Правовой статус органов исполнительной власти

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции[1], государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Исполнительная власть выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти

Предметом исследования является совокупность норм права регулирующих деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации,

Целью курсовой работы является исследование органов исполнительной власти как субъектов административного права.

Задачи курсовой работы:

4 стр., 1725 слов

Взаимосвязь и соотношение принципов гражданского, арбитражного, ...

... в исполнительном производстве[5]. М.К. Треушников весь состав принципов гражданского процессуального права делит на две группы: 1. организационно-функциональные принципы, т.е. определяющие устройство судов и процесс одновременно. ... не вправе принимать на себя осуществление правосудия. О принадлежности судебной власти только судам можно прочитать и в ст.1 Закона РФ от 26.06.1992 №3132 – 1 « ...

1. дать понятие органа исполнительной власти как структурного подразделения государственно-властного механизма, проанализировать административно-правовой статус органов исполнительной власти раскрыть признаки и основные черты;

2. дать понятия системы и структуры органов исполнительной власти, проанализировать и раскрыть принципы организации и деятельности исполнительных органов власти;

3. дать классификацию органов государственного управления (исполнительной власти) охарактеризовать юридическое содержание функций федеральных органов исполнительной власти;

4. дать характеристику деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ$

5. определить специфическое место в системе органов исполнительной власти Федеральной службы безопасности

При подготовке курсовой работы были использованы нормы российского права, исследования и учебная литература.

1. Понятие органа исполнительной власти и его административно-правовой статус.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

  • а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  • в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
  • г) единство системы государственной власти;
  • д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
  • ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
  • з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти[2].

4.Главная задача, органа, исполнительной власти — правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

21 стр., 10082 слов

Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной ...

... этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), ...

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).

Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.).

В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

  • а) исполнительно-распорядительная деятельность;
  • б) контрольно-надзорные функции;
  • в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
  • г) нормотворческая деятельность;
  • д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов).

Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

4 стр., 1886 слов

Судебная власть в системе управления государством

... исполнительную власти, а отчасти и участвуя в их осуществлении. В современном правовом государстве почтительное отношение всех граждан, не исключая должностных лиц государственного аппарата управления, к судебной власти ... государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть. 2) Отрицательным моментом нынешнего названия главы 7 является следующее. В систему органов судебной власти ...

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей[3].

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

  • они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
  • они наделены оперативной самостоятельностью;
  • они имеют, как правило, постоянные штаты;
  • образуются вышестоящими органами;
  • они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации)[4].

При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

  • подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;
  • наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;
  • подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих[5].

При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

3 стр., 1001 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления

... исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти». Исходя из этого, исполнительная власть и государственное управление характеризуются в качестве сущности и содержания; а государственное управления является таким видом государственной деятельности, в русле которого осуществляется исполнительная власть. ...

  • оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.

Задачи и цели органа исполнительной власти: это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.