Сравнительный анализ теорий мотиваций

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации — это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом в условиях рынка является возрастающая роль личности работника. Соответственно, меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Это и обуславливает актуальность данной темы дипломной работы.

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется также слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня. Этим обусловлен выбор темы дипломной работы.

Теоретические и практические вопросы мотивации труда освещены в научных трудах Бессокирной Г.П., Вильховченко Э., Врума В., Герцберга Ф., Гагаринской Г.П., Герчикова В.И., Ильина Е.П., Журавлева П.В., Ладанова И.Д., Лапыгина Ю.Н., Мартина П., МакКлелланда Д., Ричи Ш., Станкина М. И., Суркова С.А., Уткина Э. А., Шахового В.А., Шапиро С.А., Эйдельмана Я.Л. и др.

Цель данной работы заключается в определении и анализе основных понятий мотивации и мотивационного процессе персонала фирмы.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • характеризовать мотивацию и ее место в процессе активизации деятельности персонала фирмы;
  • рассмотреть основные теории мотивационного процесса;
  • провести сравнительный анализ теорий мотивации.

Объект исследования — теории мотивации.

1. Содержательные теории мотивации

1.1 Пирамида Маслоу

В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные факторы уже не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к появлению теорий, в основе которых лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический.

3 стр., 1035 слов

Дипломная работа ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений

... -лист . Деньги и ценные бумаги как объект гражданских правоотношений Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение между субъектами: вещи; деньги; ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты ...

Абрахам Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей».

В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий [3, с. 107]:

1. Физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.) Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.

2. Потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности).

Человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантийной занятости , приобретения страхового полиса, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования, за счет заработной платы, превышающей минимальный уровень.

Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.

3. Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности).

Человек стремится быть членом коллектива, участвовать в совместных мероприятиях. Он ищет внимания к себе, привязанности и поддержки, дружбы, любви. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

4. Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности).

Человек испытывает потребность в самоутверждении, признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе. Они удовлетворяются путем приобретения знаний, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и пр.

5. Потребности самовыражения (духовные потребности).

Человек стремится к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности, причем относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения, стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены [11, с. 52].

По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой находятся физиологические потребности, а на верхнем — потребности самовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникает необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок,… на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как указано. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

12 стр., 5784 слов

Формирование социальных потребностей у детей сирот и детей, оставшихся ...

... что успех формирования социальных потребностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во многом определяется тем, насколько полноценным членом общества становится человек, ... критериев, по которым оцениваются достижения в формировании социальных потребностей детей, включающих стремление ребенка к общению, готовность к сотрудничеству, сформированность коммуникативных способностей, ...

Понятно, что в деле удовлетворения потребностей высших уровней деньги практически никакого значения не имеют. Главное здесь заключается в создании руководством для этого необходимых организационных условий.

Так, социальные потребности удовлетворяются с помощью участия в работе команды; предоставления должности, предполагающей общение; создания условий для проявления социальной активности и пр.

Потребности в уважении реализуются через предоставление более содержательной работы, публичное вознаграждение; привлечение к принятию решений; делегирование дополнительных полномочий; продвижение по службе; повышение квалификации, обучение.

Потребности в самовыражении могут быть удовлетворены через поощрение занятий творчеством, научными исследованиями, написание диссертаций, возложение сложных обязанностей [18, с. 33].

В концепции Маслоу имеетсяряд слабых мест. Она не учитывает индивидуальные особенности людей, влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивает на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу — вверх; считает, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию. Практика же показывает, что потребности не имеют хронологической последовательности и могут накладываться друг на друга.

1.2 Теория потребностей МакКленда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважения и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции, Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения [21, с. 136].

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решений проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает Мак-Клелланд: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».

Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска и возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация на основании потребности в причастности по Мак-Клелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой [10, с. 78-79].

1.3 Двухфазная модель Герцберга

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудником разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностям. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?» [19, с. 103].

Таблица 1- «Гигиенические факторы» и «мотивация»

Гигиенические факторы

Мотивации

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение

Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственностью контроля за работой

Возможности творческого и делового роста

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией» (табл.1.).

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой.

Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой.

Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.

Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обобщения» труда. В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работе перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворение вознаграждений её непосредственному исполнителю [14, с. 208].

«Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную полностью самостоятельную работу.

Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как «Ай Ти энд Ти», «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструментс». Хотя концепция «обогащения» труда весьма используется исполняется во многих ситуациях [25, с. 88].

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо освоить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

2. Процессуальные теории мотивации

В отличие от содержательных теорий, которые основаны на анализе потребностей, теории процесса мотивации рассматривают ее с точки зрения того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и каким образом выбирает конкретную линию поведения. Авторы теорий процесса мотивации не отрицают большого влияния потребностей на поведение человека, но указывают на дополнительные факторы, лежащими в основе мотивов наряду с потребностями.

От менеджера здесь требуется так воздействовать на эти факторы, чтобы скорректировать процесс мотивации сотрудников в нужном направлении [26, с. 127].

2.1 Теория ожидания

Поведение человека в рамках данной теории представляется как процесс выбора из двух или множества альтернатив. От того, чему человек отдаст предпочтение, и зависит картина его действий. Теория ожидания разработана для того, чтобы объяснить, как человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он способен добиваться результатов в соответствии с этим выбором. В обобщенном виде теорию ожидания можно представить как учение, указывающее на зависимость мотивов (помимо потребностей) от двух следующих факторов: как много человек хотел бы получить (как он оценивает те результаты, что хотел бы получить) и насколько реально для него этих результатов достигнуть, в частности, какие усилия он готов затратить для этого [23, с. 107].

Процесс мотивации по данной теории складывается как бы из трех частей: валентность, ожидания и результат, взаимодействие которых анализируется.

Результат в теории ожидания рассматривается на двух уровнях. Результаты первого уровня — это собственно результаты выполнения работы, осуществления действий. Как правило, состоят в качестве и количестве произведенного продукта. Результаты второго уровня — это возможные последствия, которые деятельность повлечет для человека: это поощрение или наказание, которые представляют собой реакцию руководства на результаты первого уровня [15, с. 84].

Валентность отражает то, в какой степени для человека желателен или приемлем каждый конкретный результат из множества возможных на первом и на втором уровнях, то есть это значение (его возможно условно представить в форме числа) отражает как бы приоритетность для человека того или иного результата, и сопровождает каждый результат. Если результат ценится человеком, валентность положительна, причем абсолютный размер числа прямо пропорционален ценности; когда результат отвергается, валентность отрицательна; когда результат безразличен, игнорируется, то валентность равна нулю.

Категория валентности одного и того же результата очень различна у разных людей. Кроме того, для получения положительной валентности общего результата, состоящего из ряда более мелких результатов, не обязательно, чтобы она была положительной по каждому из них. Высокая положительная валентность одних результатов может перекрывать отрицательную валентность других, и общий результат будет иметь положительную валентность. Ожидание отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к достижению определенного результата. Обычно степень ожидания результата действия основана на прямом опыте, анализе сходных ситуаций, от самооценки, способности оценить обстановку. Числовая интерпретация категории ожидания варьируется в диапазоне от нуля до единицы. Если человек считает, что результаты ни в чем не зависят от его действий, ожидание равно нулю; если он считает, что результаты полностью зависят от его действий и только от них, ожидание равно единице.

Процесс мотивации выглядит следующим образом (рис. 1).

Прилагая некоторые усилия для устранения возникшей потребности, человек формирует для себя ожидания результатов первого уровня, и способен корректировать свои усилия согласно этим ожиданиям. Достигнутый результат первого уровня оценивается через валентность: если она отрицательна, происходит возврат назад, приложение иных усилий, поиск иного пути достижения результата первого уровня; если она положительна, формируются ожидания результатов второго уровня. Появление результатов второго уровня вызывает их оценку через валентность с точки зрения того, насколько они могут удовлетворить потребность. Если они могут удовлетворить ее, то она удовлетворяется и процесс завешен; если не могут, то снова прилагаются усилия, процесс возобновляется [27, с. 224].

2.2 Теория постановки целей

Содержание теории постановки целей сводится к тому, что человек определяет для себя цели, к достижению которых он стремится, и, отталкиваясь от поставленных целей, осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу. Достигнув намеченных результатов, он получает удовлетворение.

