Таможеная экспертиза чая

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

кафедра «Товароведение и экспертиза товаров»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Таможенная экспертиза качества продовольственных товаров и сырья»

На тему: «Таможенная экспертиза чая»

Выполнил: студентка V курса

факультета почвоведения, агрохимии экологии и товароведения

Проверил:

Пермь 2012

  1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ. Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования.

Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:

  • внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;
  • приоритет экономических мер регулирования;
  • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;
  • равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;
  • государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;
  • обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
  • единство таможенной территории.

Для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности применяются определённые меры, или методы. Существует две основные классификации методов регулирования внешнеэкономических отношений. Во-первых, они делятся на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют.

Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

Административные методы применяются, когда экономические инструменты неэффективны. Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.

Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.

В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательными органами. Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой — экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты заполняют таможенные декларации, в которых указываются сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны. На второй — производится таможенный досмотр-проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

2. Организация и проведение таможенных экспертиз

Таможенная экспертиза может назначаться в ходе таможенного оформления и контроля, в досудебном разбирательстве, в процессе производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, уголовных дел о контрабанде, в судебном и арбитражном процессе, а также во внесудебном разбирательстве.

Целью таможенной экспертизы является определение истинного, сокрытого, фальсифицированного в объектах экспертного исследования.

Предметом экспертизы являются свойства, связи и отношения, которых характеризуют товары с точки зрения таможенного законодательства. Экспертизы позволяют решить следующие задачи таможенного контроля:

  • выявление фактов недостоверного декларирования товаров;
  • обеспечение правильности начисления и взимания таможенных платежей;
  • определение принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

К объектам таможенной экспертизы относятся товары, транспортные средства или документы, содержащие сведения о товарах, транспортных средствах, либо о совершении операций в отношении их. К образцам, направляемым на экспертизу, прилагается сопроводительная документация, грузовая таможенная декларация, стандарты, сертификаты и паспорта качества, технологические регламенты, чертежи, фотографии, образцы для сравнительного исследования и другие материалы.

Методы исследования таможенной экспертизы можно классифицировать на информационно-аналитические, биологические и небиологические, последние в свою очередь делятся на оптические, физико-химические, электромеханические.

Таможенные экспертизы включают материаловедческие, идентификационные, химические, сортификационные, технологические, товароведческие, экологические, искусствоведческие, сертификационные, стоимостные, оценочные и другие виды.

Экспертизы связаны с тремя видами деятельности таможенных органов: таможенное оформление и таможенные контроль, расследование и рассмотрение дел о нарушениях и преступлениях в таможенном деле, реализация конфискованных товаров.

Группировка видов таможенных экспертиз в зависимости от направления деятельности таможенных органов включает

  • критериальные (товароведческие);
  • судебные (криминалистические);
  • оценочные.

2.1. Порядок назначения экспертизы

Экспертиза может быть назначена при осуществлении таможенного контроля, если для разъяснения некоторых вопросов возникает необходимость в специальных познаниях или если это прямо следует из профиля риска.

В соответствии со статьей 378 ТК РФ «Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля» экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта, либо иного заинтересованного лица, указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Объекты экспертного исследования и иные материалы, необходимые для дачи заключения, представляются в упакованном и опечатанном виде, крупногабаритные объекты исследуются экспертами на месте их нахождения. Пробы и образцы, а также вещественные доказательства снабжаются ярлыками сохранности.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

2.2. Порядок взятия проб и образцов

Отбор проб – важнейший этап экспертизы товара. Целью отбора проб является доставка для лабораторного испытания минимальной части данного товара, которая достоверно отражает его качественные характеристики в том виде, в каком товар поступает на таможенную территорию. Для отбора проб и образцов товаров требуются определенные знания и умения, приспособления и транспортная тара.

Пробы и образцы товаров могут отбирать должностное лицо таможенного органа или сотрудники других государственных органов, декларанты и их представители, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и их представители, а также правообладатели и их представители с письменного разрешения начальника таможенного органа.

При отборе проб может присутствовать эксперт или специалист, привлекаемый на договорной основе. Также должен присутствовать декларант. Если пробы и образцы отбираются в отсутствии декларанта или его представителя, приглашается не менее двух понятых.

Отбор проб включает три этапа:

  • общий осмотр партии;
  • отбор выборок или точечных проб;
  • составление объективной пробы из исходного образца.

В процессе отбора проб необходимо:

  • сверить номер транспортного средства с номером, указанным в транспортных документах;
  • проверить средства идентификации (оттиски пломб);
  • проверить температурный режим и другие условия хранения товара, если это необходимо;

Образцы отбираются только из неповрежденной тары.

Пробы должны быть упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Процедура оформляется актом взятия проб. Если невозможно отобрать пробы и доставить их в таможенную лабораторию, осмотр и исследование товаров экспертом осуществляется по месту их нахождения.

Если экспертизой не выявлено несоответствия сведений о товаре, контрольная и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются. Если по результатам исследований товара заводится дело об административном правонарушении или уголовное дело, то контрольная и арбитражная пробы хранятся в таможенной лаборатории в течении сроков производства по делу и сроков, необходимых для обжалования, но не более года.

Однако не существует общих правил отбора проб. Для многих веществ выбраны специальные правила отбора, отраженные в национальных и международных стандартах, ведомственных инструкциях. Одним из главных условий является достаточное количество образца для выполнения необходимых анализов. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность исследования.

При отборе проб скоропортящихся товаров уполномоченное должностное лицо доставляет пробы товара в таможенную лабораторию в течение двух часов после отбора, а если доставка в указанный срок невозможна, обеспечиваются необходимые условия хранения.