«Приватизация в России»

Как экономическое явление приватизация присуща всей мировой экономике. Но, сохраняя общие черты и закономерности, она в тех или иных условиях приобретает специфические черты.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  1. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

  2. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

  3. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

  4. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

  5. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

  6. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Приватизация – по закону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» — это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.

В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории — собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода – это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проводимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов).

11 стр., 5209 слов

Цели и результаты приватизации собственности в России

... Из этого следует, что России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система ...

При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всего, выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана.

1.2. Формы и методы приватизации.

Все разнообразие методов может быть сведено к следующим:

  • прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг;
  • льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний;
  • массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации.

Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество – получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода).

14 стр., 6503 слов

Собственность: сущность, эволюция и многообразие ее форм. Место ...

... формы собственности; дать экономически обоснованную классификацию сложившихся форм собственности; рассмотреть процессы приватизации в России в 2003-2012 гг.; подвести итоги национализации предприятий ... партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности общественных организаций и т.д. ) по форме присвоения выделяют индивидуальную, коллективную и государственную собственность. ) по составу ...

Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на активы на частную. Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.

Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила особый размах в России, где использовалась в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовала первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

Следующим методом приватизации является реприватизация, т.е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т.е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т.е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами.

Глава 2. Проведение приватизации в России

2.1. Необходимость приватизации собственности в России

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений .

Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

  1. приватизация собственности;

  2. самостоятельность субъектов рынка;

  3. система социальной поддержки населения;

  4. право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;

  5. устойчивость рубля и денежного обращения;

  6. демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;

  7. система социальной поддержки населения;

    4 стр., 1982 слов

    Виды форм собственности предприятий

    ... МВФ - Международный валютный фонд; ЦБР - Центральный банк России; б) указывающие на форму собственности предприятия и входящие в качестве классификатора в названия предприятий: ООО - общество с ограниченной ответственностью; ОАО - открытое ...

  8. наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

  9. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

  10. развитие внешнеэкономических связей;

  11. формирование у людей рыночных норм поведения.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

  1. преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

  2. преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

  3. стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;

  4. изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:

  1. государственные предприятия,

  2. частный бизнес,

  3. народные предприятия,

  4. акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала,

  5. акционерные негосударственные предприятия.

Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

2.2. Этапы приватизации в России

В июле 1991г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992г. . Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько групп:

13 стр., 6412 слов

Приватизация и разгосударствление

... приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. Приватизация ...

  1. подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые и мебельные);

  2. приватизируемые по специальному разрешению ГКИ (крупные Машиностроительные предприятия);

  3. приватизируемые по специальному разрешению правительства (основные предприятия в стратегических отраслях – добыче полезных ископаемых и оборонной);

  4. предприятия, приватизация которых запрещена (медицинские учреждения).

Из приватизационного процесса оказались исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:

  • не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и сразу бы обанкротились;
  • были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;
  • были исключены правительством из программы приватизации;
  • предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием

Согласно программе, крупные предприятия должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.

Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную стоимость в 10000 руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних — увеличилась почти вдвое.

4 стр., 1714 слов

Результаты и уроки приватизации в России

... В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий ... и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что ... приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере ...

Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

(приложение 3)

После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:

  • пополнение государственного бюджета;
  • инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

Уже в середине 1995г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:

  1. на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухания спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний;

  2. у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг;

  3. из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

Субъектами, предъявившими наибольшей платежеспособный спрос в ходе денежной приватизации, стали теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной безопасности и иногда иностранцы.

В 1995-1996гг. не была достигнута главная, фискальная цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень – зима 1995г.).

в соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний («Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.).

По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок – 1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации – практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.

6 стр., 2853 слов

Приватизация и разгосударствление в России

... исследований дна мирового океана, который занимает 3/4 земной поверхности, позволили сделать вывод о необычной динамичности форм поверхности Земли. Земная кора, толщина которой под материками ... землетрясения и вулканы. Катастрофическая география. Во второй половине ХХ века в науке о Земле окончательно утвердилось учение теории глобальной тектоники материковых плит, согласно которой первоначально, ...

