Приватизация в России итоги и перспективы

§ 2. Перспективы приватизации в РФ

Минэкономразвития планирует в 2012 году получить за приватизацию пакетов акций пяти крупных компаний 300 млрд рублей. Большую часть этих денег принесет продажа 15-процентного пакета Роснефти, стоимость которого оценивается в 200 млрд рублей.

Минэкономразвития предлагает приватизировать в 2012 году до 15% Роснефти, 10% ВТБ, 25% Совкомфлота, 4,11% минус одна акция ФСК ЕЭС и пакет Русгидро, сообщил директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. По его словам, такие предложения были внесены в Минфин при составлении бюджетных проектировок на 2012–2014 годы.

Доходы бюджета от приватизации в 2012 году запланированы на уровне 300 млрд рублей, в 2013 году – 380 млрд рублей и в 2014 году – 475 млрд рублей, уточнил чиновник. Он отметил, что прогноз по доходам бюджета от приватизации федерального имущества «очень приблизительный и довольно консервативный». При реализации активов цифры в результате могут оказаться и выше, передает «Интерфакс».

Государство также планирует продать пакеты таких крупных предприятий, как Россельхозбанк, Росагролизинг, Транснефть, Зарубежнефть, «Интер РАО ЕЭС», РЖД, ОЗК, ОСК, АЛРОСА и Уралвагонзавод.

Наибольшие поступления в 2012 году ожидаются от приватизации Роснефти. Правительство планирует передать в частные руки от 10% до 15% акций компании. За пакет акций в 15% планируется получить более 200 млрд рублей. А от продажи 10% акций ВТБ в 2012 году государство рассчитывает выручить средств не меньше, чем получили в 2011 году, то есть 94 млрд рублей.

Приватизация РЖД, скорее всего, начнется в 2014 году. РЖД планируется начать приватизировать в диапазоне 2012–2014 годов. Но все-таки, наверное, это 2014 год. Безусловно, остается открытым вопрос, будет ли эта продажа на рынок федеральных акций или это будет допэмиссия для того, чтобы привлечь деньги в компанию для финансирования ее инвестиционных программ.

Заместитель руководителя Росимущества Эдуард Адашкин сообщил в пятницу, что аукционы по продаже госпакетов Новороссийского морского торгового порта (НМТП), Мурманского порта и монопольного перевозчика сжиженных газов железнодорожным транспортом «СГ-Транс» могут объявить до конца года.

Росимущество выносило проекты распоряжения правительства об условиях приватизации НМТП и СГ-Транса осенью прошлого года, но оценка этих компаний устарела (по законодательству срок действия отчета об оценке составляет шесть месяцев).

18 стр., 8539 слов

Приватизация как элемент системы управления государственной собственностью

... этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из ... государства. Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации, как элемента системы ... имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на ... приватизации государственного имущества в РФ 1991г. стал годом начала нового этапа в жизни России – процесса приватизации ...

Сейчас проводится процедура по актуализации оценки.

Аналогичная ситуация по госпакету Мурманского порта и порта Ванино, покупатель которого не расплатился, в связи с чем Ванино будет повторно выставлен на торги.Оценка госпакета компании «Апатит» будет завершена в сентябре, а аукцион могут объявить до конца года.

Напомним, недавно в Минфине пообещали, что правительство в ближайшее десятилетие будет вкладывать меньше средств в развитие компаний. Контроль над ними планируется передать инвесторам. В частные руки перейдет в том числе и «Аэрофлот». А с приватизацией Газпрома правительство решило повременить, поскольку здесь присутствует большая инфраструктурная составляющая.

Недавно президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости более решительных действий в сфере приватизации. Ранее президент поручил правительству до 1 августа расширить план приватизации. По его словам, в ряде крупных компаний доля государства должна снизиться не до 50%, как это было предложено правительством, а до блокирующего пакета или даже до нуля. В августе первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что президент одобрил доклад правительства по расширению приватизации.

В отношении отдельных АО сокращение степени участия Российской Федерации в их уставных капиталах может быть осуществлено до 2015 г: «Русгидро», «Современный коммерческий флот», Россельхозбанк — до 75 проц.

Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации продаж с процессами приватизации акций компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов.

В документе говорится, что поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти. С учетом приоритетов экономического развития РФ основными задачами госполитики в сфере приватизации федерального имущества в 2011-2013 гг являются: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий; сокращение госсектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов; улучшение корпоративного управления; стимулирование развития фондового рынка; формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики; формирование доходов федерального бюджета.

