Рассмотрение темы «Конституционные основы судебной власти» является своевременной и актуальной. На нынешнем этапе развития судебной системы приоритетной задачей является более полная и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей, взаимодействие между собой ветвей власти с использованием системы «издержек» и «противовесов». При рассмотрении этого вопроса исходили прежде всего из имеющихся законодательных актов Республики Казахстан, основного Закона Республики Казахстан – Конституции Республики Казахстан. Данная тема рассматривает новые положения, изложенные в Конституционном законе «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Новый Конституционный закон « О судах и статусе судей Республики Казахстан»* содержит ряд прогрессивных положений, направленных на расширение полномочий председателя Верховного суда, повышения правового статуса и социального обеспечения судей. Введено понятие «администрирование судов»- функции по организационному, материально- техническому обеспечению судов, возлагаемые на вновь образованный Комитет по судебному администрированию при Верховном суде Республики Казахстан, тогда как ранее эти полномочия входили в компетенцию министерства юстиции.
Законом предусмотрено образование в областных судах и Верховном суде надзорных коллегий и пленарных заседаний вместо президиумов и пленума Верховного суда. Данное нововведение осуществлено в целях приведения в соответствии с нормой Конституции, которой не установлены такие органы, как президиумы.
Таким образом, правосудие в судах будет осуществляться только указанными в Конституции судебными органами – коллегиями, пленарные заседания судов не наделяются правом отправления правосудия, они будут решать общие организационные вопросы в деятельности суда. Для унификации судопроизводства в законе предусмотрено объединение хозяйственных и гражданских коллегий в судах республики, упраздняется военная коллегия в Верховном суде.
Усилены гарантии независимости судей. Так если ранее правом возбуждения дисциплинарных дел в отношении судьи обладали судебные органы министерства юстиции, то в новой редакции это право принадлежит только председателю Верховного суда ( в отношении всех судей республики) и председателю областного суда ( в отношении судей данной области).
Статья 18[2]. Отставка судьи Конституционного Суда
... инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. Инициатива В случае, если с ... по состоянию здоро (Администрация Президента РБ) 1. Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республи 5. ...
На обеспечение прозрачности и гласности процедуры назначения на должность судьи направлены нормы, предусматривающие осуществление отбора кандидатов на должности судей районных и областных судов на конкурсной основе, соответственно, Квалификационной коллегией юстиции и Высшим судебным советом. Конституционным законом регламентировано назначение председателя Квалификационной коллегии юстиции Президентом республики, что будет способствовать позитивному развитию института автономности данного органа.
Представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии и судей Верховного суда, председателей коллегии местных судов, а также внесение представлений по прекращению полномочий судей республики, отнесены к исключительной компетенции председателя Верховного суда. Для улучшения качественного состава судебного корпуса устанавливаются новые дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
- обязательное прохождение стажировки лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен.
Более требовательными становятся требования к судьям. В законе существенно расширены полномочия дисциплинарно – квалификационных коллегий, которые будут рассматривать не только дисциплинарные дела, но и вопросы прекращения полномочий судей в случае невыполнения ими требований, предъявляемых к судье, в том числе и за нарушения норм судейской этики.
ГЛАВА 1. МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ.
Республика Казахстан — одно из немногих государств – участников СНГ, где после распада СССР принято две Конституции — первая Конституция Республики Казахстан принималась в 1993 году, ныне действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, а изменения и дополнения в нее были приняты 7 октября 1998 года.
Согласно статьи 1, Конституции Республики Казахстан Республики Казахстан,* является демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Республика Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Государственная власть в республике едина, она осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительскую и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную власть (вид, разновидность) единой государственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействует с законодательной и судебной ее властями.
Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относится Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики, местные исполнительные органы, администрации государственных учреждений и предприятий.
Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы.
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством они обладают государственно – властными полномочиями, в т. ч. по изданию правовых актов и их реализации. В целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.
Меры процессуального принуждения в уголовном процессе Республики Казахстан
... приказах, инструкциях и указаниях Генерального прокурора Республики Казахстан. Конституция РК гарантирует гражданам неприкосновенность личности, из чего следует, что в уголовном процессе применение досудебного ограничения прав и свобод ... или особо тяжком преступлении. Согласно ч. 3 ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РК основаниями для задержания подозреваемого могут быть наличие иных данных. ...
Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.
Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией Республики Казахстан, конституционным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Республики.
Согласно Конституции Республики Казахстан высшим, представительным органом, осуществляющим законодательные функции, является Парламент.
В Конституции особо выделен принцип правительственности. Этот принцип означает, что в Казахстане реализуется демократическое самоопределение народа, в результате которого Парламент приобретает статус легитимного собрания представителей народа. Данный принцип базируется на народном суверенитете.
Согласно Конституции Республики Казахстан Парламент – это орган, осуществляющий законодательные функций *.
Предоставление Парламенту законодательной власти означает в соответствии с Конституцией Республики Казахстан реализацию принципа народного суверенитета. По Конституции единственным источником государственной власти является народ Казахстана. Признание Парламента Республики Казахстан органом, осуществляющим законодательные функции, означает, что он обладает компетенцией в сфере законодательства, предусмотренной в Конституции.
Будучи законодательным органом, Парламент Республики Казахстан исполняет и некоторые ограниченные контрольные функции за исполнительной властью: утверждение государственного бюджета, проверка его исполнения, а также право отказывать в доверии Правительству.
Согласно Конституции Республики Казахстан Парламент состоит двух Палат – Мажилиса и Сенат *.
Каждую Палату возглавляет председатель, избираемый депутатами из их числа, свободно владеющий государственным языком. Председатели руководят работой Палат.
Мажелис представляет все население Казахстана, а Сенат, который по существу является верхней палатой, состоит из депутатов, представляющих областные маслихаты и Президента Республики Казахстан.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан в Парламенте Палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. К исключительному ведению Мажилиса относятся рассмотрение проектов законов, подготовка предложений по возражениям Президента на законы, принятые Парламентом, объявление очередных выборов Президента и делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции, выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены.
Одной из ветвей власти является судебная, призванная осуществлять правосудие. Правосудие осуществляется с целью рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, в основе которых лежит действительное или предполагаемое нарушение прав субъектов. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами — судами. Суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела в процессуальных формах, установленных законом.
Избирательная система Республики Казахстан
... с избранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов. В указанном аспекте понятие «избирательное право» используется как важнейший институт конституционного права. Избирательная система и избирательное право Республики Казахстан являются ...
В Конституции Республики Казахстан закреплены принципы осуществления правосудия. Носителями судебной власти в республике являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции Республики Казахстан судьями могут быть граждане Республики, достигшие 25- ти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет. Дополнительные требования к судьям установлены Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, « О судах и статусе судей в Республике Казахстан»* …..