Перед Россией в перспективе возникает реальная угроза потери экономической независимости. Декларируемая на различных уровнях забота о безопасности не отражена в последнее время в экономической политике.Глава 2.Национальная безопасность России и пути ее укрепления2.1 Обеспечение национальной безопасности РФОбеспечение национальной безопасности Российской Федерации состоит еще из защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России, формирования государственной политики в сфере духовного и нравственного воспитания населения, введения запрета на пользование эфирным временем в электронных средствах массовой информации с целью проката программ, которые пропагандируют насилие, эксплуатируют низменные проявления.В сфере по охране и укреплению здоровья граждан нужны усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации на развитие государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, проведение государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализацию федеральных программ в сфере санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.Приоритетные направления в деятельности государства в экологической областипредставлены: рациональным использованием природных ресурсов, воспитанием экологической культуры населения;предотвращением загрязнения природной среды благодаря повышениюуровня безопасности технологий, которые связаны с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращением радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизацией последствий произошедших до этого радиационных аварий и катастроф;экологически безопасным хранением и утилизацией выведенного из боевого состава вооружения, в первую очередь это относится к атомным подводным лодкам, кораблям и судам с ядерными энергетическими установками, ядерным боеприпасам, жидкому ракетному топливу, топливуатомных электростанций;безопасным для окружающей природной среды и здоровья населения хранением и уничтожением запасов химического оружия;созданием и внедрением безопасных производств, поиском способов по практическому использованию экологически чистых источников энергии, принятием неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.Необходим новый подход к организации и осуществлению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное усовершенствование единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, такжепоследующая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.Обеспечение военной безопасности Российской Федерации выступает в качестве важнейшего направления в деятельности государства. Главная цель в этойсферезаключается в обеспечении возможности к адекватному реагированию на угрозы, которые могут появиться в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.При предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация предпочитает политические, дипломатические, экономические и другие невоенные средства. Тем не менее, для национальных интересов Российской Федерации требуется наличие достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженным силам Российской Федерации принадлежит главная роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.Важнейшая задача Российской Федерации заключается в осуществлении сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, также с использованием ядерного оружия, против России и ее союзников.Российская Федерация должна иметь ядерные силы, которые способны гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба какому-либо государству-агрессору или коалиции государств в различных условиях обстановки.Вооруженные силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны иметь возможность обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с остальными войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), в том числе стратегическое развертывание с целью решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженными силами Российской Федерации должнобыть обеспечено осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.Одно из наиболее важных стратегических направлений в сфере по обеспечению военной безопасности Российской Федерации представлено эффективным взаимодействием и сотрудничеством с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.Российской Федерацией рассматривается возможность к использованию военной силы на обеспечениесобственной национальной безопасности на основе нескольких принципов:использованиеразличных имеющихся в ее распоряжении сил и средств, в том числе ядерное оружие, при необходимости отразить вооруженную агрессию, если все остальные меры по разрешению кризисной ситуации исчерпаны или былималоэффективными;использование военной силы в рамках страны возможно исключительно в строгом соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законампри возникновении угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, в том числе при угрозе насильственного изменения конституционного строя.Важную роль в обеспечении национальных интересов России играет оборонный промышленный комплекс. Реструктуризацию и конверсию оборонного промышленного комплекса необходимо осуществлять без нанесения ущерба развитию новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укреплению позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.Основные задачи Российской Федерации в пограничной области:создать необходимую нормативную правовую базу; развить межгосударственное сотрудничество в данной сфере;противодействовать экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территории России от других государств;пресекать деятельность транснациональной организованной преступности, в том числе незаконную миграцию;осуществлять коллективные мерыдля обеспечения безопасности пограничного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств.Важнейшие задачи в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации:реализовать конституционные права и свободы граждан Российской Федерации в области информационной деятельности;усовершенствовать и защищать отечественную информационную инфраструктуру, интеграцию России в мировое информационное пространство;противодействовать угрозе развязывания противоборства в информационной области.Особуюрольпри обеспечении национальной безопасности Российской Федерации играет эффективное пользование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки для своевременного обнаружения угроз и выявления их источников.