Основные направления контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора

Государство, как и любая организованная система, в качестве одной из основных, выполняет функцию управления. С помощью этой функции, через соответствующие органы, государство обеспечивает реализацию государственной власти.

Контрольно-надзорная деятельность государственной власти, обусловлена объективной необходимостью активного воздействия государства на общественные отношения в ходе реализации функций государства. Таким образом, контрольно-надзорная функция реализуется в экономической, политической, социальной, духовной сферах общества и затрагивает многочисленные и разнообразные вопросы прав и свобод человека; осуществления народовластия; финансово-экономической деятельности; законности и правопорядка; обороноспособности и т.д.

В реализации государственной контрольно-надзорной функции в той или иной степени участвуют органы всех «ветвей власти». В то же время, существуют особые органы, для которых контроль и надзор есть основное направление деятельности.

К таким органам относится федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке является Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управление Роспотребнадзора по Курганской области).

В содержание государственного надзора Управления Роспотребнадзора по Курганской области входит: наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами.

Цель преддипломной практики заключается в изучении основных направлений контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

23 стр., 11226 слов

Состояние прав человека в современной России

... новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Таким образом, проблема прав человека является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, а, ... не видно. Сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора ...

Исходя из указанной цели, в данной работе поставлены задачи определения:

  • сущности и задач контрольно-надзорной деятельности;
  • нормативно-законодательных актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность;
  • критерии оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области;
  • направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Курганской области.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности Управлением Роспотребнадзора по Курганской области проводится с целью проверки соблюдения подконтрольными организациями исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка

1 Теоретические аспекты контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

1.1 Сущность, задачи контрольно-надзорной деятельности.

Государство, как и любая организованная система, в качестве одной из основных, выполняет функцию управления. С помощью этой функции, через соответствующие органы, государство обеспечивает реализацию государственной власти. Государственный контроль является необходимым элементом государственного управления, функцией органов государственной власти и призван обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества.

Контроль представляет собой один из важнейших каналов получения объективной информации о жизни общества в целом, о тех политических, экономических и социальных процессах, которые происходят в государстве, о деятельности его органов власти и управления.

Понятие государственного контроля необходимо отличать от понятия государственного надзора.

Контроль – государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществление корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемая уполномоченным органом государственной власти.

Надзор – государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом с последующим инициированием процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства, осуществляемая уполномоченным органом государственной власти.

Понятие государственного контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет свои, специфические признаки. Органы, осуществляющие государственный контроль, наделены более широкими полномочиями, которые предусматривают проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений. Более того, контрольные органы имеют право вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации, применяя меры административного принуждения (например, применять к виновным меры административного взыскания — предупреждения, штрафы. Надзорная же деятельность ограничена преимущественно проверкой законности действий конкретного объекта надзора и включает в себя наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к административной ответственности.

5 стр., 2425 слов

Контрольная работа: Определение процесса управления и регулирование ...

... деятельности, которая может включать в себя разработку новых планов и контрольных заданий (Рис. 4). Рис. 4. Схема планирования Организация как функция управления тесно связана с функцией регулирования. Это управленческая ... предварительный, текущий и заключительный контроль во всех сферах деятельности организации на всех стадиях управленческого процесса; 5) координация – функция менеджмента по ...

Сама контрольная функция как таковая по содержанию включает в себя три элемента: получение необходимой информации, анализ и оценка информации, реагирование на выявление отклонений от установленных правил и требований. В общую систему контролирующих органов и организаций включаются:

  • государственные органы федерального значения;
  • государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления);
  • негосударственные контролирующие организации;
  • международные контролирующие организации.

К негосударственным контролирующим организациям относятся союзы потребителей, профессиональные союзы, аудиторские организации, общественные объединения и т.д.

Контроль является управленческой функцией с присущим ему властностью, которая проявляется в наличии у контрольных органов ряда; полномочий, связанных с возможностью: дать подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков; ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; непосредственно применять в ряде случаев меры государственного принуждения.

