Проблема функций права исследовалась многими учеными. Несмотря на это, среди ученых-правоведов все еще нет единства взглядов по основным аспектам этой проблемы, что позволяет отнести ее к числу недостаточно исследованных в современной теории права.
Термин «функция» многозначен. Он имеет разные значения, в разных областях наук. Но, так или иначе, в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды.
Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права, хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции права — это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права — наука, изучающая основные закономерности возникновения и развития государства и права, а так же понятийный аппарат юриспруденции. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие функций права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право». Так же актуальность данной темы объясняется тем, что в литературе последних десятилетий по этому вопросу были высказаны различные взгляды.
Объектом исследования является право как категория и как итог развития общества.
Предметом исследования являются функции права, их классификация.
Цель курсовой работы — определить понятие функции права, привести классификацию функций права, проследить эволюцию функций права.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач таких как:
рассмотреть понятие и признаки функций права;
)дать квалификацию функциям права;
Социальная политика государства
... социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека. Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении ... доходов, а, следовательно, сталкиваются интересы миллионов людей, интересы различных социальных ...
)перечислить формы реализации функций права.
Данная курсовая работа имеет: три главы, заключение и список использованных источников.
1. Понятие функций права
Право — это социальный институт, функционирующий наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами.
Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения. Подобный подход к понятию функции права, предложил Т.Н. Радько.[13,25] Но есть и другие мнения по поводу определений функций права.
Так же определяет функции права М.И. Байтин: по его мнению, это «наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права».[3,12]
Данные определения функций права, как мы видим, претендуют на полноту отраженного в них понятия, так как они содержат одновременно обе сущностные характеристики функций права — роль права в обществе и основные направления воздействия права на общественные отношения.
На взгляд Т.Н. Радько если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.[13,45]
Но можно сказать и то, что приведенные выше определения функций права далеко не полностью дают точное определение содержание данного понятия.
Как мы знаем, главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты.
Собственно функция права — это реализация его социального назначения. Теперь нам нужно понять, что же такое социальное назначение права и из чего оно формируется.
Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. Возьмем к примеру законы, создаются в соответствии с социальными необходимостями, потребностями общества, для закрепления определенных отношений, их урегулирование или же охрану.
Направление воздействия — существенный компонент функции права, являющийся своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, концентрирующий эти потребности и трансформирующий их в позитивное право.
По мнению В.Н. Синюкова, определение функций права через роль и регулирования имеет два недостатка.
Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
... места и роли современного права в системе нормативного регулирования общественных отношений. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: определить место права в системе социальных регуляторов; выявить нравственные начала в праве; рассмотреть соотношение права и морали; Методологической ...
Во-первых, «этой исходной неточностью, — отмечает автор, — обусловлен и второй недостаток данной трактовки. Он полагает, что значение функций заключается «не столько в описании действий субъекта, сколько в выявлении и отражении зависимостей между правовым компонентом общественных отношений и иными их компонентами. В итоге мы должны увидеть закономерности функционирования права, то есть образ его взаимодействия с различными социальными переменными по мере изменения экономических и социально-политических условий в обществе».[14,76]
Во-вторых, такая трактовка предполагает некоего субъекта осуществления функций, который наделен разумом и волей, а поэтому может осуществлять деятельность в известных направлениях. Под этим субъектом ученый понимает не само право, а человека — законодателя, правоприменителя, гражданина.
Раскрывая понятие «функция права», следует так же обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое воздействие — это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей.
К формам правового воздействия относятся: информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
В свою очередь, правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.
Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.
Таким образом, как мы видим, правовое воздействие гораздо шире правового регулирования, поэтому и необходимо четко разграничивать данные понятия.
Понятие «функция права» охватывает оба названные виды воздействия. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.
Но нельзя механически связывать функции и сущность права. Функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.
Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.
Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. Но все же функции права изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.
Конституционное право России : Политические партии и общественные организации
... в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин “партия” ведет свое происхождение от латинского “partis” - группа, часть. Политические партии представляют собой наиболее активную, организованную часть населения. Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи ...
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на решения задач, стоящих перед правом. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций.