Такой работник начинает «восстанавливать справедливость» путем требований повышения заработной платы, улучшения условий труда, использования различных противоправных способов увеличения дохода, регулирования личной производительности (темпа и рациональности работы), перехода в другое подразделение или увольнения. Поскольку подобного рода оценки весьма субъективны, необходимо иметь четкие критерии вознаграждения [22, с. 96].

Теория постановки целей Э. Лока исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность человека к ним, их приемлемость, сложность и т.п. В соответствии с данной теорией значительное воздействие на мотивацию работника оказывает и полученный результат. Если он позитивен, исполнитель остается удовлетворенным собой, его мотивация повышается. В противном случае происходит обратное.

Теория постановки целей связана со многими трудностями при ее практической реализации. Прежде всего, это вызвано тем, что люди, отличающиеся друг от друга по полу, возрасту, образованию, роду деятельности, имеют различную степень целевой ориентации. Люди с более низким уровнем образования имеют, как правило, более ясные и четкие цели, чем люди более образованные.

Теория постановки целей не дает однозначного ответа на вопрос, кто должен ставить цели (руководитель или группа).

Участие человека в постановки цели дает ему определенную удовлетворенность, но при этом теория не дает ответа на вопрос, приводит ли это к повышению уровня и качества исполнения [6, с. 68].

При постановке целей как индивидами, так и группами возникает конкуренция между индивидами или между группами, что, безусловно активизирует их деятельность. Но межгрупповая конкуренция может привести к ослаблению индивидуальной конкуренции. Теория не раскрывает путей, как сочетать индивидуальную постановку целей с групповой.

2.3 Теория равенства

Содержание равенства сводится к следующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученными другими людьми. Если он видит, что это сравнение явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость и напряжение, так как нет удовлетворения от выполненной работы. Он начинает работать менее интенсивно, затрачивая значительно меньше усилий. Если человек считает, что его труд справедливо вознаграждается, то он будет продолжать трудиться с прежними усилиями, или даже их увеличит [2, с. 117].

Восприятие человеком равенства и неравенства носит субъективный характер, оценка справедливости относительна. Говоря о справедливости, человек часто не принимает во внимание такие персональные характеристики других, как уровень квалификации, продолжительность работы в организации, возраст, социальный статус.

Теория равенства не способствует повышению эффективности работы организации, если общий уровень исполнения низок. Если же уровень исполнения организации высокий, то принцип равенства является важным мотивирующим фактором для успешной работы членов организации.

Рассмотрение теории справедливости позволяет сделать вывод о том, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения, однако оплата труда играет в ней важную, но не определяющую роль. Поэтому задачей менеджеров является не только обеспечение равного, справедливого вознаграждение, но и получение сведений о том, считают ли работники таковыми это вознаграждение [8, с. 39].

Справедливость возникает в ситуации, когда оценка трудового вклада и полученной отдачи в отношении себя и других людей основана на субъективных представлениях человека. Возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно он трудится, — вот некоторые переменные, которые человек воспринимает как вклад в выполнение работы. Полученная отдача заключается, главным образом, в различных видах поощрений, таких, как денежные выплаты, статус, повышение по службе, степень внутренней заинтересованности самой работой. В сущности, это отношение основано на восприятии работником того, что он дает (вклад) и получает (отдача), по сравнению с тем, что соответственно отдает и получает другой человек. Его умозаключение может соответствовать, а может и не соответствовать представлению других об этом отношении или тому, что имеет место в действительности. Если представление о собственном отношении «вклад — отдача» не соответствует представлению о том же отношении у других, человек будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедливость. Эта «жажда» восстановить справедливость используется как объяснение трудовой мотивации. Сила такого рода мотивации находится в прямой зависимости от ощущения существующей несправедливости. Адамс считает, что такая мотивация выражается в нескольких формах. Для восстановления справедливости человек может изменить свой вклад или получаемую отдачу, умышленно искажать их, бросить работу, пытаться влиять на других людей или изменить их [1, с. 30].

2.4 Модель Портера-Лоулера

Следующим шагом в исследованиях мотивации явилась модель мотивации Портера-Лоулера, построенная на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Эта теория вводит понятие соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Взаимозависимость между удовлетворенностью и трудовой деятельностью конкретно была рассмотрена в модели мотивации Портера и Лоулера, усовершенствовавших и расширивших модель Врума. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда [16, с. 64].

Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. мотивация пирамида маслоу потребность

В модели Портера-Лоулера более важным считается то, что следует за выполнением работы. Степень удовлетворенности будут определять само поощрение и его восприятие. Другими словами, модель Портера-Лоулера предполагает, и это ее самое существенное отличие от традиционного понимания, что выполнение работы ведет к удовлетворенности.

Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение, ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности [18, с. 96].

Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге, модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимосвязанной системы [24, с. 99].

3. Сравнительный теоретический анализ традиционных и современных те

Мотивация играет ведущую роль в эффективности работы организации. Знание структуры и иерархии мотивов различных категорий работников позволяет избежать многих ошибок в управлении и создать надлежащие условия для реализации творческого потенциала каждого участника производственного процесса. Именно это обстоятельство придает необычайную актуальность исследованию теоретических обобщений зарубежных концепций мотивации.

Основоположниками классической теории научной мотивации считаются Ф.У.Тейлор, Д.Гатт, Г.Форд (Таблица 2).

Таблица 2 — Сравнительный теоретический анализ теорий мотивации (20-40-е годы ХХ в.).

Теории мотивации

Основатели теории

Сущность основных положений

Связь с ресурсосбережением

Классическая

Ф.Тейлор

Д.Гатт,

Г.Форд

(30-е гг.ХХв.)

Люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда

Экономия ресурсов через установление рациональных норм выработки и стимулирования через систему материальных интересов

Теория человеческих отношений

Э.Мэйо

(30-е гг.ХХв.)

Эффективность методов управления оценивается не материальной эффективностью, а моральными факторами

Мотивация ресурсосбережения через формирование благоприятного социально -психологического климата коллектива

Иерархии потребностей

А.Маслоу

(40-е гг.ХХв.)

Потребности влияют на мотивацию к деятельности и имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их важности для человека.

Мотивация ресурсосбережения через удовлетворение потребностей в зависимости от их важности для человека

Совершенствуя систему управления, стимулирования и нормирования труда, Ф.У.Тейлор, Д.Гатт, Г.Форд считали, что «главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника….».

Считаем что, разработки и внедрение системы Ф.У. Тейлора, Д. Гатта, Г. Форда были, прогрессивны для своего времени и дали положительные результаты. Так, первая система научной организации труда работников вызвала значительный скачок производительности труда; связала поощрение работников с активизацией их личной трудовой отдачи.

Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления в промышленности, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал Э. Мэйо. Он сформулировал доктрину справедливого обращения с кадрами и делал упор на значимость социально-психологического фактора — мотивации [7, с. 29].

К наиболее известным теориям мотивации относится концепция целостного подхода к человеку, разработанная в 1940-х гг. американским психологом А. Маслоу, в соответствии с которой он утверждал, что «люди постоянно испытывают потребность в чем-то, всегда хотят получить больше, чем они уже имеют, и то, к чему они на данном этапе стремятся, в значительной степени определяется тем, чем они уже обладают». Маслоу классифицировал потребности на 5 групп с учетом их приоритетности и подчеркивал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида только в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого порядка.

В тоже время теория Маслоу активно повлияла на практику современного управления, но в ней оказалось немало уязвимых моментов. Так, потребности по разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов(содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

Другой не менее известной теорией мотивации является теория Д. МакКлелланда, которая основана на потребностях высших уровней: власти, успеха и причастности (Таблица3).

Таблица 3 — Сравнительный теоретический анализ теорий мотивации (50-е годы ХХ в.)

Теории мотивации

Основатели теории

Сущность основных положений

Связь

с ресурсосбережением

Теория приобретенных потребностей

Д.МакКлелланд

(50-х гг.ХХв.)

Люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда

Экономия ресурсов через установление рациональных норм выработки и стимулирования через систему интересов

Теория трех факторов (ERG)

К. Альдерфер

(50-х гг.ХХв.)

Эффективность методов управления оценивается не материальной эффективностью, а моральными факторами

Мотивация ресурсосбережения через формирование благоприятного социально -психологического климата коллектива

Двух факторов

Ф. Герцберг

(во второй половине 50-х гг.ХХв.)

Потребности влияют на мотивацию к деятельности и имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их важности для человека.