Функция по осуществлению контроля и надзора сообразуется с целями, определяемыми государством. При этом следует выделять непосредственную и конечную (идеальную) цели. Непосредственной целью контрольно-надзорной функции выступает предупреждение и пресечение нарушений установленных нормами права правил поведения субъектов общественных отношений, а также нормативно установленных требований (стандартов, эталонов) в различных сферах общественной жизни. В качестве конечной цели контрольно-надзорной функции следует назвать достижение состояния максимальной эффективности правового регулирования поведения участников общественных отношений и стандартов, что, в свою очередь, призвано оградить граждан, организации, общество и государство от всевозможных негативных последствий противоправной деятельности, обеспечить их безопасность, права, свободы и законные интересы субъектов общественных отношений.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности опирается на закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из их содержания специальные принципы, которые определяют важнейшие стержневые направления, качественные черты и свойства этой деятельности. Перечня общих принципов контрольно-надзорной, деятельности в действующем законодательстве не выделяется, их совокупность выводится на основе теоретического обобщения и анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность контролирующих и надзорных органов и организации.

Контроль включает анализ причин отклонений, устранение негативных явлений, определяет способы воздействия на управляемый объект с целью преодоления отклонений.

Надзор характеризуется в качестве деятельности, где:

  • отсутствуют отношения подчиненности и субординации надзорных органов с поднадзорными;
  • деятельность поднадзорного объекта оценивается исключительно с точки зрения законности;
  • вмешательство в деятельность поднадзорного органа не допускается, реагирование возможно в форме предупреждения, предостережения либо обращение в правоохранительные органы (прокуратуру, налоговую инспекцию и т.д.), либо за разрешением дела в суд;
  • должностные лица органов надзора не вправе непосредственно применять меры взыскания за допущенные нарушения законности и правопорядка.

Рассматривая в таком контексте контрольно-надзорную функцию государственных органов, ее сущность видится в том, чтобы выявить:

10 стр., 4713 слов

Организация деятельности прокуратуры России

... в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации. Работа написана на основе анализа законодательной и специальной литературы. 1. Организация деятельности прокуратуры РФ Под организацией прокуратуры понимается установленный ...

  • соответствует ли деятельность контролируемых и надзорных государственных органов возложенным на них задачам;
  • выполняются ли и каким образом их функции;
  • каковы результаты работы;
  • достигаются ли поставленные цели;
  • если нет, то каковы причины недостатков.

К настоящему времени в России сложилась многоуровневая система организации контроля и контрольных функций органов исполнительной власти. Организационно она включает в себя:

  • Контрольное управление Президента Российской Федерации;
  • Совет безопасности;
  • Контрольное управление Правительства Российской Федерации;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • окружные контрольные инспекции в составе аппаратов Полномочных Представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
  • контрольные управления федеральных министерств и ведомств;
  • республиканские контрольные управления в структуре Администрации главы республики (не во всех республиках);
  • краевые главные федеральные инспектора при краевой администрации;
  • управления контрольно-аналитической работы в составе администрации губернатора;
  • различные управления и отделы с контрольными функциями на муниципальном уровне.

В настоящее время государственный контроль и надзор в большей или меньшей степени направленный на регулирование экономической деятельности на территории России осуществляют 65 органов контроля и надзора федерального уровня, сосредоточенных в 43 министерствах и ведомствах.

Общая численность служащих, занятых в контрольно-надзорных органах составляет более 242 тыс. чел. Непосредственно контрольно-надзорную деятельность осуществляют более 150 тыс. чел. Наибольшая доля сотрудников, уполномоченных на проведение контрольно-надзорных мероприятий, относится к Роспотребнадзору 71 166 чел. и органам ветеринарии 65 тыс. чел. Численность остальных органов контроля и надзора находится в пределах от 400 чел. до 5 тыс. чел. Исключение составляют департаменты и управления федеральных ведомств, осуществляющие отдельные виды надзора.

В состав служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, включены как служащие организаций и учреждений бюджетной сферы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий, так и государственные служащие, для которых участие в контрольно-надзорных мероприятиях определено по должности. При этом доля государственных служащих, принимающих участие в контрольно-надзорных мероприятиях, составляет не более 2%.