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрыты для большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

Действительный результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно.

Часто оцениваемые как позорные, совершенные на основе тайного сговора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тендеров. Это послужило так называемой «войны банкиров». На первых этапах приватизации собственности было столь много, что заинтересованные стороны могли легко приходить к соглашению относительно ее раздела. Когда количество лакомых кусков сократилось, финансово-промышленные группы и банки, контролируемые олигархами, вступили в открытую войну. В конце концов, российская приватизация обернулась попыткой сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупнения предприятий во имя развития конкуренции, отсутствие поддержки вновь создаваемых фирм. Напротив, правительство посчитало нужным стимулировать слияния и возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.

В 1997г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Стоимость имущественных комплексов определялась не только по балансовой стоимости, а совокупно – на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

5 стр., 2193 слов

Приватизация предприятий через аукционы

... как грубое нарушение правил аукциона. Форму проведения аукционов определяет Госкомимущество в плане мероприятий по приватизации объекта. Аукцион проводится в следующих формах: открытый аукцион, используемый, как правило, при продаже активов ликвидируемого предприятия, небольших предприятий ...

Был предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирался на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта была нацелена на получение максимальных получений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам были проданы пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Было предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками с 1997-1998гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.

2.3 Итоги российской приватизации

Несомненным результатом проводимой реформы явился процесс трансформации централизованной плановой системы в рыночную экономику смешанного типа. Сложилась многоукладная экономика, появился класс собственников в лице владельцев приватизированных предприятий и недвижимости. В структуре занятых выросла доля лиц, занятых в негосударственном секторе. Так, если в 1991г. на предприятиях государственной формы собственности было занято 75,4%, то в 1995г. их доля составила 42,1%, в то же возросла доля занятых в частном секторе с 13,3% до 34,4% и на совместных предприятиях – с 10,3 до 22,8%.

Среди приватизированных предприятий 51% составляют предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Доля приватизированных предприятий в производстве составляет 33%. В аграрном секторе создано 293 тыс. фермерских хозяйств.

С переходом к денежному этапу приватизации начался процесс концентрации прав собственности, что находит выражение в создании финансово-промышленных групп, усиления их роли в реальном секторе экономики. Широкое развитие получил процесс создания рыночных институтов. Увеличилось количество фондовых и товарных бирж, брокерских контор и фирм, коммерческих банков, идет процесс концентрации банковского капитала. Происходят изменения в структуре денежных доходов населения: увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, от финансово-кредитных операций.

К сожалению, отмеченные позитивные сдвиги в экономике происходили на фоне глубоких негативных результатов проводимой реформы. Основными из них являются: обвальный спад производства, резкое снижение жизненного уровня населения, усиление сырьевой ориентации экономики и рост зависимости от внешнего рынка, сокращение отечественного рынка для собственных товаропроизводителей. Ухудшились макроэкономические показатели: упала в два раза доля России в мировом производстве, снизились объемы ВВП, капитальных вложений в производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, рыночного товарооборота, реальных доходов населения. Разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями населения возрос с 4,5 раза до 13,5 раза. Тяжелое положение обусловлено особенностями реформы. Предполагалось, что либерализация цен и приватизация сами по себе приведут к созданию конкурентной среды, свободному переливу капиталов. И в этой ситуации преимущественное развитие получат отрасли конечного спроса. Однако этого не произошло, а произошел обвал цен и глубокий спад производства. Предполагалось, что либерализация приведет к массовым банкротствам слабых, технологически устаревших предприятий. Однако в тяжелом положении оказались и весьма перспективные высокотехнологичные предприятия. При общем глубоком спаде производства наблюдается большая неравномерность: наиболее тяжелое положение сложилось в легкой, машиностроительной, пищевой, нефтехимической промышленности, т.е. в тех областях, которые должны работать на потребительский рынок и рынок инвестиций. Более благоприятная ситуация лишь в отраслях топливно-энергетического комплекса, активно работающего на экспорт. В аграрном секторе спад производства идет на фоне общего снижения эффективности использования земель и падения продуктивности животноводства.