Анализ функций права как целостной единой системы дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Конечно, возможности познания остаются малоэффективными, если они ограничиваются уровнем единичности, если за отдельными элементами они не стремятся выявить их систему.
В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.
2. Классификация функций права
.1 Группы функций права
В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изучена отдельно достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе. По сферам регулируемых отношений функции права подразделяются на: социальные, экономические, политические. От степени влияния в системе права подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые. По целостному явлению выделяется воспитательная функция. По характеру воздействия выделяется: регулятивная (статистическая и динамическая) и охранительная функции. Выделяют также карательную и правовосстанавливающую функции. В последние годы выделяют такие функции права как: экологическую, оценочную, демографическую, превентивную и т.д. Объективным внешним критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права. Общество как чрезвычайно сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Функции классифицируются так же на: основные и неосновные. К первым относятся регулятивная и охранительная функции, а число вторых не является величиной постоянной. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия и т.д. В числе неосновных, социальных функций наиболее очевидны экологическая функция, социальная (в узком смысле этого слова), информационная и т.д.
С точки зрения системности анализ функций права позволяет сгруппировать их по различным критериям. В реальной практике функции права действуют системно и взаимосвязаны между собой Система функций права непосредственно связана с системой права. Т.Н.Радько выделяет следующие группы функций права, составляющие систему:
— общеправовые или собственно-юридические, т.е. присущие всем отраслям права;
межотраслевые, (присущие двум и более отраслям права, например, охранительная функция присущая уголовному, административному и другим отраслям права);
Предмет и метод гражданского права, гражданские процессуальные отношения
... гражданском праве: 1) личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права, регулируются и охраняются им4, 2) личные неимущественные отношения только охраняются гражданским правом. Представляется, что защита (охрана) является одной из форм правового регулирования общественных отношений, ... отношениями (в ГК 1964 г. вопрос решался иначе). ГК (п. 2 ст. 2) говорит о "неотчуждаемых правах ...
отраслевые, т.е. свойственные одной какой — то отрасли права;
правовых институтов;
нормы права и отдельных норм. [13,62]
В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние. Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.
В большинстве случаев функции права разделяются на 2 группы: общеправовые и общесоциальные. Эта или другая общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит от характера общеправовой функции и от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или какого либо другого права.
Теперь, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.
2.2 Общеправовые функции права
К собственно-юридическим функциям относятся регулятивная и охранительная функции.(выполняющие главную роль функций права Регулятивная функция права
Она имеет первичное значение, так сказать, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.(поощрения, льготы, дозволения, рекомендации)
Регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
Эта функция связана с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.
Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения таким методом:
Во-первых, эти отношения закреплены в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму отношениям, составляющим основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан.
Источники права, их виды. Нормативные правовые акты. Основные ...
... Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора ... права является закон. Согласно представлениям ученых, относящимся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого отношения ...
Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Это воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.
В результате правового регулирования устанавливается наиболее удобный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве существуют возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которых возникает в связи развития общества, которое нуждается в новом урегулировании новых общественных отношений (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).
Регулятивная функция права содержит в себе две подфункции: статическую и динамическую.
Статическая функция права закрепляет в своих институтах, в правовых актах те общественные отношения, являющиеся основой устойчивого, стабильного существования общества и выражающие общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому праву.
Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Эта функция отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.
Важно иметь в виду что динамизм и статика права — это две стороны одного процесса — постоянного развития общества, в ходе чего возникают новые реальности в материальной и духовной жизни людей, изменяется характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности. Все эти новшества находят свое выражение в правовых актах, постепенно становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами нуждаются в изменениях и изменяются.
Регулятивная функция права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.
Характерными путями осуществления регулятивной функции права являются:
определение посредством норм права праводееспособности, правосубъектности граждан;
закрепление и изменение правового статуса граждан;
определение компетенции государственных органов, в том числе и полномочий должностных лиц;
установление правового статуса юридических лиц;
определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Методы и способы правового регулирования
... права С. С. Алексееву. Актуальность темы В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и представить, что такое правовое регулирование, в чем он заключается и как он регулирует общественные отношения, ...
установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, применительно к конкретным общественным отношениям.
