Работа сделана по всем требованиям …
Понимание права как системно-организованного, целостного явления позволяет нам выявлять разные его грани. Природа частного и публичного права, их взаимосвязь и соотношение является одной из них. Разделение права на частное и публичное получило в юриспруденции весьма широкое признание. Большинством правоведов оно рассматривается в качестве фундаментального и очевидного.
Между тем, несмотря на повседневность данного деления, до сих пор с научной стороны остается не до конца выясненным, где же находится межевая грань между частным и публичным правом и каковы отличительные их признаки. Противостояние публичного и частного права продолжает существование и в наше время, оставаясь для правовой доктрины такой же загадкой, как и столетия тому назад.
Несмотря на тот факт, что деление права на публич ное и частное признавалось еще в Древнем Риме, отечественная правовая система долгое время не признавала такого деления. Причиной этому служило то, что официальная советская юридическая доктрина негативно относилась к делению права на публичное и частное, считая его неестественным и призванным маскировать сущность буржуазного правопорядка. Убеждение, высказанное при разработке ГК РСФСР в 20-е гг. Лениным В.И., что «мы «частного» не признаем, и для нас все в сфере хозяйства есть публично-правовое, а не частное», долгое время служило аксиомой для юридической практики и теории.
Переход нашей страны к новым социальным и экономическим отношениям, принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., реформаторские законодательные акты о предпринимательстве и собственности существенно изменили тоталитарную правовую систему, где основу составляло огосударствление экономики, недопущение самостоятельности субъектов имущественных отношений.
Таким образом, в сегодняшний период проблема разделения права на частное и публичное получает все большее практическое и теоретическое значение. Она возникает в процессе классификации действующего законодательства, в процессе теоретических исследований, целью которых служит совершенствование нормативного регулирования, в процессе толкования правовых норм. Правоприменительные акты, в их числе и акты Конституционного Суда РФ основываются на теории деления права на публичное и частное.
Целью нашей работы является изучение понятий частного и публичного права, а также их соотношения и взаимодействия.
Обеспечение прав потерпевшего в уголовном процессе
... момента он становится участником уголовного судопроизводства и приобретает соответствующие права и обязанности. В уголовном праве фигура потерпевшего появляется объективно, в результате совершения преступления. Признание лица потерпевшим в уголовном процессе - определенный этап, наступающий в зависимости от совокупности собранных ...
Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:
- рассмотреть понятие и назначение права в целом, а также правового регулирования;
- дать понятие частноправовой и публично-правовой отраслям;
- установить значение предмета и метода правового регулирования, при разграничении права на публичное и частное;
- проанализировать соотношение публичных и частных правовых интересов.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.7 От содержания и характера общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования, имеют зависимость характер, особенности, средства и способы правового регулирования. Очевидно, что отношения по равноценному обмену ценностями, такие как имущественные отношения, требуют других правовых способов и средств регулирования, чем такие, которые используют для регламентации управленческих отношений.
Вид, характер общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования, обусловливает интенсивность правового регулирования, то есть объем охвата правовым воздействием, уровень обязательности правовых предписаний, методы и формы правового принуждения, степень детализированности правовых предписаний, напряженность их воздействия на общественные отношения.8
1.2 Понятие частного и публичного права
Необходимость разделения позитивного права на публичное и частное признавали представители юридической мысли разных эпох: французский философ Монтескье Ш.Л.; английский философ Гоббс Т.; немецкий мыслитель Гегель Г. и множество других. Эту точку зрения разделяли и отечественные правоведы Коркунов Н.М., Новгородцев П.И., Петражицкий Л.И., Шершеневич Г.Ф. и другие.
Древнеримский ученый Ульпиан считал публичным правом все, что относится к государственной сфере, а частным — все, что служит интересам отдельно взятых лиц. В качестве примера частного права он признавал гражданское право. Идея деления права на частное и публичное, в зависимости субъекта, интересы которого отражает каждое из них, прошла через столетия и во многом определяла юридическую практику и доктрину законодательства многих стран. В немалой степени это связано с рецепцией государствами основополагающих отраслей римского права.
Стоит отметить, что по сути всегда праву присущ официальный характер, оно в своих предписаниях содержит государственный волевой императив по регулируемым общественным отношениям. В связи с этим, в широком понимании право имеет публичное начало. Исходя из вышесказанного, под публичностью в юриспруденции подразумевается властно-правовой характер, который проявляется государством при достижении определенных целей. Понятие публичного права, с учетом данного подхода, можно сформулировать таким образом:
Публичное право — это одна из частей национальной системы права, нормами которой регламентируются сферы общественных отношений, предназначенные защищать интересы общества и государства.