Системупо обеспечению национальной безопасности Российской Федерации создают и развиваютсогласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям правительства Российской Федерации, федеральным программам в данной сфере.Основа системы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации представлена органами, силами и средствами по обеспечению национальной безопасности, которыми осуществляются меры, имеющие политический, правовой, организационный, экономический, военный и иной характер, цель которых обеспечить безопасность личности, общества и государства.Полномочия органов и сил по обеспечениюнациональной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок при действиях определяют соответствующие законодательные акты Российской Федерации.В процессе формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участвует:президент Российской Федерации — руководит в рамкахсобственных конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия на обеспечение национальной безопасности; согласно законодательству Российской Федерации занимается формированием, реорганизацией и упразднением подчиненных ему органов и сил по обеспечению национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами относительно проблем национальной безопасности, в собственных ежегодных посланиях для Федерального собрания уточняет определенные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления в текущей внутренней и внешней политике страны;Федеральным собранием Российской Федерации — на базе Конституции Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации формируется законодательная база в сфере по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации;правительство Российской Федерации — в рамках собственных полномочий и при учете сформулированных в ежегодных посланиях президента Российской Федерации Федеральному собранию приоритетов в сфере по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;Совет безопасности Российской Федерации — проводится работадля упреждающего выявления и оценки угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовятся для президента Российской Федерации проекты решений для их предотвращения, разрабатываютсяпредложения в сфере по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе предложения для уточненияопределенных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координируется деятельность сил и органов по обеспечению национальной безопасности, контролируется реализация федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в данной сфере;федеральные органы исполнительной власти — обеспечиваетсявыполнение законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в сфере национальной безопасности Российской Федерации; в рамкахсобственной компетенции разрабатываются нормативные правовые акты в данной сфере и представляют их президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации;органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации –осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти относительно вопросоввыполнения законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в сфере национальной безопасности Российской Федерации, в том числе федеральных программ, планов и директив, которые издает Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации, в сфере военной безопасности Российской Федерации; вносятся в федеральные органы исполнительной власти предложения дляусовершенствования системы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.Основные направления в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства представлены:правовым обеспечением реформ и созданием эффективного механизма по контролю соблюдения законодательства Российской Федерации;усилением государственного урегулирования в экономике;принятием необходимых мер для преодоления последствий экономического кризиса, сохранения и развития научно-технического, технологического и производственного потенциала, перехода к экономическому росту при понижении вероятности техногенных катастроф, повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъема благосостояния народа.Важнейшие задачи заключаются в опережающем развитии конкурентоспособных отраслей и производств, расширении рынка наукоемкой продукции. Для их решения должны приниматься меры, которыми стимулируется передача новых военных технологий в гражданское производство, вводится механизм по выявлению и развитию прогрессивных технологий, освоением которых обеспечивается конкурентоспособность российских предприятий в условиях мирового рынка.Решениемперечисленных задач предполагается концентрация финансовых и материальных ресурсов на важнейших направлениях в развитии науки и техники, оказании поддержки ключевых научным школам, ускоренном формировании научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечении частного капитала, реализации программ развития территорий, которые имеют высокий научно-технический потенциал, создании при поддержке государства инфраструктуры, которой обеспечивается коммерциализация результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности в рамках страны и за ее границами, развитии общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.Государство должно оказывать содействие при создании равных условий для развития и роста конкурентоспособности предприятий несмотря на форму собственности, аналогично со становлением и развитием частного предпринимательства в каждой из сфер, где это поможетповышению общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.Сближением интересов населяющих страну народов, налаживанием их всестороннего сотрудничества, проведением ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики будет гарантировано обеспечение в России внутриполитической стабильности. Комплексный подход к решению данных задач должен являться основой внутренней государственной политики, которая обеспечивает развитие Российской Федерации в качестве многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, усовершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должнопомогать при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Нужен комплексный подход к осуществлению решения правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при условии сбалансированного соблюдения интересов Российской Федерации и ее субъектов.