окружающей природной среды. 4 Правовым нормированием охватывается, в принципе, какой угодно объем экологических общественных отношений, которые могут быть предметом экологического права. Юридические нормы способны, в принципе, регулировать все общественные отношения, которые могут быть подвергнуты внешнему контролю и обеспечены в процессе своей реализации государством. При этом государство, определяя круг таких общественных отношений, исходит из объективных потребностей развития, определенную роль может сыграть и субъективный фактор (включая и то, в какой мере понята необходимость регулирования данных отношений).
Кроме того, содержание экологических отношений не всегда требует всеобъемлющего регулирования и не всегда возможно регулировать некоторые.
В юридической литературе бытует мнение о том, что необходимо вместо термина «экологическое право» ввести термин «право окружающей среды». С этой позицией нельзя согласиться, так как первое включает помимо экологических производственно-хозяйственные и иные отношения, что не дает возможности четко определить границы действия данной отрасли права.
над/супер/сверх
Получает развитие и концепция, в соответствии с которой экологическое право не является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль права в общей системе права. Так, Ю.А. Вовк считает, что природоресурсовое (экологическое) право имеет самостоятельный предмет правового регулирования — своеобразные общественные отношения, существующие по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов, объектов природы нашей страны. Этот предмет един в силу единства и неразрывной связи всех объектов природы, а также общих принципов природопользования 2 . Другие авторы, поддерживая указанную мысль, полагают, что единые экологические отношения имеют внутреннюю дифференциацию (земельные, водные, флористические, горные, фаунистические, атмосферовоздушные и прочие), которой присущи специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, атмосферовоздушного, природно-заповедного и прочие1 . По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексной) отрасли права и его внутреннюю дифференциацию.
Экологическая обстановка Донбасса
... соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях. Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими ... производствами Донецкого металлургического завода - доменным, сталеплавильным, прокатным, переработки промышленных отходов и др. Преобладающее воздействие на окружающую среду данного старейшего (действует ...
Следует отметить, что В.В. Петров, продолжительное время не разделявший таких взглядов, в последних работах обоснованно утверждает, что экологическое право, учитывая его предмет, является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права 2 . В литературе справедливо утверждается, что экологические отношения являются едиными3 .
Таким образом, в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированной, можно полагать, является позиция тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексную) отрасль права с подотраслевой структурой.
Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как самостоятельная отрасль права представляет собой систему правовых норм, которые регулируют экологические отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, а также охраны, в определенных случаях защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия в целях его предотвращения, устранения, поддержания экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах для удовлетворения экологических и иных интересов.
2. Понятие и виды отходов.
В результате производственной и бытовой деятельности человека образуются остатки сырья, материалов, изделий или продуктов. Все они относятся к категории отходов. Законодательством Украины закрепляется правовое понятие отходов. В соответствии с законом Украины от 5 марта 1998 г. «Об отходах» отходы — это любые вещества, материалы и предметы, образующиеся в процессе человеческой деятельности, не имеющие дальнейшего использования по месту образования или выявления и от которых их собственник должен избавиться путем утилизации либо удаления.
В настоящее время проблемы обращения с отходами приобретают особую актуальность. В первую очередь это объясняется их большим количеством и ежегодным увеличением. Ежегодно в Украине складируется до 1,5 млрд тонн твердых отходов. По состоянию на 2000 год в стране их накопилось до 30 млрд тонн. Свалки отходов занимают более 150 тыс.га. В связи с низким уровнем технологических процессов объем образования промышленных отходов в Украине в 6,5 раза выше, чем в США, и в 3,2 раза выше, чем в странах ЕЭС.
Большинство бытовых и промышленных отходов образуется в крупных городах и их нахождение в местах образования может привести к загрязнению окружающей природной среды. Кроме того, определенные виды отходов относятся к категории опасных для жизни и здоровья человека. Ежегодно в Украине на предприятиях образуется более 100 миллионов тонн токсических отходов.
Обращение с отходами производства и потребления (3)
... теоретические проблемы экологического права, правовой охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды от загрязнения токсичными веществами, обращения с отходами, экологических прав человека, развития ... подготовке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), Материалов обоснования деятельности по обращению с отходами становится очевидной необходимость ...
