Стадии применения норм права — Курсовая Работа, раздел Право, Применение норм российского права Стадии Применения Норм Права. Вообще, Применение Права — Сложная, Мног…
Стадии применения норм права.
Вообще, применение права — сложная, многоступенчатая деятельность, для нас имеет значение — стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Таких стадий три: I. Установление фактических обстоятельств дела — это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу при¬менения права.
Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.
В юридической науке и практике они нередко называются Главным фактом (или фактом подлежащим доказыванию).
Это например факт убийства, совершенное гражданином.
Главный факт относится, как правило к юридическим фактам, притом к фактам правообразующим или правопрекращающим, т.е. влекущим возникновение или прекращение юридических последствий. Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.
Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства — данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах — документы, акты, свидетельские показания. Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения.
Например протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а так же из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образует юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных. Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании по уголовным делам, об административных правонарушениях имеет Презумпция невиновности т.е. предложение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против него говорит даже мно¬жестве фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке предусмотренным законом, и установлена приговором суда. От презумпции невиновности зависит распределение Бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям это бремя возложено на обвинителя.
Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность.
Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает.
Иная презумпция и иное распределение бремени доказывания применяются по гражданским делам, делам в области частного права. Здесь бремя доказывания как бы поровну распределено между сторо¬нами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения невыполненного обязательства, причем имущест¬венный вред: и тогда, коль скоро это доказано, действует презумп¬ция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Он считался виновным, и данное обстоятельство (виновность) истцу вовсе не нужно доказывать.
Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательств, причинило вред. При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это Преюдиция т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов.
Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом по¬рядке, то они признаются преюдиционными такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными истинными не требующими новой проверки и оценки. II. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает: а) выбор нормы, подлежащей применению; б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма; в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и кругу лиц; г) смысла и содержания нормы.
Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств. Прежде всего определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай.
Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и дейст¬вует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматри¬ваемые отношения или прекратились, поскольку «закон обратной силы не имеет». По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу. Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме.
При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют право¬вую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как «критика» нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.
Такая «критика» подразделяется на «высшую» и «низшую». «Высшая» критика относится к самому закону, иному акту правомерен ли сам закон, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на данных лиц. Например, распространяется ли Закон «О залоге» на граждан по их частным делам, на коммерческие банки.
Сюда же включается «высшая» критика подзаконного акта с точки зрения его соответствия закону. Этот акт нельзя применить, если несоответствие обнаружено. «Низшая критика» касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического или машинописного характера.
Основное правило здесь — пользоваться официальным текстом содержащимся в «Собрании», других официальных источниках или в крайнем случае выверенной и завизированной копией официального текста. Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация — имеет при применении юридических норм «сквозное» значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера — установление фактических обстоятельств, а так же охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (глав¬ного факта) к определенным юридическим нормам.
На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение зако¬на (предмет доказывания).
Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.
III. Решение дела и документальное оформление принятого решения. Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умо¬заключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права.
При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-госу¬дарственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего «властное слово». Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию: 1.Его юридическое значение может состоять в Юридической констатации, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения. 2.После вынесения решения необходима дополнительная деятель¬ность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыска¬ния, иная обязанность.
Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах.
Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: Основной акт в котором выражено решение юридичес¬кого дела в целом, и Вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.
Решение юридического дела — наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений.
Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной сторо¬ны, а с другой — охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону. В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы.
Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе — стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права — установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела. Процессуальное производство неразрывно связано с материально-правовыми нормами, как форма с содержанием, каждой отрасли или группе отраслей материального права соответствует определенная процедура применения материальных норм. Становление теории юридического процесса имеет целью способствовать совершенствованию практики правоохранительных и других органов и должностных лиц, стимулировать рост профессиональной культуры, дисциплинированности и этичности деятельности этих органов и лиц. Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права.
Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения. Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства. Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами.
Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит госу¬дарственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государ¬ством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Каждый акт применения права является актом — документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использова¬ния юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необ¬ходимую определенность, юридическую и документальную строгость.
Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права — уголовного, гражданского, административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления — результат правоприменительной деятель¬ности.
Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы: а) «Собственнические» акты управления; б) властные акты в области применения права; в) акты прямого осуществления центрального руководства; г) координационные акты; д) ориентировочные индивидуальные акты. Такие классификация носят локальный характер и не могут представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия : а) наличие одного и того же основания; б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса; в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации; г) логическая непрерывность деления на классы.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести: а) цель правоприменительного акта; б) сферу использования; в) характер регулируемых отношений; г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта; д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта; е) орган, издающий правоприменительный акт; ж) способ принятия акта; з) особенности содержания акта; и) форма выражения. Акты применения права могут быть самыми различными.
В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
- по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
- по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
- в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
- Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
— Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей. Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов.
Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.
- по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.
Основные акты — это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
Вспомогательные — это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий); Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве.
Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:
- в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
- по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
- в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
- по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
- по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
- в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.
- по степени отражения нормативного веления в содержании актов: а) первичные; б) производственные; в) смешанные.
- по сферам использования: а) хозяйственные;
- б) социально-культурные;
- в) административно-политические.
Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.
Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований.
Основными требованиями к правоприменительным актам являются: Законность — означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.
Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права. Обоснованность — это означает, что: а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании.
Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность. Второй аспект целесообразности в праве — это соответствие деятель¬ности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования.
При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование. Орган применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридичес¬кие предписания, должен в то же время действовать инициативного макси¬мальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д. Справедливость — это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
Справедливость акта применения права — это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества.
От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.