Таким образом, регулятивную функцию права можно характеризовать как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Охранительная функция права (вторая по значимости функция права)
Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право, как мы знаем, существовало не всегда, но с момента появления, оно стало одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Следовательно, охранительная функция является данным проявлением правового воздействия.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу. Она реализуется с помощью правовых ограничений ( обязанностей, запретов, наказаний) и имеет вторичный характер.
Из этого определения ясно, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений.
Основное назначение данной функции заключается в охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции зависит от того, что, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. Таким образом, достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение.
Специфика охранительной функции состоит в следующем:
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
Способы охраны функций права очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
2.3 Общесоциальные функции права
право норма функция регулирование
Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений (экономика, политика и т.д.).
Эти функции права называют общесоциальными.
К общесоциальным функциям права относятся:
) экономическая функция:
) политическая функция;
) воспитательная функция;
) коммуникативная (информационная) функция;
Государство право древнего египта . История государства и права Древнего Египта
... морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами. Реферат История государства и права Древнего Египта. Сборник делится на 12глав, ... к распаду на две части. В последствии эти функции перешли к централизованному государству. Наряду с этим номы вели войны с соседями, ... Особый правовой режим существовал отношении имущества воинов имущество илку, о чем ...
) функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав;
) экологическая функция права;
) восстановительная функция права;
) идеологическая функция права.
Экономическая функция
Экономическая функция имеющая важное значение в социальных функциях всегда имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм в экономических отношениях возникают урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор.
Таким образом, экономическая функция права является регулятором правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно — путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.
Политическая функция права
Политическая функция права заключается в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.
Права и свободы человека — также важный объект политической функции права, не теряющей своей актуальности и сегодня.
Воспитательная функция права
Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Следовательно, одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
Коммуникативная (информационная) функция права
Являясь информационной системой, право выступает способом связи между субъектом и объектом управления, так сказать «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.
В юридической литературе информационной функции права отводится различные роли и место в системе функций права. Мнения о месте коммуникативной функции права в системе разделились. В целом исследователи относят информационную функцию к социальным функциям права, но все же различные ученые юристы по-разному видят и сущность, место и роль информационной функции права в системе правовых функций.
По мнению же Т.Н. Радько информационная функция права должна играть лишь вспомогательную роль и относится к неосновным социальным функциям права. [13,87]
Глобальные проблемы человечества и функции государства
... И один из таких механизмов - целенаправленная деятельность государства. Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Целью курсовой работы является изучение взаимосвязи глобальных проблем человечества и функций государства. ...
В.Н. Синюков говорит об информационно-ориентированной функции права. По его мнению, право — мощный источник моральной ориентации субъектов обществе. И задача права — формировать социально полезную направленность, положительную направленность правомерного поведения субъектов.[14,77]
Некоторые ученые выделяют информационную (информативную, познавательную) функцию права. Раскрывая ее содержание отмечается, что право, моделируя должные общественные отношения, дает тем самым богатейшую информацию о системе общественных отношений данного общества.
Но все же, несмотря на разногласия, ученые сходятся в одном, что право служит информационному обеспечению общества, является источником информации.
Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка.. Нормы трудового права ,например, информируют общество о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения, социальных прав
В последние годы в юридической литературе поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.
Важнейшими объектами социальной функции права являются: трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры закрепления льгот для различных слоев населения.
Экологическая функция права
Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы вынудило создавать нормативные акты, направленные на урегулирование отношений по охране и использованию природной среды.
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы.
Главными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.
В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.
Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.
Восстановительная функция права
Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен
Восстановительная функция часто осуществляется в форме отмены принятого правового акта или юридически значимого действия.
Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах.
Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.
Идеологическая функция права
Идеологическая функция отражает способность права воплощать в жизнь идеологию индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства. В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.
В соответствии с этим, идеологическую функцию называют также воспитательной.
Но самые важные две функции права: регулятивная и охранительная, которые, собственно, и характеризуют его как специфическое, качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что существование права как социального явления обусловлено именно необходимостью осуществлять эти функции.
3. Формы реализации функций права
Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно.
Рассмотрим формы реализации функций права.
Функция права — это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования.