Указанные обстоятельства требуют закрепления особого правового режима обращения с отходами. Неслучайно в последнее время принято множество нормативных актов, регулирующих процесс обращения с отходами на всех стадиях — от их образования до уничтожения, захоронения и утилизации. Основными нормативными актами в данной области являются: законы Украины от 19 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», от 5 марта 1998г. «Об отходах», от 30 июня 1995 г. «Об обращении с радиоактивными отходами», от 14 сентября 2000 г. «Об общегосударственной программе обращения с токсическими отходами», от 8 февраля 1995 г. «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», а также Постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 2004 г. «Об утверждении Программы обращения с твердыми бытовыми отходами».
Главное место в регулировании отношений в сфере обращения с отходами занимает Закон Украины «Об отходах». Он определяет правовые, организационные и экономические мероприятия, связанные с предупреждением или уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией и удалением, уничтожением и захоронением. В нем закрепляются основные термины, права и обязанности субъектов в сфере обращения с отходами, компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, отношения права собственности на отходы и другие, наиболее важные вопросы.
Номенклатура отходов закреплена в Государственном классификаторе Украины «Классификация отходов», ГК005-96, утвержденном Госстандартом Украины 29 февраля 1996 года, который ведется с целью предоставления разнообразной и обоснованной информации об образовании, накоплении, обработке (переработке), уничтожении и удалении отходов. Государственный классификатор отходов позволяет унифицировано описать отходы, которые образовались в различных регионах и по разным видам экономической деятельности. В его основу положен генетический принцип — прежде всего по месту и способу возникновения отходов. В настоящее время ведутся работы по его совершенствованию применительно к европейским стандартам и европейскому каталогу отходов. Отходы не являются однородными, а поэтому можно произвести их классификацию на группы (виды) по определенным критериям.
В этой связи в законодательстве различают отходы в зависимости от сферы их образования: отходы производства и потребления, в том числе и бытовые отходы; в зависимости от состояния, в котором они находятся: твердые, жидкие, газообразные; по степени опасности и характера воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека: безопасные и опасные отходы (токсические, биологические, взрывоопасные, огнеопасные и радиоактивные).
Наиболее распространенными являются отходы производства (производственные отходы).
Они образуются в отраслях промышленности и сельском хозяйстве, при производстве продукции лесного хозяйства и ведении лесозаготовок. В соответствии с «Классификатором отходов» к ним относятся: остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые образовались в процессе производства и утратили свои потребительские свойства; сопутствующие горные породы, остаточные продукты (шлак, пыль, отсевы); новообразованные вещества и их смеси, которые не являются целью данного производства; остаточные продукты сельскохозяйственного производства (в том числе и животноводства), лесоводства; бракованная, некондиционная продукция или загрязненная опасными веществами и не пригодная к использованию.
Образование СССР. Его международные отношения
... и со странами Ближнего Востока — Египтом, Палестиной. Признание СССР Отношения со странами Востока прорвали международную изоляцию Советского государства. И все же полоса дипломатических признаний СССР ... возражениях против укрепления суверенности Украины, поспешности образования Закавказской федерации. Постоянное ... результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление ...
К отходам потребления относятся непригодная к эксплуатации продукция; изделия; медицинские препараты, утратившие свои потребительские свойства и в которых содержатся определенные химические и биологические компоненты, подлежащие безопасному удалению. Среди них особое место занимают бытовые отходы, которые в свою очередь подразделяются на твердые и жидкие отходы. Понятие этих видов отходов закреплено в Правилах предоставления услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Госкомстроительством Украины 21 марта 2000 г.. Под твердыми бытовыми отходы понимаются отходы, которые образовались в процессе жизни и деятельности человека и накопились в жилых домах, учреждениях соцкультбыта, общественных, учебных, лечебных, торговых и иных учреждениях и не имеющие дальнейшего использования по месту их образования. К ним относятся пищевые отходы, предметы домашнего потребления, мусор, опавшая листва, отходы от уборки и текущего ремонта квартир, макулатура, стекло, металл, полимерные материалы и т.д. В населенных пунктах страны ежегодно образуется около 35 млн. куб. твердых бытовых отходов, которые захороняются на 770 полигонах общей площадью почти 3 тыс. гектаров. В общем объеме бытовые отходы содержат:10,3-26,6 процента бумаги, 20-40 — пищевых отходов, 0,75-3,7 — древесины, 0,2-8 — текстиля, 1-5,8 — металлов, 1,1-9 — стекла, 0,6-6 — полимерных отходов и иных веществ.