13 стр., 6106 слов

Государственное регулирование отношений собственности. Программы ...

... системы Российской Федерации. собственность приватизация государственный I. Государственное регулирование отношений собственности Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе ... облигации, приносящие их владельцам более высокий доход, чем дивиденды по акциям. На этом этапе возможно широкое привлечение иностранного ...

В целом реальный сектор экономики стал характеризоваться тенденцией сужающегося воспроизводства, разрушением базисных производств, обеспечивающих научно-технический прогресс, что увеличивает зависимость нашей экономики от мирового рынка. Даже в области потребительских товаров выросла зависимость от импортных поступлений, в то время как отечественные товаропроизводители испытывают трудности с реализацией производимой продукции. За годы реформы в структуре экономики страны повысился удельный вес сырьевых отраслей и отраслей низкой степени переработки. Российская экономика все более принимает черты колониальной экономики.

За годы реформы были разрушены нормальные условия воспроизводства не только материального продукта, но и главного фактора производства — человека. Резко упал жизненный уровень населения, усилилось имущественное неравенство в обществе. Тревожен не сам по себе факт усиления имущественного расслоения в условиях перехода к рыночной экономике, а его специфика для России: в разряд бедных попала значительная часть экономически активного и высококвалифицированного населения (техническая интеллигенция, научные работники, учителя, врачи и т.д.).

Сложилась ничем не оправданная дифференциация в заработной плате работников финансовой сферы и сферы производства, работников бюджетной сферы и ряда приватизированных предприятий, а внутри предприятий – различие в заработной плате между руководителями и работниками может достигать 10-15 раз, а иногда и значительно больше.

Реформа способствовала процессу первоначального накопления капитала, одной из особенностей которого является широкое использование в этих целях экономическими субъектами сугубо спекулятивных сделок. Спекулятивный характер накопления капитала в условиях экономической и политической нестабильности вынуждает владельцев капитала искать надежные способы его хранения, что ведет к вывозу капитала за рубеж. Вовлечение в сферу спекулятивных действий государства, предпринимателей, банкиров и населения усиливает процесс перераспределения богатства в интересах немногих, снижает реальный потенциал экономического роста.

Резко ухудшилась и продолжает ухудшаться демографическая ситуация: снижается рождаемость, увеличивается заболеваемость, снижается средняя продолжительность жизни.

Возникшая в итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в средне- и долгосрочной перспективе.

Глава 3. приватизация в ханты-мансийском автономном округе

Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — ровесник реформ в России. Его история насчитывает более 15 лет. Для реализации приватизационной политики государства, а также процесса эффективного управления государственной собственностью, в начале 90-х годов была создана система органов по управлению государственным имуществом. В июле 1990 года образован Государственный комитет России по управлению имуществом. В 1997 году Госкомимущество России преобразован в министерство. В 2004 году Минимущество России было упразднено, а функции по управлению имуществом, а также часть функций упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

В Ханты-Мансийском автономном округе решение о создании Комитета по управлению государственным имуществом было принято исполнительным комитетом Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа 14 ноября 1991 года. Распоряжением Госкомимущества России от 5 февраля 1992 года Комитет был наделен правами территориального органа Госкомимущества России. Это значит, что Комитету были предоставлены полномочия по приватизации, управлению и распоряжению федеральной собственностью на территории автономного округа. Для осуществления реформы собственности в России Правительство Российской Федерации в 1992 году начало широкомасштабную приватизацию. Первая программа приватизации была утверждена 26 декабря 1991 года Указом Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». В 1992 году для стимулирования приватизационного процесса было принято решение о реализации массовой модели, одним из направлений которой являлось введение приватизационного чека как средства платежа. Разгосударствление собственности, создание слоя частных собственников — такая задача стояла перед Комитетом в начальный период массовой приватизации.

