Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений.
Представляется, что достаточно точно различия между правовым воздействием и правовым регулирование дает С.А. Комаров:
1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).
2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.
По мнению С.С.Алексеева, правовое воздействие характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора.
По сути, правовое (юридическое) воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические (средства агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и пр.).
И эта духовная составляющая правового воздействия не является приоритетной.
Правовое регулирование – это специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:
- во-первых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;
- во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю писаного права как нормативного институционного образования — регулятора.
Иными словами, правовое регулирование в отличие от общего духовного идеологического воздействия права всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы. В этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как нормативного институционного образования.
Теория прав собственности и ее роль в экономической развитии
... ресурсом обуславливает собственность. Целью данного реферата является анализ теории прав собственности и ее роль в экономической развитии 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ Вся совокупность прав, которая была ... внутри общества. Аналитик Пол Хейн говорил о том, что права собственности являются правами регулирования и контроля на использование благ и распределение соответствующих издержек ...
Есть мнение, что правовое воздействие закрепляет статику в праве, так как в данном случае нет прямого опосредования общественных отношений, поведения их участников. Правовое регулирование – это динамика в праве, так как право активно вмешивается в жизнь людей, регулируя их поведение. На мой взгляд это не совсем верно.
С точки зрения развития и сменяемости основного способа правового регулирования – норм права (нормативных актов), правовое регулирование, безусловно, динамичный, кинетический процесс, но с точки восприятия его объектом регулирования – это процесс пассивный. То есть регулирование – это нечто даваемое сверху, процесс, в котором объекту отводится пассивная роль принимающей стороны.
Воздействие же является активным, динамическим началом, близким по значению к словам «действие», «влияние». Действие всегда представляет собой объективированный акт, который может быть регламентирован законом непосредственно либо определен через правовые начала и смысл законодательства, а также подвергнуться юридической оценке. Как справедливо замечает М.Н. Марченко, о воздействии можно говорить лишь тогда, когда сила субъекта воздействия способна вызвать определенные изменения в объекте воздействия. В данном случае даже возможно противодействие, т.е. нежелание и посильное сознательное сопротивление объекта внешнему воздействию.
Правовое воздействие динамичнее, более гибкое, чем правовое регулирование, поскольку может влиять на общественные отношения, не только напрямую вмешиваясь в них, но и через правовые идеи, ориентиры, оказывая не совпадающее по времени с нормой права воздействие на общественную жизнь. В качестве основного средства воздействия на поведение людей в сфере правового регулирования государство использует правовую норму. Ее свойства оказываются наиболее подходящими для того, чтобы распространить государственное веление на неопределенный круг общественных отношений и относительно определенный круг лиц.
В процессе правового воздействия правовая норма может отсутствовать, она может существовать в своем прообразе — правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму.
В результате воздействия не обязательно возникает упорядоченность, происходят лишь изменения, которые могут привести и к разрушению объекта. Регулирование же должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата, существующего в виде абстрактной модели. Отличие правового регулирования от правового воздействия не в «степени» или в применяемом инструментарии, а в сознательности, рациональности волевого фактора, в логичности и целесообразной направленности его действия, в его полезности.
Правовое воздействие относится к числу социальных феноменов, которым присуща социальная субъективность, выражаемая в сознательном отношении, как к цели, так и к выбору способов и методов, продолжительности, степени интенсивности и т.д. — воздействия. Именно сознательное, рациональное начало предопределяет начало волевое, т.е. динамизм, силу и активность воздействия.
Правовое регулирование информационной деятельности
... и системности правового регулирования соответствующих общественных отношений. Существуют различные точки зрения относительно актуальности и возможности кодификации информационного законодательства. Но именно в информационной сфере с ... «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». Т. В. Информационная, Ткачев В. Н., В. А. Актуальные, С. Е. Политики, А. В. Проблема, В. В. Системный, О. Ю. ...
Сознание должно непременно присутствовать при правовом воздействии, поскольку воздействовать правом можно лишь в той мере, в какой действия людей подвластны их сознанию. Именно действия людей, а не сами люди как таковые, имеют значение для закона, а следовательно для регулирования и воздействия.
С.А. Комаров определяет правовое воздействие как результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Правовое регулирование, в свою очередь, представляет собой организованное упорядоченное, институционное воздействие на поведение и деятельность социальных субъектов и их отношения юридическими средствами с целью получить необходимый развитию общества результат. Цель этих возможных воздействий диктует необходимые формы и средства — запреты, дозволения, позитивные обязывания, но во всех случаях регулятивное воздействие адресовано человеку, каким бы ни было его социальное место, каким бы статусом он ни обладал.
Исходя из изложенного выше, дадим собственные определения основным понятиям данного исследования:
Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.).
Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.
Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цель всех средств в совокупности – обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения. Воздействие – это в конечном итоге результат. Регулирование – процесс, инструмент, способ.
§ 2. Эффективность правового воздействия и правового
регулирования в современной России
Эффективность правового регулирования – это соотношение между стоящей перед правовым регулированием целью и достигнутым результатом, фактическим положением дел в обществе.
Статья: Право собственности в международном частном праве. Правовое ...
... 1207 ГК РФ): если соответствующие объекты зарегистрированы в РФ, то их правовой режим будет определяться по российскому праву. Особо следует остановиться на вопросе о переходе ... в решении вопросов, включающих иностранный элемент. С учетом особенностей имущества различают право собственности на движимость и недвижимость. Именно эта классификация имеет особое значение для коллизионного регулирования, ...