Жидкие бытовые отходы
Особое внимание в законодательстве уделяется опасным отходам, так как они самостоятельно или при вступлении в контакт с иными веществами могут причинить вред окружающей природной среде и здоровью человека. Опасными являются отходы, имеющие такие физические, химические, биологические либо другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые нуждаются в специальных методах и средствах обращения с ними. Такие отходы содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней. В зависимости от вредности их свойств они подразделяются на токсические, биологические, взрывоопасные, огнеопасные и радиоактивные отходы. Токсичными (ядовитыми) являются отходы, которые при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу способны вызвать смерть человека или оказать на него сильное отрицательное воздействие. Под взрывоопасными отходами понимаются твердые или жидкие отходы, которые сами по себе способны к химической реакции с выделением газов температуры и давления такой скорости, что вызывает повреждение окружающих предметов.
Наиболее опасными являются радиоактивные отходы. Понятие радиоактивных отходов закрепляется в Законе Украины «Об обращении с радиоактивными отходами». К ним относятся материальные объекты и субстанции, активность радионуклидов или радиоактивное загрязнение которых превышает границы, установленные действующими нормами, при условии, что использование этих объектов и субстанций не предусматривается. В свою очередь такие отходы в зависимости от уровня освобождения от контроля подразделяются на долгосуществующие и короткосуществующие.
Роль муниципальных органов власти в утилизации твердых бытовых отходов
... Одной из проблем является высокий темп роста объема образования, использование твердых бытовых отходов, что влияет на экологическую ситуацию в регионе и здоровье людей. По данным Агентства по строительству и жилищно ...
Закон Украины «Об отходах» дополнительно выделяет группу отходов — отходы как вторичное сырье. В нее входят отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья» предусматриваются отдельные тарифы за сбор тары (упаковки) из картона, бумаги, стекла, металла, пластмасс, дерева. Наиболее полно в законодательстве урегулирован вопрос в отношении сбора и переработки металлолома. Специальным нормативным актом в этой области является Закон Украины от 5 мая 1999 г. «О металлоломе», который регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления операций с металлоломом.
3. Правовой режим обращения с отходами.
Правовой режим обращения с отходами закрепляется действующим законодательством Украины и в первую очередь Законом Украины «Об отходах» Данный закон закрепляет понятие обращения с отходами. Обращение с отходами — это действия, направленные на предупреждение образования отходов, их сбор, перевозка, хранение, обработка, утилизация, удаление, уничтожение захоронение, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления. Таким образом, правовой режим обращения с отходами включает определенные этапы обращения с отходами, регулируемые нормами права с момента их образования и до уничтожения, захоронения или утилизации.
Отходы образуются юридическими и физическими лицами в процессе их деятельности. Закон закрепляет комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению объемов их образования (ст. 31).
К ним относятся: разработка и внедрение научно обоснованных нормативов образования отходов на единицу продукции (сырья или энергии), выполнения работ и предоставления услуг, которые регламентируют их количественный и качественный состав, соответственно передовых технологических достижений; периодический пересмотр установленных нормативов образования отходов, направленных на уменьшение их объемов, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и экономических возможностей; установление на основе утвержденных нормативов лимитов образования отходов; разработка системы обращения с импортными упаковочными материалами и тарой; разработка общих требований обращения с бытовыми отходами; разработка системы информационного, научно-методического обеспечения производителей отходов сведениями о технологических и иных возможностях уменьшения образования и утилизации отходов; внедрение в соответствии с законом санкций за превышение лимитов образования и размещения отходов.
