Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации

Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта федерации.

Множественность субъектов Российской Федерации не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

все субъекты Российской Федерации являются неотъемлемыми составными частями Российской Федерации и не обладают правом сецессии (правом выхода из состава Российской Федерации).

все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов Российской Федерации в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъекты являются формой государственно-правового выражения самоопределения народов и наций в составе Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов Российской Федерации в пределах собственной компетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно создают собственные органы государственной власти — законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства. Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции Российской Федерации и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный Суд Российской Федерации в решении от 18 января 1996 г.

3 стр., 1001 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления

... Конституцией Российской Федерации. Однако и в узком смысле государственным управлением, то есть исполнительно-распорядительной деятельностью, занимаются не только органы исполнительной власти, но и некоторые другие властные субъекты административного права. Следовательно, соотношение государственного управления и исполнительной власти ...

Располагая рядом суверенных прав, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти Федерации, а их международные и внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установлено федеральным законом. При этом самостоятельно образуя органы государственной власти, субъекты Российской Федерации обязаны действовать в соответствии с закреплёнными в федеральной Конституции основами конституционного строя. Государственность субъектов Российской Федерации должна отвечать критериям демократического правового федеративного с социального государств, республиканской формы правления, опираться на принципы единства системы государственной власти и на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что субъекты Российской Федерации разнообразны по своему территориальному, национальному признаку. Такое сложное, по своему составу, федеративное государство всегда вызывает интересы для изучения

Среди современных российских ученых, обращавшихся к вопросам конституционно-правового статуса субъекта в составе Российской Федерации, можно назвать Баглая М.В., Аваньян А.А., В.А, Безуглова,Катков Д.Б., Кудинова О.А, Никулина В.В и ряд других ученых.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройствам Российской Федерации.

Предметом исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Гипотезой данной работы является то, что все субъекты Российской Федерации в равной степени обладают конституционными правами и гарантиями своего статуса.

Отсюда цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации.

Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие субъекта и его статуса в составе Российской Федерации;
  • изучить особенности конституционно-правового статуса субъектов в составе Российской Федерации;
  • рассмотреть подробно правовой статус республик, краев, областей и городов федерального значения;
  • выявить теоретико-правовые проблемы федеративного устройства Российской Федерации;
  • исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации.

Методологической основой настоящей работы являются общенаучные и частно научные методы: диалектический, системный и другие. Наиболее часто использовался метод изучения и анализа научной литературы.

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава посвящена общим теоретическим вопросам конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации в ее составе, а также рассмотрено понятие субъекта Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте, виды субъектов Российской Федерации и участие субъектов в решении общефедеральных вопросов.

3 стр., 1351 слов

Налоговое правоотношение. Понятие, состав, субъекты, объект, ...

... по привлечению к налоговой ответственности. материальные По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ ... и иностранные организации, иностранные граждане - налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с ...

Во второй главе рассмотрена особенность конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, а именно особенность правового статуса Республик в составе Российской Федерации и конституционно-правового статуса областей, краев, городов федерального значения.

В третьей главе анализируются основные теоретико-правовые проблемы федеративного устройства Российской Федерации, например, такие как образование новых субъектов в составе Российской Федерации: проблемы законодательного регулирования и правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА СУБЪЕКТОВ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте

Российская Федерация — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку. Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации в ее составе 21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область, что в общем составляет 26 национально-государственных образований. А также выделяется 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, а именно 57 государственно-территориальных образований. Всего в составе Российской Федерации 83 субъекта Российской Федерации.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Российской Федерации отвечают следующим критериям:

  • не обладают суверенитетом;
  • не имеют права на отделение или сецессию;
  • граждане любого субъекта Российской Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории Российской Федерации;
  • закон субъекта Российской Федерации не может противоречить Федеральному Закону;
  • перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Виды субъектов Российской Федерации:

  • Республики в составе Российской Федерации — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн).

  • Края, области, города федерального значения в составе Российской Федерации — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа.

— Автономные округа и автономная область в составе Российской Федерации — по их представлению может быть принят Федеральный Закон об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава Российской Федерации может происходить в следствие:

  • Принятия в Российской Федерации нового субъекта (иностранного государства или его части);

Образования в ее составе нового субъекта в результате:

  • объединения существующих субъектов;
  • вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;
  • перехода из одного вида субъектов в другой;
  • изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта состоит из ряда этапов:

12 стр., 5876 слов

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации, ...

... структуры внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации, а также исследование способов погашения этих долгов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Раскрыть понятие государственного внутреннего и внешнего долга Определить функции государственного долга Проанализировать динамику внутреннего ...

  • Заинтересованные субъекты Российской Федерации направляют президенту Российской Федерации предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;
  • Вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

— В случае положительного решения на референдумах проект федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта вносится Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его 3/4 голосов его членов.

  • После подписания закона Президентом Российской Федерации вносятся изменения в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

В настоящее время Указами Президента Российской Федерации в статье 65 Конституции Российской Федерации произведены следующие изменения Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ образовались в Пермский край 1 декабря 2005; Камчатская область и Корякский автономный округ преобразовались в Камчатский край 1 июля 2007; исключен из статьи 65 Усть-орды