В 1992-1994 гг. акцент был сделан на достижение количественных результатов приватизации. Этот период характеризуется наивысшими темпами приватизации — как на территории России, так и в Ханты-Мансийском автономном округе. Так, в 1992 году в округе было приватизировано 208 предприятий, в 1993 году — 410, в 1994 году — 238. Наиболее крупные предприятия, преобразование которых в акционерные общества осуществлял Комитет: ОАО «Варьеганнефтегаз», ОАО «Нижневартовскнефть», ОАО «Приобьнефть», ОАО «Сургутнефтепродукт», ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология», ОАО «Хантымансийскокртелеком», ОАО «Обьнефтегазгеология», ОАО «Хантымансийскгеофизика», ОАО «Когалымгеофизика», ОАО «Нижневартовский ГПЗ».

В 1992 году Комитет начал процесс разграничения государственной собственности на федеральную, государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа и муниципальную. В результате проведенной работы в собственность муниципальных образований было передано 11 089 объектов жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, образования.

Формирование государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа происходило путем передачи имущества из федеральной в государственную собственность автономного округа (было переведено в установленном порядке 53 организации).

С 1995 года деятельность Департамента в большей степени ориентирована на процесс управления объектами окружной собственности и объектами федеральной собственности, находящимися на территории автономного округа.

В 2000 году, в связи с формированием структуры Правительства автономного округа, Комитет был преобразован в Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа. Для выполнения функций, возложенных на Департамент, утверждена соответствующая структура.

Наделение Департамента функциями по управлению земельными ресурсами на территории автономного округа с 2001 года определило необходимость работы сразу по нескольким направлениям. Прежде всего — это формирование законодательной и нормативной базы, осуществление разграничения государственной собственности на землю, проведение мероприятий по созданию, обновлению и эксплуатации земельной информационной системы автономного округа.

С 2002 года одним из приоритетных направлений является оптимизация структуры собственности, в связи с этим определены основные задачи в сфере приватизации имущества автономного округа:

  • приватизация имущества автономного округа, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
  • обеспечение поэтапного сокращения числа государственных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
  • формирование доходов бюджета автономного округа.

Следует отметить, что результаты приватизации 2001-2006 гг. характеризуются положительной динамикой поступлений в бюджет автономного округа: если за 2001 г. поступило 20 126,5 тыс. руб., то за 2006 г. — 210 954,44 тыс. руб.. С 2003 года управление объектами государственной собственности выходит на новый качественный уровень, при этом механизмы принятия управленческих решений в процессе управления объектами государственной собственностью автономного округа различаются в зависимости от правового режима использования имущества (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, казна автономного округа).

Так, система управления государственными унитарными предприятиями основана на положениях Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Она предусматривает планирование деятельности государственных унитарных предприятий автономного округа, мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных предприятий, заключение трудовых договоров с руководителями предприятий, контроль соответствия законодательству текущей деятельности государственных предприятий, в том числе по совершению сделок с недвижимостью.

Управление принадлежащими автономному округу акциями (долями) осуществляется в основном через представителей (государственных служащих), которых назначает Правительство автономного округа. Представители лично участвуют в работе органов управления и ревизионных комиссий хозяйственных обществ. С целью повышения эффективности управления пакетами акций (долей), принадлежащих округу, проводится детальный анализ целесообразности участия округа в каждом из обществ и разрабатываются мероприятия на ближайшую перспективу.

С 2004 года наблюдается тенденция увеличения хозяйственных обществ, в которых округ имеет возможность влиять на финансово-хозяйственную деятельность. Одновременно идет планомерная работа по снижению участия автономного округа в обществах, размер пакета в которых не позволяет округу оказывать существенное влияние на принятие стратегических и текущих вопросов деятельности, и участие округа в которых ничем не обусловлено. В 2004 году проведена большая работа по формированию крупных холдингов. В частности, собраны воедино разрозненные лесопромышленные предприятия и образовано ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг». Четырнадцать дочерних энергетических предприятий послужили основой создания ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания». Для объединения телекоммуникационных активов округа, создания конкурентоспособного рынка услуг в сфере связи и телекоммуникаций округ выступил учредителем ОАО «Югрател».

Во исполнение федеральных законов № 95-ФЗ, № 122-ФЗ, № 131-ФЗ и разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с 2004 года осуществляется процесс передачи имущества по уровням собственности — федеральной, региональной и муниципальной.

В течение 2004 — 2006 гг. передано в федеральную собственность имущества автономного округа на сумму более 1,9 млрд. рублей (корпуса и общежития Югорского государственного университета, имущество Судебного департамента Ханты-Мансийского автономного округа, компьютерное оборудование УВД Ханты-Мансийского автономного округа).

В собственность муниципальных образований передано имущества на сумму 6,2 млрд. руб. (объекты ЖКХ, газопроводы, инженерные сети, движимое имущество, имущественные комплексы и др.).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 1565-р, передано имущество 13 федеральных образовательных учреждений из собственности Российской Федерации в собственность Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на сумму 311,5 млн. руб.

Осуществлялась процедура передачи муниципальных учреждений в собственность автономного округа, в том числе социальных учреждений, специализированных учреждений здравоохранения, учреждений начального и среднего профессионального образования. В настоящее время приняты все 116 муниципальных учреждений, подлежащих передаче в собственность Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с имуществом на общую сумму 7 191,5 млн. руб. Кроме этого, принято в собственность Ханты-Мансийского автономного округа — Югры муниципальное имущество, используемое для обеспечения деятельности органов государственной власти и учреждений автономного округа на общую сумму 1 331,6 млн. руб.

Основным новшеством имущественной политики Ханты-Мансийского автономного округа в 2005 году стало наделение Департамента государственной собственности автономного округа полномочиями в области жилищных отношений в отношении учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Принятие Жилищного Кодекса обусловило необходимость формирования жилищного фонда коммерческого использования автономного округа и необходимость регулирования отношений в этой сфере. С целью выполнения работы по данному направлению Департаменту государственной собственности переданы соответствующие полномочия, в том числе:

  • принятие решений о предоставлении жилых помещений по договорам найма;
  • заключение договоров найма жилых помещений коммерческого использования;
  • осуществление полномочий собственника при управлении многоквартирным домом в отношении помещений коммерческого использования.

В отношении учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры определены следующие полномочия:

  • утверждение программы финансово-хозяйственной, приносящей доход деятельности, учреждений;
  • определение перечня фондов, создаваемых учреждениями за счет доходов от приносящей доход деятельности учреждений, их размеров, порядка формирования и использования;
  • принятие решений о назначении аудиторских проверок учреждений;
  • согласование трудовых договоров и др.

В 2006 году продолжена работа по перечисленным выше направлениям.

С 1 июля 2006 года Департаменту переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Ханты-Мансийске — административном центре Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В 2006 году утвержден новый порядок ведения реестра государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поправками из статьи 4 закона о приватизации жилищного фонда исключается положение, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

«Необходимость внесения такого изменения обусловлена тем, что указанное положение, устанавливающее запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года №6-II признано не соответствующим Конституции Российской Федерации», — говорится в справке к подписанному закону.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28 июня 2005 года № 115-п “О внесении изменений и дополнений в положение о Департаменте государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры” в 2006 году была изменена структура Департамента.

На 2007 год определены следующие цели и задачи:

Цель 1. Повышение эффективности управления государственной собственностью Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Задачи:

1. Переход к управлению принадлежащими автономному округу акциями (долями), государственными предприятиями по целям и задачам.

2. Разработка системы стратегического планирования и прогноза результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

3. Совершенствование системы планирования Департамента государственной собственности.

4. Обеспечение сохранности, учета, надлежащего использования имущества, находящегося в собственности автономного округа.

Цель 2. Оптимизация структуры собственности автономного округа.

Задачи:

1. Поэтапное сокращение количества государственных учреждений и предприятий.

2. Сокращение участия автономного округа в хозяйственных обществах.

Цель 3. Формирование рынка недвижимости.

Задачи:

1. Повышение эффективности системы продажи имущества автономного округа.

2. Вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим особенности приватизационного процесса в России.

  1. Приватизация означает продажу государством частным лицам прав

собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. Приватизация может осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.

  1. Начиная в 1992г. широкомасштабную приватизацию, российское правительство оказалось в условиях, при которых нормальная продажа государством своего имущества в частные руки была невозможна по трем основным причинам:

  1. такая приватизация – дело небыстрое, а избранный вариант реформы экономики требовал незамедлительного разгосударствления;

  2. дело штучное, требующее участия многочисленной армии квалифицированных специалистов, которых, естественно, в наличии не было;

  3. и это, пожалуй, самое важное и непреодолимое обстоятельство – в стране попросту отсутствовали необходимые денежные средства.

К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост – увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За 1992-1998гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны. Игнорирование организаторами процесса приватизации основной сущности собственности (как совокупности производственных отношений, а не только как совокупности имущества) отбросило страну назад в экономическом развитии.

Как итоги приватизации можно отметить:

  1. разрушение той части производительных сил, которые отличают современное постиндустриальное общество;

  2. структура российской экономики изменилась в сторону увеличения доли сырьевых отраслей (в СССР доля топливно-энергетического комплекса составляла около 8%, сейчас эта доля превышает 1/3);

  3. снижение уровня производства на 51%.

  4. Важнейшей задачей, которую необходимо решить для восстановления способности государства управлять экономикой, является четкое оформление системы отношений собственности и системы управления государственной собственностью. В России на сегодняшний день до сих пор не сложилось четкой системы отношений собственности. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов:

  • работников предприятий;
  • руководства тех же предприятий;
  • так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.

Необходимо разработать программу и начать инвентаризацию и единообразное оформление прав собственности на все области недвижимости. Формирование целостной системы собственности в России невозможно без того, чтобы само государство, остающееся крупнейшим собственником не осознало себя как собственника и не начало действовать как собственник. Государство в результате реформ практически самоустранилось.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/privatizatsii/

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 N 1541-1.

Белокрылова О. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.-103с.

Витрянский В. Споры о приватизации. Как их решать? // Хозяйство и право. 1994. 4. 10.

Ясин Е.Г. Российская экономика. Итоги панорама рыночных реформ. – М., ГУВШЭ, 2003.-243с.

Теория переходной экономики. Т.2. Учебное пособие/ Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. – М.: ТЕИС, 1998.-231с.

Современная экономика: российская модель: Учебное пособие/ Под ред. Н.Р.Молочникова. – М., 2002.-125с.

Статьи из газет, журналов и периодических изданий.

Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия.// Вопросы экономики.-2004.-№6.-С.57-79.

Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в РФ: экономико-правовые стороны.// Государство и право.-1996.-№10.-С.25-32.

Сажина М. Разгосударствление и приватизация.// Российский экономический журнал.-1999.-№9.-С.89-111.

Левинтов А. Особенности приватизации в России.// ЭКО.-1995.-№5.- С.132-149.

Львов Д., Круглова Н. Послечековая приватизация.// Российский экономический журнал.-1999.-№12.-С.3-15.

Ссылки из сайтов:

— статья о документах на приватизацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

  1. Акционерное общество – крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личных сбережений) путем реализации акций.

  2. Акция – ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.

  3. Аренда – предоставление средств производства их собственником во временное пользование другому пользователю за плату.

  4. Арендная плата – плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.

  5. Аукцион – продажа в заранее установленное время каких-либо товаров или имущества с публичных торгов по максимальной из предложенных покупателями цен.

  6. Банк – финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).

  7. Бизнес – частнопредпринимательская деятельность с целью получения дохода средствами, не противоречащими закону.

  8. Вексель – бесспорный денежный долговой документ.

  9. Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных средств государства, обеспечивающий оптимальную структуру народного хозяйства, гарантированный уровень жизни всех членов общества, обороноспособность страны, государственное управление.

  10. Заработная плата – денежная оплата труда наемного работника, эквивалентная в рыночной экономике стоимости его рабочей силы.