Следует отметить, что в процессе формирования отечественного законодательства об отходах учитывается европейский опыт в решении соответствующих проблем.
В частности, законодательство Украины восприняло ключевые положения Директивы Совета Министров ЕС 91/689/ЕЭС относительно опасных отходов (имеет целью сформулировать общее определение опасных отходов и ввести жесткую унификацию в работу с такими отходами).
Так, соответственно указанной директиве в Законе Украины «Об отходах» дано определения понятия «опасные отходы».
Опасные отходы
Согласно этому определению установлен и перечень опасных отходов, который включен в «Перечень ядовитых веществ», в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологий и других биологических агентов, производство, хранение и транспортировка, использование, уничтожение и утилизация которых осуществляются при наличии разрешения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20 июня 1995 года №440*.
Организация удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях
... обращению с отходами. Головным учреждением в этой работе является НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Академии медицинских наук РФ (Москва) и Медицинская академия последипломного образования ... сбора отходов. Начальниками ЛПУ по согласованию с СЭУ утверждаются инструкции, устанавливающие правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, схемы удаления отходов, ...
Для исполнения международных обязательств Украины, которые вытекают из ее участия в Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением (1989 г.) с учетом Постановления о контроле и надзоре за транспортировкой отходов внутри Европейского Сообщества, за его границы и в ЕС 259/93/ЕЭС, было утверждено постановлением №1120 от 13 июля 2000 года Кабинета Министров Украины Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией. Этим Положением устанавливаются отдельные режимы, которые регулируют перевозку в пределах ЕС, импорт, экспорт и транзитные перемещения, а также разные требования в зависимости от того, предназначены ли отходы для переработки или погребение. В перспективе должны быть трансформированные к законодательству Украины и другие предписания соответствующих международно-правовых актов.
Это, в частности, касается Директивы о сожжении опасных отходов 94/67/ЕЭС, которая устанавливает определенные требования и добивается соблюдения условий эксплуатации заводов для сожжения опасных отходов и предельно допустимых величин выбросов этих предприятий (с помощью разрешений), а также Директивы о требованиях к разрешениям и эксплуатационным ограничениям для новых муниципальных мусоросжигательных заводов 89/369/ЕЭС, Директивы о требованиях к разрешениям и эксплуатационным ограничениям к действующим муниципальным мусоросжигательным заводам 89/429/ЕЭС, Рамочной директивы о борьбе с загрязнением воздуха промышленными предприятиями 84/360/ЕЭС, Директивы Совета Министров ЕС 75/439/ЕЭС, что предусматривает создание унифицированной системы сбора, переработка, хранение и удаление отработанных масел и др.
Одним из первых этапов обращения с отходами является их сбор. Сбор отходов представляет собой деятельность, связанную с изъятием, накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включая сортирование отходов с целью дальнейшей утилизации или удаления. Сбор бытовых отходов является основной задачей санитарной очистки населенных пунктов и осуществляется более 7,5 тыс. специальных автомобилей. Система сбора и вывоза твердых бытовых отходов включает несколько этапов: сбор и временное хранение твердых бытовых отходов на территории потребителя до прибытия мусоровоза; загрузка твердых бытовых отходов в мусоровоз и уборка засоренной во время загрузки территории; вывоз твердых бытовых отходов на полигон или мусороперерабатывающий (мусоросжигающий) завод.
Для сбора твердых бытовых отходов применяются металлические и пластмассовые контейнеры независимо от типа мусоровоза. Для сбора негабаритных отходов используются контейнеры большой емкости (8 куб. м. и больше).
В них разрешается собирать листья, ветки, отходы от ремонта квартир. В случае отсутствия таких контейнеров выделяется в установленном порядке на придомовой территории место для временного хранения негабаритных отходов.
Утилизация отходов в России
... также шлаки и другие отходы. По физическому состоянию отходы делятся на твердые, жидкие и газообразные. По источнику возникновения отходы подразделяются на бытовые, промышленные и сельскохозяйственные. По составу можно разделить отходы на органические и неорганические. Особую ...