В 2011-2013 гг будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями президента РФ. В отношении таких имущества и организаций будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая их приватизацию.

В 2011-2013 гг планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий /ФГУП/, не обеспечивающих выполнение государственных функций РФ. Будут акционированы ФГУПы, исключенные из перечня стратегических предприятий, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных обществ в перечень стратегических предприятий. К продаже будут предложены пакеты акций АО, созданных при акционировании ФГУПов, в том числе в соответствии с программой приватизации федерального имущества, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических.

5 стр., 2279 слов

Приватизация объектов недвижимости

... статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что данное ограничение не распространяется на собственников объектов недвижимости (кроме ... общества, акции которых находятся в федеральной собственности. При этом стратегическими признаются унитарные предприятия и акционерные общества, продукция (работы, услуги) которых имеет стратегическое ...

Кроме того, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, а также формирования дополнительных доходов федерального бюджета правительство РФ может принять отдельные решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

В 2012-2013 гг будут предложены к продаже: пакеты акций, размер которых не превышает 50 проц уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических АО или АО, принимающих участие в формировании интегрированных структур; пакеты акций АО строительного комплекса, АПК, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, машиностроения и др. /за исключением стратегических акционерных обществ/.

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2012-2013 гг, будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности.

Перечень ОАО, находящихся в федеральной собственности, акции которых планируются к приватизации в 2012-2013 гг, будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности.

В 2012-2013 гг будет также продолжена работа по формированию на основе акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, интегрированных структур в стратегических отраслях экономики.

В 2012-2013 гг планируется приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции 35 закрытых акционерных обществ, доли 10 обществ с ограниченной ответственностью, а также 73 объекта иного имущества государственной казны РФ, в том числе объекты недвижимого имущества, включая морские и речные суда.

Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях, ожидаются в 2012 и 2013 гг — в размере 5 млрд руб ежегодно.

Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия правительством РФ отдельных решений о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность. В этом случае доходы от продажи федерального имущества в 2012-2013 гг могут составить с учетом рыночной конъюнктуры около 1 трлн руб.

Снижение роли государства в управлении экономическими активами скажется на притоке инвестиций в Россию, указывал положительный момент президент в бюджетном послании. Приватизация госкомпаний позволит им в дальнейшем привлечь деньги на мировых фондовых рынках. Между тем есть риск того, что ослабление господдержки и снижение доли госсобственности до менее 50% в ходе приватизации может негативно сказаться на рейтингах почти 60% рейтингуемых российских госкомпаний, предупреждают эксперты международного рейтингового агентства Fitch. Впрочем, агентство указывает, что снижение доли государства в компании до менее 50% не обязательно повлечет за собой рейтинговое действие в случае, если господдержка останется без изменений или по-прежнему будет существенной.

3 стр., 1078 слов

Основные этапы и результаты приватизации в России в 90-е гг

... народных предприятий; 6) разукрупнение государственных предприятий и создание дочерних компаний на базе частной формы собственности. В своей работе я рассмотрю, какие особенности имела приватизация в России и какие ... создания институциональных условий для становления и развития системы частной собственности по образцу западных демократий. Приватизация рассматривалась как шаг, дающий мощный стимул ...

Заключение

Приватизация – это процесс передачи государственной или муниципальной собственности в частные руки путем ее продажи (в РФ система аукционов) или распределения через определенную систему (в РФ была использована система ваучеров).

На практике в РФ были реализованы шесть методов приватизации:

  • продажа акций предприятий и фирм;
  • продажа предприятий на аукционах;
  • продажа предприятий на коммерческих конкурсах;
  • продажа предприятий на инвестиционных конкурсах;
  • продажа собственности ликвидируемых предприятий;
  • сдача в аренду.

В 90-х от приватизации более 133 тысяч предприятий доходы государства составили 65 млрд. рублей. За период 2000 – 2010 гг. приватизированы 10 тысяч предприятий, доход был почти в 12 раз больше. Даже с учетом платежей, поступавших за ранее приватизированные предприятия, разница между нулевыми и 90-ми оказалась очень значительной. к концу 1998 года было приватизировано 131,7 тысяч предприятий страны, или 92% от общего количества приватизированных в 1992 — 2011 годах. Большая часть предприятий — уже негосударственные.

Отличительной чертой приватизации была низкая активность граждан страны,потерявших сбережения в результате либерализации цен.

Второй особенностью была высокая скорость приватизации и, следовательно, крайне низкая цена проданных предприятий. Очень спешили, и предприятия не продавались, а дешево распродавались.

Третья отличительная черта — приватизация в РФ проходила при участии и часто даже под контролем криминальных структур.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/privatizatsiya-v-rossii-itogi-i-perspektivyi/

Астахова Н.Н., Аношина Ю.Ф. О совершенствовании земельных отношений в трансформационной экономике./ Н.Н. Астахова, Ю.Ф. Аношина// Актуальные вопросы экономических наук. Материалы III всероссийской научно-практической конференции 30 сентября 2008 г. – Новосибирск: ЦНРС-Издательство СИБПРИНТ, 2008.-С 52-56

Арзуманян А.В. Перспективы развития федерального и регионального законодательства о государственной регистрации на землю // Человек и закон. № 1. — 2008.

Асаул А.Н. Экономика недвижимости. СПб: ПИТЕР, 2009. 512с.

Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 477 с.

Берлин А.Д., Григор Г.Э. Частная собственность: теория и практика – М.: Международный университет социально-правовых отношений, 2010 – 335 с.

Вигандт Л.С. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов.- СПб.: СПбГИЭУ, 2009.-204 с.

Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. — М.: МОНФ, 2009.

4 стр., 1612 слов

Проблемы развития жилищного строительства в России

... и обусловлена актуальность данной темы. Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России. В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее ... уровень доходности вложений. При увеличении доходности вложений в другие сферы экономики, доходы от жилищного фонда становятся для инвесторов менее привлекательными и наоборот. А ...

Основы городского самоуправления. Учебное пособие для муниципальных служащих / Под ред. С.В.Вобленко – М.: ЮНИТИ, 2011

Озеров Е.С. Экономика и менеджмент недвижимости. СПб.: Издательство «МКС», 2010. -422с.

Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах – М.: РУСАКИ, 2010

Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. – М.: МАКС Пресс, 2010

Кононкова Н.П. Государственный сектор экономики: вопросы теории и современной российской практики. – М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2010

Кононкова Н.П. К новой теоретической трактовке государственного сектора современной экономики // Российский экономический журнал. – М., 2010. — №4.

Кононкова Н.П. Государственная собственность и государственный сектор в национальной экономике // Вестник Института экономики РАН. – М., 2010. — №4.

Молотников А. Е. Институт собственности. Российский опыт. — М.: Вершина, 2011. – 355с.

Проблемы регионального развития: 2007-2010: Монография/ ВНКЦ ЦЭМИ РАН; В.А.Ильин, К.А.Гулин, М.Ф.Сычев.- Вологда, 2010.- 183 с.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. — Ростов-на-Дону, 2007.

Рахман И. А. Развитие рынка недвижимости в России. Теория, проблемы, практика. — М.: Экономика, 2009. — 294 с.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 981с.

Саволайнен Н.Б. Экономика России и ее регионов как база развития РФ // Региональные проблемы преобразования экономики.-2011.-№3.-с.126-131

Сажина М.А. Экономический Олимп. – М.: Деловая литература.2011, 457 с.

Сайт Росстата: http://www.gks.ru/

Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

Тенденции и проблемы развития региона: Научные труды: В 3-х чч./ РАН, ЦЭМИ, Вологодский научно-координационный центр; Под ред.Ильина В.А..- Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ Ч.3: Социальные проблемы регионального развития.- 2010.- 399 с.

Приложение 1

Сажина М.А. Экономический Олимп. – М.: Деловая литература.2011, 97 с.

Сажина М.А. Экономический Олимп. – М.: Деловая литература.2011, 101 с.

Дементьев Н.П. Институциональная структура распределения и использования доходов в экономике России и развитых стран // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. — 2006. — Т.6, вып.2. — С.119-127.

Молотников А. Е. Институт собственности. Российский опыт. — М.: Вершина, 2006. – 121с.

Берлин А.Д., Григор Г.Э. Частная собственность: теория и практика – М.: Международный университет социально-правовых отношений, 2010 – с.107

Молотников А. Е. Институт собственности. Российский опыт. — М.: Вершина, 2011. – 124с.

Кононкова Н.П. Государственная собственность и государственный сектор в национальной экономике // Вестник Института экономики РАН. – М., 2010. — №4.

Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах – М.: РУСАКИ, 2010 с. 112

74 стр., 36846 слов

Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики

... обеспечиваются судебной властью. Конституция, закрепив многообразие форм собственности и объявив их основой экономики Таджикистана, заложила правовой фундамент становлению рыночной экономики, утверждению новых ... на показатели устойчивого развития, диверсификация национальной экономики, внедрение инновации - это далеко не полный перечень в наибольшей меревостребованных проблем, которые нуждаются в ...

Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. — М.: МОНФ, 2009 с. 109

Астахова Н.Н., Аношина Ю.Ф. О совершенствовании земельных отношений в трансформационной экономике./ Н.Н. Астахова, Ю.Ф. Аношина// Актуальные вопросы экономических наук. Материалы III всероссийской научно-практической конференции 30 сентября 2008 г. – Новосибирск: ЦНРС-Издательство СИБПРИНТ, 2008.-С 52-56

Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

2

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/privatizatsiya-v-rossii-itogi-i-perspektivyi/

1.Астахова Н.Н., Аношина Ю.Ф. О совершенствовании земельных отношений в трансформационной экономике./ Н.Н. Астахова, Ю.Ф. Аношина// Актуальные вопросы экономических наук. Материалы III всероссийской научно-практической конференции 30 сентября 2008 г. – Новосибирск: ЦНРС-Издательство СИБПРИНТ, 2008.-С 52-56

2.Арзуманян А.В. Перспективы развития федерального и регионального законодательства о государственной регистрации на землю // Человек и закон. № 1. — 2008.

3.Асаул А.Н. Экономика недвижимости. СПб: ПИТЕР, 2009. 512с.

4.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 477 с.

5.Берлин А.Д., Григор Г.Э. Частная собственность: теория и практика – М.: Международный университет социально-правовых отношений, 2010 – 335 с.

6.Вигандт Л.С. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов.- СПб.: СПбГИЭУ, 2009.-204 с.

7.Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. — М.: МОНФ, 2009.

8.Основы городского самоуправления. Учебное пособие для муниципальных служащих / Под ред. С.В.Вобленко – М.: ЮНИТИ, 2011

9.Озеров Е.С. Экономика и менеджмент недвижимости. СПб.: Издательство «МКС», 2010. -422с.

10.Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах – М.: РУСАКИ, 2010

11.Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. – М.: МАКС Пресс, 2010

12. Кононкова Н.П. Государственный сектор экономики: вопросы теории и современной российской практики. – М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2010

13.Кононкова Н.П. К новой теоретической трактовке государственного сектора современной экономики // Российский экономический журнал. – М., 2010. — №4.

14. Кононкова Н.П. Государственная собственность и государственный сектор в национальной экономике // Вестник Института экономики РАН. – М., 2010. — №4.

15.Молотников А. Е. Институт собственности. Российский опыт. — М.: Вершина, 2011. – 355с.

16.Проблемы регионального развития: 2007-2010: Монография/ ВНКЦ ЦЭМИ РАН; В.А.Ильин, К.А.Гулин, М.Ф.Сычев.- Вологда, 2010.- 183 с.

6 стр., 2535 слов

Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных ...

... по проблеме позволяет заключить, что актуальность совершенствования огневой подготовки курсантов определяется требованиями служебной деятельности сотрудников ОВД в современных условиях, изменениями в технических средствах обучения в ВУЗах МВД России. В следствие этого практика преподавания курса «Огневая подготовка» в ...

17.Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. — Ростов-на-Дону, 2007.

18.Рахман И. А. Развитие рынка недвижимости в России. Теория, проблемы, практика. — М.: Экономика, 2009. — 294 с.

19.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 981с.

20.Саволайнен Н.Б. Экономика России и ее регионов как база развития РФ // Региональные проблемы преобразования экономики.-2011.-№3.-с.126-131

21.Сажина М.А. Экономический Олимп. – М.: Деловая литература.2011, 457 с.

22.Сайт Росстата: http://www.gks.ru/

23.Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/

24.Тенденции и проблемы развития региона: Научные труды: В 3-х чч./ РАН, ЦЭМИ, Вологодский научно-координационный центр; Под ред.Ильина В.А..- Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ Ч.3: Социальные проблемы регионального развития.- 2010.- 399 с.