Реализация норм публичного права происходит в процессе государственной властной деятельности. Предмет публичного права — сфера публичных интересов. Неравноправие сторон характерно для публичных правовых отношений9. Определяется это тем, что государство через свои структуры или непосредственно выступает как носитель властных (или публичных) полномочий, используемых с целью соблюдения интересов общества в целом или отдельных социальных слоев.
Виды административно-правовых отношений
... и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых далее пойдет речь. Сущность и особенности административно-правовых отношений 1.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются ...
Это однако не означает, что нормы публичного права игнорируют интересы отдельных индивидов. В одном случае обеспечиваются общие интересы общества и государства: определяются функции и полномочия органов государственной власти; на граждан возлагаются обязанности по отношению к государству и т.д. В другом — публично-правовые нормы в обязательном порядке содержит нормативные предписания, предоставляющие субъектам право требования от государства и его органов гарантию на реализацию установленных прав и свобод.
Частное право предназначено для конкретизации субъективных прав индивидов (юридических и физических лиц), возникающих на основании правоотношений общего характера. Это отражается в принципах частного права — независимости и автономии личности, законодательном признании защиты прав частной собственности, свободе договора.
Пиголкин А.С. определяет частное право как «часть системы действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными субъектами»10.
Предназначено частное право для регулирования тех сфер общественных отношений, непосредственное влияние со стороны государства в которых, носит весьма ограниченный характер, предоставляющий субъектам право на самореализацию, исходя из провозглашенных возможностей: предпринимательской деятельности; права на объединение; семейных отношений и т.д.
Частное, в отличие от публичного права, содержит, основанные на правовом равенстве субъектов, горизонтальные правоотношения11. Воля государства в нем выражена в виде юридических дозволений, но никак не в императивных запретах и предписаниях. Специалистами частное право рассматривается в качестве необходимой предпосылки для ограничений и установления лимитов вмешательства государственных структур в сферу личных интересов субъектов права.
На протяжении периода существования Советского Союза категория «частное право» и «публичное право» фактически были изъяты из юридического оборота. Обладатель непререкаемого авторитета В.И. Ленин заявил по этому поводу: «Мы частного не признаем, и для нас все в сфере хозяйства есть публично-правовое, а не частное»12.
С распадом СССР и возникновением новых государств на его основе, произошли революционные изменения в методике государственного управления, выражавшиеся в отказах от директивного подхода к планированию; приватизации собственности и другими заимствованиями из рыночных механизмов развитых государств. Но в то же время в РФ и бывших социалистических государствах наступила эпоха другой крайности — неограниченного господства частного интереса и частного начала.
В пользу увеличения частноправовых начал во многих сторонах нашей жизнедеятельности, неоспоримо, свидетельствует конституционное провозглашение в числе основных прав личности права на частную собственность и гарантий ее защиты13. Тем не менее, помимо частной собственности, в Российской Федерации существует и должна пользоваться равной защитой и поддержкой государства – муниципальная, государственная и иные формы собственности14.
Частное и публичное право (3)
... проникновению норм публичного права и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. §4. Система публичного и частного права Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной ...
Подразделение системы права на публичное и частное право выходит за отраслевые предела. Это весьма более крупные, чем отрасли, структурные единицы. Общим для частного и публичного права будет то, что каждое из них объединяет однородные, по имеющимся признакам, отрасли права: частное право — гражданскую, семейную, трудовую отрасль и т.д.; публичное право — конституционную, административную, уголовную, уголовно-процессуальную отрасль и т.д. Это конечно не исключает, а наоборот, способствует проникновению частных начал в область действия правоотношений, регулируемых публичным правом. Так, например, возникла категория административного договора. Вместе с тем, в отрасли частноправовых отношений публичные начала также проникают, например, устанавливаются границы и пределы проявления личной инициативы, ответственности при их нарушениях.
Так же как при разделении системы права на отрасли, отнесение отраслей права в частный и публичный блок осуществляется в соответствии с методом и предметом правового регулирования, однако роль данных критериев иногда не совпадает. Ниже мы рассмотрим значение предмета и метода правового регулирования.
2 Взаимодействие публичного и частного права
2.1 Предмет и метод правового регулирования
Предмет и метод правового регулирования, которые лежат в основе деления на отрасли системы права, определяются глубинным разделением права на такие подсистемы как частная и публичная.
Частное и публичное право, с одной стороны — противоречивые, но с другой стороны — взаимозависимые грани права. В настоящее время правовые системы большинства цивилизованных государств основываются на принципах разделения права на публичное и частное (Франция, Германия, Италия, Испания и другие).
Мировая юриспруденция признает разделение права на публичное и частное в некоторой мере условным, однако необходимым.