Мотивация ресурсосбережения через удовлетворение потребностей в зависимости от важности для человека

Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для достижения поставленных целей и задач.

Во второй половине 50-х годов известный американский психолог Фредерик Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях, согласно которой мотивация к содержательному труду (свобода в принятии решений, творчество) доминирует над гигиеническими факторами (условия работы, оплата труда, отношения с руководством, коллегами, подчиненными [4, с. 128].

В качестве критики теории Герцберга следует отметить, что мотивация носит вероятностный характер и во многом зависит от сложившейся ситуации. Факторы, мотивирующие человека в одной ситуации, могут не оказать на него никакого воздействия в другой ситуации.

Теория потребностей существования, связи, роста К. Альдерфера направлена на уточнение и развитие теории Маслоу.

Однако, отличие от Маслоу, К. Альдерфер придерживался мнения, что потребности представляют собой неразрывное целое, а не многоуровневую иерархическую структуру, так как поведение человека определяется наличием сразу нескольких мотивов и направлены на удовлетворение одной или нескольких групп потребностей. Автор теории потребностей учитывает тот факт, что стремление человека не всегда прогрессирует [5, с. 73].

Идею важности успеха развивает В.Врум, который в своей теории ожидания подчеркивает, что предвкушение чувства удовлетворения, обычно сопровождающее достижение чего-то значимого для человека, побуждает его к активности (Таблица 4).

Таблица 4 — Сравнительный теоретический анализ современных теорий мотивации

Теории мотивации

Основатели теории

Сущность основных положений

Связь с ресурсосбережением

Теория ожидания

В.Врум

(1964 г.)

Потребности не является необходимым и единственным условием мотивации человека на достижение цели.

Мотивация ресурсосбережения связывает поведение людей с их восприятием ситуации и ожиданиями от возможных последствий выбранного поведения.

Теория справедливости (равенства)

С.Адамс

(1965 г.)

Принцип равенства является важным мотивирующим фактором для успешной работы членов организации

Экономия ресурсов через формирования принципа равенства, как оценки уровня вознаграждения

Модель Портер—Лоулера

Л. Портер, Э. Лоулер

(1964 г.)

Вводятся определенные соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами

Объем затраченных усилий зависит от оценки работников ценности вознаграждения

Основным объектом изучения теории справедливости С.Адамса является оценка человеком того, насколько справедливо с ним обходятся по сравнению с другими людьми. Основной вывод из теории справедливости согласно нашему анализу заключается в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут прилагать меньше усилий [9, с. 65].

В синтетической модели мотивации Л. Портера и Э. Лоулера в ней представлены три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности, осознание своей роли в процессе труда [13, с. 107].

Данная теория показала важность объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в единую систему.

Таким образом, традиционные теории (Ф.У.Тейлор, Д.Гатт, Г.Форд, А. Маслоу, Э. Мэйо и др.) отражают следующие аспекты ресурсосбережения: экономия ресурсов; развитие управления и предпринимательства, а современные теории (В.Врум, С.Адамс, Л. Портер, Э. Лоулер) экономическое и моральное стимулирование; принцип равенства [12, с. 136].

Заключение

Мотивация деятельности персонала фирмы, подразумевающая развитие в ней компонентов усилия, старания, настойчивости и инициативы, является главной составляющей частью функций менеджера по управлению персоналом. Вопрос об активизации деятельности тесно связан с вопросом об оценке и повышении уровня ее эффективности, конкретных результатов труда.

Менеджеры воплощают свои решения на практике с помощью доступных человеческих ресурсов, персонала фирмы, применяя к людям основные принципы мотивации, выступающие в качестве рычага побуждения себя и других к трудовой деятельности для достижения как личных целей, так и целей организации.

Руководители всегда сознавали, что необходимо стимулировать персонал к работе на организацию. Однако очень многие полагали, что для этого достаточно обычного материального вознаграждения. Современные теории активизации трудовой деятельности персонала и их применение на практике доказывают, что далеко не всегда одними материальными стимулами можно побудить человека трудиться усерднее.

Эффективного управления деятельностью подчиненных нереально добиться без изучения менеджером проблем мотивации людей, общетеоретических сведений о мотивационном подходе в управлении и способов реализации этого подхода на практике, опыта такой реализации у других менеджеров. Овладение основами мотивационного подхода управления предусматривает изучение существующих теорий содержания и процесса мотивации, принципов применения механизмов наказания персонала, концепции мотивации труда и др.