Условиями этой эффективности являются обстоятельства, способствующие наибольшей реализации ценности права, а также сопутствующие факторы по достижению и использованию определенной социальной ценности. В частности к условиям эффективности сочетания правовых стимулов и ограничений относятся: их соответствие интересам и мотивам поведения, совершенство законодательства и правоприменения, уровень правой культуры, системное единство и комплексность использования определенных юридических средств и др.
Можно выделить следующие пути (способы) повышения эффективности правового регулирования в условиях современной действительности.
1. Совершенствование правотворчества.
а) следует создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такую ситуацию, когда соблюдение закона для субъекта права будет выгоднее, чем его нарушение.
Б) необходимо усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.
2. Совершенствование правоприменения. Правоприменительная деятельность «дополняет» действенность нормативного регулирования, а, значит, и в целом механизм правового регулирования.
Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо.
Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности то, правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует риски возможных нарушений и остановок в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта».
Правовые стимулы являются формами правового побуждения к правомерному поведению, правовые ограничения являются формами сдерживания противоправного деяния.
Оптимизация правового воздействия связана с проблемой преодоления препятствий как фактора снижения эффективности правового воздействия. В качестве некоторых препятствий можно назвать коллизионность правовых средств, отсутствие необходимых правовых форм и процедур, правонарушения, пробелы в праве, дефектность содержания правовых норм и др. Таким образом, оптимизация правового воздействия включает в себя: преодоление препятствий на уровнях правотворчества и правоприменения, создание механизма взаимообеспечения правотворческого и правоприменительного процессов, развитие и совершенствование системы правовых стимулов и ограничений и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе были рассмотрены проблемы связанные с категориями «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Понятие правового воздействия – широкое понятие, которое охватывает все направления и формы влияния права на общественную жизнь, т.е. действие права и как идеологического, информативного, воспитательного института, и как нормативного общеобязательного регулятора. Причем влияние права как идеологического, воспитательного института не является для него специфическим в том смысле, что кроме права и наряду с ним, на общественную жизнь воздействуют и другие идеологические формы — агитация, пропаганда, массовая политическая информация, моральные постулаты и т.п. Влияние всех этих форм тесно переплетено, взаимосвязано. В этой связи задача вычленения конкретной роли каждой из них в достижении определенного социального результата представляется весьма затруднительной.
Государство право древнего египта . История государства и права Древнего Египта
... мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, государство право древнего египта реферат непосредственно занятого царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей ... морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами. Реферат История государства и права Древнего Египта. Сборник делится на 12глав, ...
Особенно этот вопрос актуален при разработке нормативных актов. Если разрабатываемые нормативные акты будут отражать потребности общества, то они будут эффективно осуществлять свою регулирующую функцию в обществе. Примером может послужить римское частное право, которое лежит в основе романо-германской правовой системы. Нормы права, разработанные римскими юристами, прошли процесс рецепции при формировании современных правовых систем, и успешно действуют и сегодня, хотя они были созданы две тысячи лет назад.
Поэтому правильное понимание российскими законодателями всей системы правового регулирования должно способствовать созданию эффективных нормативных актов, которые будут отражать потребности современного демократического общества и защищать права и свободы его членов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoe-vozdeystvie-i-pravovoe-regulirovanie/
1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
2. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 2004.
3. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.
4. Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1998.
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2007.
6. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ) М., 2003.
7. Дворяк А.И. Правовое регулирование реализации права. М., 2005.
8. Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования //Правоведение. 1991. № 4.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001.
10. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1.
11. Малько А.В. Механизм правового регулирования //Правоведение. 1996. № 6.
12. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 2004.
13. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2003.
14. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1996.
15. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004.
16. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 2001.
17. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 2006.
18. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 2003.
Теория государства и права как наука
... государства и права. 4. Функции теории государства и права как науки. Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Можно выделить следующие функции теории государства и права: ...
19. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2007.
20. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 2006.
21. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2001.
Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 2003. С. 405.
Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1998. С. 136.
Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1998. С. 139.
Гойман В.И. Действие права. М., 2003. С. 247.
Теория государства и права / Отв. Ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 2006. С. 313.
Гойман В.И. Действие права. М., 2003. С. 239.
Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985. С. 133.
Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004. С. 197.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2007. С. 344.
Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 281.
Дворяк А.И. Правовое регулирование реализации права. М., 2005. С. 402.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2007. С. 392.
Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правововедение. 1991. № 4. С. 25.
Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1996. С. 168.
Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 203.
Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 2001. С. 128.
Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 2001. С. 143.
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 2004. С. 271.
Шундиков К.В. Механизм правового регулирования / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2001. С 295.
Малько А.В. Механизм правового регулирования //Правоведение. 1996. № 6. С. 26.
Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1. С. 210.
Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 2006. С. 259.
Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1998. С. 101.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2003. С. 406.
Гойман В.И. Действие права. М., 2003. С. 231.
Комаров С.А. Общая теория теория государства и права. СПб, 2001. С. 221.
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 2004. С. 162.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2003. С. 438.
Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1996. С. 176.
Комаров С.А. Общая теория теория государства и права. СПб, 2001. С. 217.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 2004. С. 359.
Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985. С. 118.
Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 454.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 2004. С. 362.
25