В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.
Государственный или муниципальный долг – это обязательства, возникающие из займов принятых на себя Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местной власти, гарантии по обязательствам третьих лиц, другие обязательства.
В условиях существования товарно-
Отношения, связанные с формированием
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, так как государственный и муниципальный долг может служить эффективным способом финансирования развития капитальной инфраструктуры в любом государстве и способствуют развитию гибкости в финансировании ряда операций государственного и муниципального секторов.
Целью курсовой работы по дисциплине «Государственный и муниципальный долг» является изложение и систематизация комплекса теоретических и практических знаний в области функционирования государственного и муниципального долга.
Исходя из указанной цели курсовой работы, её основными задачами являются:
а) изучение теоретических аспектов государственного и муниципального долга;
б) рассмотрение федеральных законов, законодательных актов, регламентирующих государственный и муниципальный долг;
Государственные муниципальные унитарные предприятия
... учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не ...
в) рассмотрение практических показателей государственного и муниципального долга;
- г) рассмотрение долга в современных условиях.
Предметом курсовой работы являются финансовые отношения, касающиеся возникновения, обслуживания и погашения долговых обязательств на всех уровнях государственного и муниципального управления (федерация, субъект федерации, муниципальное образование).
В первой главе данной курсовой работы изложены теоретические основы предмета. Вторая глава посвящена рассмотрению структуры, динамики и социально – экономического положения государственного долга в современных условиях. Третья глава курсовой работы предусматривает прогноз управления государственным долгом в последующих периодах.
1. Теоретические аспекты государственного и муниципального долга
1.1. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи в реализации социально-экономической политики
Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга:
— соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты,
- структуру видов долговой
деятельности по срокам и доходности; - механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;
- порядок выпуска и обращения государственных займов;
- порядок предоставления и
возврата государственных кредитов;
— порядок предоставления
- другие необходимые
практические аспекты функционирования государственного долга.
В этой связи принято говорить об управлении государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контроля за их целевым использованием.
Государственное управление юстицией
... и адвокатуры в РФ. 1,200 руб. В результате проделанной работы, были изучены основы государственного управления юстицией в РФ: Также были достигнуты следующие задачи: 1. Изучена ... РФ. Таким образом, анализ действующей структуры Министерства юстиции становится актуальным. Целью данной работы является изучение основ государственного управления юстицией в РФ: Для этого необходимо поставить следующие ...
Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. В статьях 102 – 114 более подробно изложены вопросы, касающиеся управления и обслуживания государственного и муниципального долга РФ, как то:
- ответственность по долговым обязательствам (ст. 102);
- право государственных внешних заимствований (ст. 103, 104);
- реструктуризация долга (ст. 105);
— предельные объемы государственного и муниципального долга и предельные объемы государственных и муниципальных заимствований (ст. 106, 107);
- создание и изменение программ внешних и внутренних заимствований РФ (ст. 108–110);
— предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга (ст. 111–113);
- эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг (ст. 114).
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
— удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
— минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
— сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
- поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
— достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
- обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;
— диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
— координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.
- 1.2. Виды управления государственным и муниципальным долгом
-
Управление государственным долгом можно условно разделить на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.
11 стр., 5231 словКонституционная система органов государственной власти Российской Федерации
... совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 5. Особую группу государственных органов, не относящуюся ...
Прежде всего, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают:
— предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
— источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
— предельный размер внешних заимствований;
— предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ;
— направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;
— верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.
При этом руководствуются Бюджетным кодексом, где определено, что:
1) предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации