Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.
Согласно ст.110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, следовательно, Правительство — высший орган исполнительной власти.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации, как орган государственной власти, является фактором развития российского общества. А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества.
Цель курсовой работы — изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры Правительства Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.
Предметом является: совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, систему, структуру, правовое положение его членов, порядок его организации и деятельности, действующее законодательство в сфере исполнительной власти, практика его применения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Конституционно-правовое регулирование, формирование и функционирование ...
... исполнительной власти и её субъектов; - в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ...
Глава 1. Общие положения деятельности Правительства Российской Федерации.
1.1 Понятие и основные принципы работы Прави тельства РФ.
Правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами[1].
Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. №2 — ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ.
Прежде чем подробно переходить к рассмотрению Правительства РФ, я хотел бы остановиться на принципах, в соответствии с которыми оно осуществляет свою деятельность. Ведь принцип — это исходное положение, основа устройства, главное правило. Принцип как бы является центральным стержнем, отправным пунктом, на котором базируется все остальное строение и деятельность какого-либо органа государства, всей системы в целом.
Основные принципы деятельности Правительства совпадают с принципами всей нашей правовой системы в целом и закреплены в ст. 3. Федерального Конституционного закона «О Правительстве РФ».
Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Верховенство Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Данный принцип означает признание Конституции РФ как главнейшего акта в организации деятельности Правительства, его взаимоотношении с другими органами государственной власти, строение иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Правительства на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законов[2].
Этот принцип в полной мере отражает особенности построения системы права сложившейся в нашей стране;
- Принцип народовластия или демократии. Согласно Конституции 1993года носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Вся система государственной власти строится на данном принципе. Иными словами ничто не должно препятствовать народу осуществить свою власть и Правительство России в нашем случае служит (хотя и косвенно) удовлетворению этого принципа и ни в каком случае не должно ему препятствовать;
- Принцип федерализма, обусловлен территориальным устройством Российской Федерации. Согласно Конституции — Россия федеральное государство, то есть применительно к власти она строится на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации. Исходя из этого, государственная власть должна четко разграничивать полномочия на собственные, на полномочия субъектов и на совместные полномочия. Правительство в своей деятельности должно быть стабильно ориентировано как на удовлетворение интересов Федерации, так и интересов ей субъектов, обеспечение реализации их прав и свобод;
— Принцип разделения властей в деятельности федерального Правительства, означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти, наряду с другими ветвями власти, взаимодействие с ними. Оно защищено от вмешательства других органов власти в свою компетенцию, но в тоже время не должно само вмешиваться в работу данных органов. К сожалению, данный принцип не всегда реализуется на практике, вызывая разногласия ветвей власти. Нередко Президент и Федеральное Собрание решают вопросы, отнесенные Конституцией к компетенции Правительства РФ, однако есть и обратные случаи, когда Правительство вторгается в сферу деятельности других органов власти[3].
Сущность и назначение судебной власти. Адвокатская деятельность
... о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая и судебную власть. 1.2. Сущность судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (часть 2 ст. ...
Принцип ответственности федерального Правительства РФ означает его «правовую связанность» и организационную и правовую подотчетность. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, которая выражается в сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, в принятии решения об отставки Правительства, освобождения от должности Председателя Правительства, его председателей и министров. Правительство информирует Президента о своей текущей деятельности, выполнении указов и законов. Имеет рычаги давления и законодательная власть, например выражение недоверия Правительству. Правительство также социально ответственно перед гражданами;
— Гласность означает обеспечение открытости и доступа к информации о решениях и действиях Правительства. Систематическое информирование населения является обязанностью Правительства ввиду значимости его актов для страны, граждан. Принцип гласности реализуется посредством ряда гарантий:
- а) п.3 ст.15 Конституции РФ устанавливает, что любой нормативно- правовой акт, затрагивающий права и свободы человека подлежит обязательному опубликованию3;
б) Правительство регулярно и
- в) работники СМИ при планировании программной политики должны обеспечивать всестороннее и объективное информирование телезрителей (радиослушателей) о работе федеральных органов государственной власти, деятельности Правительства РФ[4].
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина произволен от Конституционных положений о человеке как высшей ценности (ст.2), о праве граждан участвовать в управлении делами государства, о правах и свободах человека и гражданина. Это означает ориентацию Правительства на обеспечение прав и свобод граждан во всех сферах своей деятельности.
Можно конечно добавить многие другие, такие как профессионализм, компетентность, коллегиальность и т. д., однако основополагающими являются именно эти семь, прямо указанные в законе.
Таким образом, выше были рассмотрены, понятия и основные принципы организации и деятельности Правительства РФ. В общем можно дать следующее определение: Правительство РФ — коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.
Конституционный принцип разделения властей
... реализацию принципа разделения властей на практике. Эмпирическую основу исследования составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и законы субъектов Российской Федерации. Теоретическую основу исследования составили научные работы, посвященные анализу принципа разделения властей, в ...
1.2 Правовая основа деятельности Правительства российской федерации.
Деятельность Правительства РФ имеет четкую законодательную регламентацию. Основными нормативно — правовыми актами, осуществляющими такое регулирование, являются:
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Конституционным положениям о Правительстве РФ посвящена глава 6 Конституции РФ. Устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Определяются полномочия, статус Председателя Правительства, его взаимоотношения с другими органами государственной власти. Данные положения являются определяющими, основополагающими. Именно на них, в соответствии с принципом Верховенства Конституции, и будут строиться остальные нормативно- правовые акты.
2. Федеральный Закон от « О Правительстве Российской Федерации»[5].
По основополагающим отраслям общественной жизни предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. Принят такой закон и по Правительству РФ, как основе исполнительной власти страны. Правительство РФ является органом государственной власти РФ. Глава первая закона устанавливает следующие основополагающие положения:
Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль, за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Остальные главы закона устанавливают полномочия и структуру Правительства, обеспечение его деятельности, его взаимоотношения с Президентом РФ, с Федеральным Собранием и судебной властью, с органами власти субъектов РФ.
3. Постановление Правительства « О регламенте П
Настоящий Регламент в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», иными федеральными законами и указами Президента РФ устанавливает правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий.