Теневая экономика

Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некрминализованной ее части.

К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно — другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.

Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.

Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.

Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

12 стр., 5696 слов

Выявление признаков экономических и налоговых преступлений на ...

... профилактика). Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются: негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их ... риска. Все остальные контрольные и надзорные органы, участвующие в выявлении экономических и налоговых преступлений в России, используют аналитические методы в виде сугубо внутренней ...

Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

Резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса и других отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.

Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику.

Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Прямой вклад долгов бюджета в образование чистой задолженности экономики в целом составляет, по экспертным оценкам, 24%.

Значительные масштабы имеет неэффективное распределения бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. В качестве примера можно привести выявленные факты злоупотреблений должностных лиц Федеральной продовольственной корпорации (перерасходование бюджетных средств, выделенных).

7. Методы борьбы с теневой экономикой

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель — легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются такие меры как:

  • реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  • ужесточение борьбы с коррупцией;
  • меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  • усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег
  • разработка проекта детенизации экономики

На мой взгляд, этого недостаточно. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять

4 стр., 1650 слов

Нелегальная экономика России

... еще выше. По-видимому, теневой капитал в России набрал критическую массу, приблизившись к латиноамериканскому уровню, достигающему 60-65%. Рост масштабов теневой экономики свидетельствует о глубоких экономических проблемах в стране. На практике, ...

Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

  • Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
  • Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;
  • Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Для ликвидации теневой экономики необходим комплекс законных актов основанных на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин теневых процессов. И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.

Заключение

На сегодняшний день в нашей стране очень развита теневая экономика. Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Итак, природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций. Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.

8 стр., 3655 слов

Экономическая преступность, как институт теневой экономики

... стоит выделить криминальные угрозы, которые исходят от теневой экономики и экономической преступности. Криминализации экономики в России способствует умышленное создание системы, не ... экономических отношений, приемлемых рыночной экономике, непосредственно оказывают воздействие на развитие теневой экономики. Как следствие данных процессов, является развитие новых факторов, которые необходимо ...

Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

Масштабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности.

Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно.

Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира.

Во-вторых, в России теневая экономика укоренилась, и стала привычным для большинства населения явлением.

В-третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор играет роль стабилизатора. Задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что необходима выработка специальной стратегии длительного и постепенного вытеснения теневых институтов легальными путем создания для этого политических, экономических, правовых и культурных условий. Необходимо создание специального коллегиального органа для выработки такой стратегии, в состав которого входили бы представители органов государственной власти, правоохранительных структур, институтов гражданского общества, ученые, бизнесмены. 2010 и 2011 годы продемонстрируют дальнейший уход бизнеса в тень. Способствовать этому, будет увеличение налогового бремени, связанного с реформированием ЕСН. Налоги не будут платить, и заставить бизнес это делать будет сложно.

Поэтому развитие теневой экономики будут только способствовать все те факторы, которые были перечислены в данной работе.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/problema-likvidatsii-tenevoy-ekonomiki/

  1. А б л а е в И . М . Т е н ь и к р а с к и р о с с и й с к о й э к о н о м и к и . // Э К О , 2010 . 2 .- с. 21-37.
  2. А г а р к о в Г . А . В л и я н и е т е н е в о й э к о н о м и к и н а с о ц и а л ь н о э к о н о м и ч е с к о е р а з в и т и е р е г и о н а / Г . А . А г а р к о в // В е с т н и к У Г Т У У П И . С е р и я э к о н о м и к а и у п р а в л е н и е . — 2008. — 1 . С . 75 79.
  3. Глинкина С.Н. «Особенности: теневой экономики в России». М., 2009.
  4. Елисеева И.И. «Измерение теневой экономики в России» сборник научных работ «Экономические исследования: теория и приложения», С-Пб., 2000.
  5. Елисеева И.И., Щирина А.Н. «Измерение теневой экономической деятельности». СПб., 2010.
  6. Л и з о г у б А . Н . П р и р о д а т е н е в о й э к о н о м и к и / А . Н . Л и з о г у б // В е с т н и к С а р а т о в с к о г о Г о с у д а р с т в е н н о г о т е х н о л о г и ч е с к о г о у н и в е р с и т е т а . 2008. Т . 1.- 4 . С . 199 205.
  7. Л у н е е в В . Т е н е в а я э к о н о м и к а : к р и м и н о л о г и ч е с к и й а с п е к т .// О б щ е с т в о и э к о н о м и к а , 200 9 . №2. с.100-106.
  8. Л я м и н С . Ю . Т е н е в а я э к о н о м и к а в Р о с с и и : п р и ч и н ы в о з н и к н о в е н и я , е ё о ц е н к а и м е р ы п р о т и в о д е й с т в и я / С . Ю . Л я м и н // Э к о н о м и к а и у п р а в л е н и е . 2009. — 7 . С . 78 82.
  9. Т и т о в В . Н . Н е ф о р м а л ь н а я э к о н о м и к а в Р о с с и и: и с т о р и ч е с к и е т р а д и ц и и/ В . Н . Т и т о в // О б щ е с т в е н н ы е н а у к и и с о в р е м е н н о с т ь . — 2008. — 5. С . 100 110.
  10. Ч е р е м и ш н а Н . В . М е т о д ы с т а т и с т и ч е с к о й о ц е н к и т е н е в о й э к о н о м и к и / Н . В . Ч е р е м и ш н а // в е с т н и к Т а м б о в с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о у н и в е р с и т е т а . С е р и я : г у м а н и т а р н ы е н а у к и . 2006. Т . 43. — 3 . С . 95 105.
  11. Л а т о в Ю. В . Э к о н о м и к а в н е з а к о н а : о ч е р к и п о т е о р и и и и с т о р и и т е н е в о й э к о н о м и к и . //www.ie.boom. ru
  12. Г о л о в а н о в Н . М ., П е р е к и с л о в В . Е . , Ф а д е е в В . А . Т е н е в а я э к о н о м и к а и л е г а л и з а ц и я п р е с т у п н ы х д о х о д о в . С П б ., 2003.
  13. С. Г у р и е в . С р е д а н а и б о л ь ш е г о б л а г о п р и я т с т в о в а н и я / К о м м е р с а н т ъ , 17.07.2011 .
  14. Ш и р я е в а Д . Я . Н е н а б л ю д а е м а я э к о н о м и к а и е ё о ц е н к а/ Д . Я . Ш и р я е в а // Э к о н о м и ч е с к и й в е с т н и к Р о с т о в с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о у н и в е р с и т е т а. 2008. Т .6. 1. С . 145 152.
  15. Э к о н о м и к а и п р а в о . Т е н е в а я э к о н о м и к а : У ч е б . п о с о б и е д л я в у з о в / Н . Д . Э р и а ш в и л и , Е . Л . Л о г и н о в , Г . М . К а з и а х м е д о в и д р .; П о д р е д . Н . Д . Э р и а ш в и л и , Г . М . К а з и а х м е д о в . 2- е и з д . , п е р е р а б . и д о п . М . : Ю Н И Т И Д А Н А , 2006. 256 с .
  16. Ю х а ч ё в С . П . П е р с п е к т и в н ы е н а п р а в л е н и я н е й т р а л и з а ц и и н е г а т и в н ы х п о с л е д с т в и й т е н е в о й э к о н о м и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и в р о с с и й с к о й э к о н о м и к е / С . П . Ю х а ч ё в , О . А . С т е п и ч е в а , Р . М . Е н г а л ы ч ё в // С о ц и а л ь н о э к о н о м и ч е с к и е я в л е н и я и п р о ц е с с ы . 2008. — 3 . С . 114 119.