Предмет и система административного права

Цель исследования данной темы рассмотреть предмет и систему административного права. Изучить и определить значение административного права в Российской Федерации

Важное место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Административное право- одна из сложных и самых больших отраслей правовой системы России. Является основой правового регулирования многообразных общественных отношений возникающих в разных сферах общественной и государственной жизни. Нет таких сфер жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы права.1

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.).

Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.2

Отрасли права отличаются друг от друга, в первую очередь по предмету правового регулирования, таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрим понятие административного права, определим предмет административного права, изучим систему административного права.

1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

В юридической науке придерживаются мнения, что отрасли права отличаются друг от друга, в первую очередь предметом и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.

«Предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».3

4 стр., 1539 слов

Административно-правовое регулирование в области обороны государства

... управление обороной включают: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины России; правовое регулирование в области обороны; ... Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, отвечающим ...

Также есть и другое мнение по поводу предмета административного права. «Предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

  1. управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  2. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  3. управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  4. отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».4

А по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».5

Из этого следует, в современных условиях необходимо видоизменить подход к предмету административного права и определять его предмет с новых позиций.

Также нужно учесть, что административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, регулирующая особую группу общественных отношений. Основная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех без исключения национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

  • опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
  • выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.6

Данные общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, и потому обобщенно их можно назвать управленческими. Поскольку управление осуществляется не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес и государственная управляющая воля.

5 стр., 2063 слов

Источники уголовно-исполнительного права

... считают, что уголовное право - фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное - специальная. Как самостоятельная отрасль права уголовно-исполнительное право имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в ...

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что не все общественные отношения по своей природе являющиеся управленческими и можно отнести к предмету административного права. Например, отношения которые возникают в связи с функционированием негосударственных формирований (коммерческие структуры, общественные объединения и т.п.) не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.7

Тем не менее, это не значит, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Основное, что характерно для регулятивной роли административного права и что в наибольшей степени его особенности проявляются – это функционирование системы исполнительной власти. Следовательно, административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).8

На управленческие общественные отношения административное право непосредственно оказывает свое регулятивное воздействие, придает им соответствующий интересам государства и общества характер т.е. упорядоченный. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно образуются в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно административное право регулирует общественные отношения, в рамках которых в принципе исключается юридическое равенство их участников. Можно объяснить это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, который своим односторонним волеизъявлениям способен в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений.

Данную область общественных отношений обычно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими процессами и свойственными для них методами.

Таким образом, органы и должностные лица исполнительной власти можно отнести к специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения без их участия не могут относится к предмету административного права.

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые регламентируются альтернативными отраслями права (заключение гражданско-правовых сделок).

Фактически в сфере государственного управления действуют нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, но ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов. Из этого следует, что наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ – высшего звена системы органов исполнительной власти – с Государственной Думой РФ, т.е. с органом законодательной власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права.9

7 стр., 3402 слов

Право государственной собственности

... законодательство Российской Федерации и судебная практика в отношении права государственной собственности, а также в отношении разграничения права собственности. В работе использованы общенаучные (сравнительный, системный, ... РФ, поскольку ответчиком являлось казенное предприятие, учрежденное данным государственным органом исполнительной власти. При отсутствии у казенного учреждения средств для ...

Административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций. В них находит выражение целевое назначение государственно-управленческой деятельности, а также оснащение ее субъектов распорядительными, т.е. государственно-властными полномочиями, без которых невозможно практически обеспечить приоритет публично-правовых интересов в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.

Следует особо отметить, что такие категории, как «сфера государственного управления» и «управленческие отношения», настолько многозначны, что охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической сфер жизни общества. Соответственно они обнаруживаются и там, где действуют нормы иных отраслей права. Иначе говоря, управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет иных отраслей права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регулирования.

Таким образом, ученые выделяют критерии, которые необходимо учитывать при определении предмета административного права:

  • а) сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;
  • б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
  • в) реализация ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.10

Это те условия, при которых управленческие отношения возникают по поводу реализации задач и функций исполнительной власти.

Регулируемые административным правом управленческие отношения весьма многообразны. Их можно классифицировать на виды в зависимости от особенностей их участников:

  • а) управленческие отношения, возникающие между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
  • б) отношения между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);
  • в) отношения, которые возникают между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями и организациями;