В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права:
информационную форму,
ориентационную форму,
правовое регулирование.
Задача информационной формы реализации функций права состоит в том, чтобы сообщать адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, то есть довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники и ряд других.
Правовая информированность имеет огромное значение, но на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д.
Ориентационная форма заключается в том, что обществу важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, образующие правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.
Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения в сфере правового регулирования.
Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой такой процесс как: формирование установок — с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан — с другой.
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, образующих в совокупности механизм правового регулирования.
Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:
условий эффективности регулирования;
процесса правового регулирования;
социальных результатов регулирования.
Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.
Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п.
Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.
Первая стадия — это урегулирование общественных отношений, то есть разработка и принятие юридических норм.
Вторая стадия — возникновение правоотношений. Смысл данной стадии — переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.
Третьей — завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования).
Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.
Социальный результат регулирования — это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры чаще всего идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права — отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права. Иногда «разгораются» дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями. Такие научные дискуссии не нарушают общей точки зрения на функции права — даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции.
Так же в заключение хотелось бы подвести еще некоторые выводы:
Под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Правовое воздействие — это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.
Направление воздействия — наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.
Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.
Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.
Функции права способствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, отдельных структурных частей системы права — отраслей права, правовых институтов и т.п. Функции права являются общей категорией по отношению к функциям иных правовых явлений и в связи с этим играют важную методологическую роль при их изучении.
Научно-практическое значение категории «функция» заключается в следующем. Любое явление социальной действительности может реализовать свое назначение лишь в том случае, если будет функционировать. По тому, какие функции осуществляет то или иное явление социальной действительности, каким образом происходит реализация этих функций и с какой эффективностью, можно судить о самом явлении, его основных чертах, значении в жизни общества и месте в системе подобных социальных явлений, а также о перспективах его существования и развития. Функции выражают сущность явления — то главное, основное, определяющее, что обусловливает его специфику, его природу, делает его «самим собой». Таким образом, изучение функций явления есть изучение самого явления. Оно позволяет глубже проникнуть в суть изучаемого явления, разобраться в его природе, «осветить» те его стороны, которые скрыты от исследователя, рассматривающего явление в статике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/struktura-i-funktsii-prava/
1.Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права, февраль 2009, № 2.
2.Алексеев С.С. Общая теория права [Текст]: учебник / С.САлексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 576 с.
3.Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. № 3. 2010.- 30с.
4.Венгеров Анатолий Борисович. Теория государства и права [Текст]: учебник [для юрид. вузов] / А.Б.Венгеров. — 5-е, стер. — Москва: Омега-Л, 2009. — 608 : табл. — (Высшее юридическое образование).
.Кулапов, В.Л. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.Л. Кулапов, А.В.Малько. — М.: НОРМА, 2009. — 384с.
6.Ларин, А.Ю.. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Ю.Ларин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2011. — 288 с. (Серия «Высшая школа»).
.Марченко М.Н. Теория государства и права [Текст]: Учебник / М.Н.Марченко — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 640 с.
.Марченко, М.Н., Дерябина, Е.М. Теория государства и права [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2012. — 720 с.
9.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]: Учебник — М.: Юристъ, 2010 — 512 с.
10.Общая теория права и государства /Под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.: Юристь, 2010.-427с.
11.Проблемы общей теории права и государства: Учебник./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца.- М.: Норма, 2010.-832с.
.Радько Т.Н. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2010.- 752 с.
.Синюков В.Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Саратов. 2010, № 9. С. 76-77.
14.Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2010. — 637 с.
15.Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред. проф. В.М. Корельского — 2-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА, 2011. — 616 с.
16.Теория государства и права [Текст]: учебник / под ред. В.К. Бабаева. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2011. — 637с.
17.Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В.Д.Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2011. — 496 с.
18.Теория государства и права [Текст]: учебник: под ред. А.Г.Хабибулина, В.В.Лазарева — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. — 624 с. — (Высшее образование).
19.Теория государства и права: Учебник/ Отв. ред. В.Д. Перевалов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма 2011.-496с.
.Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. — 3-е изд., дополн., исправл. — М.: Изд-во «Интерстиль», «Омега-Л», 2010. — 382 с.