За годы управленческой практики в различных странах мира накоплен обширный арсенал неоднократно доказывавших свою эффективность методов активизации деятельности, основанных на использовании материальных и нематериальных стимулов (поощрений), а также и наказаний. Сложная, творческая задача менеджера состоит в детальном изучении потребностей, ценностей, интересов, приоритетов своих подчиненных, и в формировании на их основе из известных методов мотивации деятельности персонала собственной стратегии в данной области. При этом никто не ограничивает менеджера в творческой разработке новых методов, исходя из ресурсов организации и потребностей сотрудников.

Часть методов, походов и оценок, выработанных зарубежными практиками, не учитывают формировавшийся в течение десятилетий под влиянием социалистической действительности менталитет российского работника, все еще нередко накладывающий отпечаток на его трудовую деятельность. В силу этого у российского менеджера появляется задача адаптации зарубежных составляющих мотивационного подхода в управлении и методов активизации к условиям нашей страны.

Если хорошо понимать, что движет работниками, что побуждает их к трудовым действиям, к чему они стремятся, выполняя определенную работу, можно правильно, то есть индивидуально, с ориентацией на личностные особенности подчиненных, сформировать стратегию мотивации деятельности персонала данной фирмы.

Эта стратегия поможет менеджеру таким образом построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/protsessualnaya-teoriya-motivatsii/

1. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. — 2011. — №4. — С. 23-34

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Триада-ЛТД, 2013. — 384 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: учебник для ВУЗов Москва, Издательство «Градарики», 2012. — 528 стр.

4. Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Герцберг, Б. Моснер, Б. Блох, Б. Снидерман. — Москва: Вершина, 2006. — 240 с.

5. Гуров В.И. Эволюция теорий мотивации / В.И. Гуров // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- 2011.-№2 с.72-74.

6. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.- 2012.- № 2. — С. 66-70.

7. Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом.- 2010.- № 6. — С. 26-31.

8. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом.- 2012.- № 1. — С. 38-41.

9. Комаров Е. Фирменный патриотизм или преданность в трудовых отношениях // Управление персоналом.- 2013.- № 5. — С. 63-66.

10. Максимцев М.М., Игнатьева Л.В., Комаров М.А. «Курс менеджмента»: учебник для ВУЗов Москва, Издательство «Инфра-М», 2011. 343 стр.

11. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999.

12. Мейланд Я., Уилсон П. «Руководство по управлению трудовым коллективом»: пер. с английского Москва, Издательство «Юнити», 2013. 220 стр.

13. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер с англ. / М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — Москва: Дело, 2000. — 704 с.

14. Русинов Ф.М., Разу М.Л. «Современный российский менеджмент»: учебник Москва, Издательство «ФБК-Пресс», 2010. 504 стр.

15. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. «Менеджмент организации»: учебное пособие Москва, Издательство «Инфра-М», 2011. 427 стр.

16. Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема // Управление персоналом, 2012. — №7. — С.62-66

17. Старбинский З. Мотивация // Консультант директора, 2012. — №12. — С.24-28

18. Сурков С.А. Мотивация персонала // Управление персоналом, 2012. — №7. — С.32-34

19. ТатаркшА.И., Суховей А. Ф. Технополисы — зоны экономического роста. Екатеринбург: УИФ «Наука», 2013.

20. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. — Москва: Контроллинг, 1991.

21. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2012.

22. Управление современной компанией: Учебник/ Под ред. проф. Б. Мильнера (Россия), проф. Ф. Лииса (США).

— М.: ИНФРА-М, 2012.

23. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. Москва, Издательство «Экмос», 2011. 352 стр.

24. Хекгаузен Х., Дернберг Р. «Мотивация и деятельность»: краткий пер. с немецкого под ред. Величковского Б.М. Москва, Издательство «Прогресс», 2011. 187 стр.

25. Цыпкин Ю.Р., Локшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент»: учебное пособие для ВУЗов Москва, Издательство «Юнити», 2011. 439 стр.

26. Чумак Т.Г. Методы управления предприятием: Лекции. — Волгоград, 2011.

27. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие С.-Петербург, Издательство «Теринвест», 2012. 368 стр.