  11. Инвестиция – долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное предприятие.

  12. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги), производят их куплю-продажу на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.

  13. Индексация доходов – механизм периодической компенсации населению роста цен с помощью надбавок к заработной плате.

  14. Инфляция – обесценивание бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностью.

  15. Курс акции – ее цена на фондовой бирже, которая прямо пропорциональна уровню дивиденда и обратно пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого вкладчиком банка).

  16. Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над издержками производства.

  17. Приватизация – переход части государственного имущества в собственность трудовых коллективов либо частных лиц.

  18. Разгосударствление – предоставление реального права самоуправления трудовым коллективам и регионам.

  19. Рынок – такая организация общественного производства, при которой производители товаров сами решают: 1) когда, в каком количестве и какие товары производить, 2) как эти товары произвести, 3) для какого потребителя производятся товары. В узком смысле рынок – это сфера обращения товаров, купля-продажа.

  20. Собственность – форма присвоения участниками производства условий и результатов общественного производства.

  21. Финансы – экономические отношения, регулирующие образование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих народнохозяйственных потребностей.

  22. Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.

  23. Цена – денежное выражение стоимости товара.

  24. Экономика –народное хозяйство страны, т.е. система отраслей производства, продукт которых обеспечивает потребности общества.

  25. Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2, Документы для приватизации.

Перечень документов, необходимых для приватизации:

— ордер (подлинник и 2 ксерокопии);

— договор социального найма (подлинник и ксерокопия, если его нет, то необходимо его оформить);

— экспликация, поэтажный план (подлинник и копии заверенные БТИ);

— расширенная выписка из домовой книги (2 экз., срок действия — 2 месяца);

— справка о замене паспорта за период с 09. 1991 года по настоящее время;

— Расширенная выписка из домовой книги (с внесением не только прописанных на данный момент, но и всех выбывших) и справка о замене паспорта (с указанием реквизитов всех документов и изменений фамилий с 1991 г.) выдаются в паспортном столе ДЕЗа (РЭУ) также при предъявлении паспорта. При получении документов проверяйте правильность написания фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов паспортов. На всех документах должны стоять число, подпись с расшифровкой фамилии должностного лица и печать. В случае перемены места жительства в период с 09.1991 года по настоящее время необходимо предоставить выписки из домовых книг со всех мест проживания (для Москвы).

Для граждан, прибывших в Москву из других регионов Российской Федерации — справка из регистрационного органа о том, что они не участвовали в приватизации по предыдущему месту жительства.

— справку о том, что в приватизации не участвовал ;

— финансовый лицевой счет ( подлинник и ксерокопия );

— справку о проверке жилищных условий (для коммунальных квартир);

— все совершеннолетние члены семьи могут отказаться от участия в приватизации. В этом случае необходимо предоставить нотариально удостоверенный отказ или прийти лично в назначенное время с остальными членами семьи на подписание договора передачи;

— Если право на приватизацию использовано кем-то из членов семьи, то предоставить ксерокопии документов, подтверждающих участие в приватизации (договор передачи, свидетельство о собственности или свидетельство о регистрации права или последующего договора купли-продажи, в котором есть ссылка на приватизационные документы).

— право приватизации предоставляется гражданину РФ один раз;

— обращаем Ваше внимание, что паспорт должен быть заменен по достижении 20, 45 лет.

— в случае утери ордера в ДЕЗ необходимо получить справку о том, что ордер не сохранился и справку из Центрального архива г. Москвы (ул. Профсоюзная , д.80), выписку из протокола заседания жилищной комиссии префектуры о разрешении приватизации без ордера.

— если в комплекте документов есть решение суда, то срок регистрации договора передачи увеличивается.

При оформлении пакета документа на приватизацию Вам необходимы ксерокопии документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации и постоянную прописку в городе Москве (с предъявлением оригиналов при подаче документов сотруднику Департамента) — для лиц старше 14 лет. Для несовершеннолетних — ксерокопии свидетельств о рождении (с предъявлением подлинника на приеме инспектора).