Необходима консолидация усилий, которые нацелены на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия довольно заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы данных общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер по эффективной защите личности, общества и государства от преступных посягательств.Важнейшие задачи в сфере борьбы с преступностью представлены: выявлением, устранением и предупреждением причин и условий, которые порождают преступность;усилениемважности государства в качестве гаранта безопасности личности и общества, созданием необходимой для этого правовой базы и механизма по ее применению;укреплением системы правоохранительных органов, в первую очередь структур, которые противодействуют организованной преступности и терроризму, созданием условий для их эффективной деятельности;привлечением государственных органов в рамках их компетенции к деятельности для предупреждения противоправных деяний;расширением взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.Для профилактики преступности и борьбы с нею прежде всего необходимо развитие правовой базы в качестве основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в области по борьбе с преступностью и соблюдения прав человека. Важным является лишение преступности питательной среды, которую обуславливают недостатки в законодательстве, кризис в экономике и социальной сфере.Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна проводиться на базе общегосударственного комплекса контрмер для пресеченияданных типов преступной деятельности.Взяв за основу международные соглашения, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, в том числемеждународными организациями, задача которых заключается в борьбе с терроризмом. Необходимо еще шире пользоваться международным опытом борьбы с данным явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, в том числе их поступления из-за рубежа.Российская Федерация намерена с решительностью и твердостью обеспечивать собственную национальную безопасность. Созданными правовыми демократическими институтами, сложившейся структурой органов государственной власти Российской Федерации, широким участием политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации обеспечивается динамичное развитие России в XXI веке.2.2 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формыПод угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальная безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности в России
... экологической и других сферах». В экологической сфере национальные интересы России заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды, что возможно лишь при обеспечении экологической безопасности. Современное национальное ... правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. ... тех, кто принимает экономические и политические ...
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
... республики на административно-территориальные единицы, позволит во многом избежать как экономических, так и национально-этнических проблем и конфликтов. Глава 1. Субъекты Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном ...
Эффективность правового регулирования экономической безопасности ...
... следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты правового регулирования экономической безопасности национальной экономики; провести анализ эффективности правового регулирования экономической безопасности национальной экономики; охарактеризовать проблемы и перспективы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Фрагмент работы для ознакомления 1.1 Понятие экономической ...
Основы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности ...
... информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности). Система национальной безопасности России Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности. Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и ...
Правовые аспекты валютного регулирования в Российской Федерации
... это самая элементарная схема валютных отношений. Чтобы более подробно рассмотреть вопрос о финансово-правовых основах валютного регулирования в Российской Федерации, необходимо понять, как оно ... на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем ...
Отдел безопасности в пенитенциарной системе России
... мест заключения в плане обеспечения надзора за осужденными отделами обеспечивающие данную функцию. ... Становление отдела безопасности в пенитенциарной системе России 1.1 Предпосылки становления отдела безопасности безопасность пенитенциарный ... обеспечению их социальной поддержки и правовой защиты. Но Советское государство не всегда смогло это обеспечивать, этому способствовало тяжелое экономическое ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovyie-rejimyi-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti/
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
2. Авдеев Ю.Н., Аленкин С.В., Алешин В.В. и др. «Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».– М.: Юнити-Дана, 2015.
3. Аверченков В.И. История системы государственной безопасности России: учеб. Пособие / В.И. Аверченков, В.В. Ерохин, О.М. Голембиовская. – 2-е изд., стереотип. – М.: Юрайт, 2014, – 365 с
4. Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. – 512 с.
5. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 20015. – 74 с.
6. Борщевский Г.А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2013. — №1 (январь — февраль).
7. Валовая М.Д. Политология: Учебник. – 2-e изд. – М.: Магистр:ИНФРА-М, 2015. – 336 с.
8. Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 2014. – 125 с.
9. Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — №4.-С. 3-41
10. Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 2014. – 156 с.
11. Климова В.Н. Роль государства в обеспечении национальной безопасности. – М.:НИЦ Инфра-М, 2014. – 287 с.
12. Ловцов Д.А. Проблема обеспечения информационной безопасности России // Обозреватель — Observer. 2014. № 2. – 142 с.
13. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 457 с.
14. Оришев А.Б. Политология: Учебник. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИнфраМ, 2014. – 288 с
15. Стратегия национальной безопасности России: теоретикометодологические аспекты: Монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. – 512 с.