Представим разделение права на публичное и частное с указанием признаков, предмета, метода, каждого из них:
Публичное – это подсистема права, которая регулирует государственные, межгосударственные, а также общественные отношения.
Частное – это подсистема права, которая регулирует отношения имущественно-стоимостного характера15, личные неимущественные отношения, связанные с личностью участников, в которые они вступают по поводу нематериальных благ.
Предметом регулирования публичного права является сфера государственных дел: сфера деятельности и устройства государства в качестве публичной власти, публичных институтов, государственного аппарата, административных правоотношений, государственной службы, уголовной ответственности и преследования, норм, институтов и принципов международных организаций и межгосударственных отношений и т.д.
Сфера частных дел: статус свободной личности, свободных договорных правоотношений, частной собственности, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, наследования и. т.д.
Рассмотрим публично-правовые признаки:
- регулирует правоотношения между государственными органами или между частными субъектами и государством;
- способствует обеспечению публичного интереса — т.е. акцентирует внимание на обязанностях граждан перед государством, запретах;
- обеспечивает волеизъявление субъектов права в одностороннем порядке;
- содержит общие и безличные нормы, которым присуще воздействие нормативно-ориентирующего характера;
- характеризуется превалированием директивно-обязательных норм, которые рассчитаны на иерархию в отношениях субъектов, а также субординацию правовых актов;
Рассмотрим признаки частноправовой отрасли:
Понятие и сущность публичного и частного права
... и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). 2. ПОНЯТИЕ ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА. Основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов ...
- регулирует правоотношения частных субъектов между собой;
- способствует обеспечению частного интереса: делает акцент внимания на экономической свободе, свободе самоизъявления, защите прав собственников от произвола со стороны государства;
- предполагает широкое применение договорной формы регулирования правоотношений;
- предусматривает нормы, обращенные к субъективным правам и обеспечивающие необходимую судебную защиту;
- отличается преобладанием диспозитивных правовых норм, рассчитанных на самостоятельность субъектов относительно своих обязательств и действий;
— К отраслям, началом в которых служит публичное право относятся16: конституционное, уголовное, административное, финансовое, включая налоговое и бюджетное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, международное публичное, международное гуманитарное и другие.
К отраслям, началом в которых служит частное право относятся: гражданское, авторское, семейное, жилищное, гражданско-процессуальное, трудовое, международное частное право и другие.
Рассмотрим критерии17 отнесения конкретных норм к публичному или частному праву:
- а) интерес (государственный, публичный интерес —публично-правовая область, частный — область частноправовая);
- б) предмет правового регулирования (нормы, регулирующие имущественные отношения, свойственны частному праву, неимущественные — публичному);
- в) метод правового регулирования (метод субординации — в публичном праве, координации — в частном);
- г) субъектный состав (публичным правом регулируются отношения частных лиц с государственными органами либо между государственными органами, частным — отношения между частными лицами).
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, 2009. N 4.
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации»// «Российская газета», N 214, 13.11.2009.
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации»// «Парламентская газета», N 63, 03-09.12.2010
Судебные постановления
4 Постановление КС РФ от 30 января 2009 г. N 1-П.// «Вестник Конституционного Суда РФ», N 1, 2009.
Учебники, монографии и статьи
5 АлиевТ.Т. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в сочетании баланса частных и публичных интересов в России // Современное право. 2010. N 4. С. 63 — 67.
6 Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2008.
Теория происхождения государства. Теологическая теория
... Общая теория права.; Бляхман Б.Я. Теория государства и права.; Морозова Л.А. Теория государства и права.; Новицкий И.Б. Римское право. И др. Теологическая или божественная теория возникновения государства и права. ... веру. Цель курсовой работы: Изучение происхождения государства и права на примере Теологической теории возникновения государства и права. Для достижения поставленной цели необходимо ...
7 Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное).
М.: Проспект, 2011.
8 Григорьева И. В. Теория государства и права: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010.
9 Карабанов И.И. Взаимодействие гражданско-правовых средств регулирования и налогового законодательства. Волгоград, 2006.
10 Кожевников С.Н. Право публичное и частное. Право материальное и право процессуальное // Международное публичное и частное право. 2005. N 2 (23).
С. 2 — 4.
11 Лившиц Р. З. Теория права. М. 1994.
12 Марченко М. Н. — Теория государства и права: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
13 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. // КонсультантПлюс, 2010.
14 Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В. М. Сырых. — М. : Эксмо, 2008.
15 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие. М.: Проспект, 2011.
16 Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.
17 Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1. С. 6.
18 Чепурнова Н.М., Серегин А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2008.
19 Шевчук Д.А Теория государства и права. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2009.
20 Якушев А. В. Теория государства и права (конспект лекций).- М.: «А-Приор», 2007.