Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
Современная судебно-правовая реформа является центральным событием в становлении постсоветской правовой системы, органической частью обновления российской государственности, особенно в таком ее аспекте, как разделение властей. Нельзя всерьез говорить о формировании в России правового государства без анализа нововведений в сфере правосудия и изменений в положении судебной власти. Хронологически они связаны с реформаторской деятельностью 90-х гг. XX в. – начала третьего тысячелетия. Вопросы завершения реформы и дальнейшего развития судебной системы продолжают обсуждаться и в наши дни.
Актуальность темы. Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах при перечислении ветвей власти, она обычно следует за законодательной и исполнительной властью. В условиях разделения властей судебная власть играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Каждой ветви власти присущи специфические формы деятельности. Судебная власть в Российской Федерации реализуется в правосудии, то есть в таком виде государственной деятельности, который направлен на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. И осуществляется эта деятельность только судом (ст.118 Конституции РФ).
1. Значение власти в судебной деятельности
1.1. Понятие и сущность судебной власти
Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами, для контроля над конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами, а также для контроля над соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности и установления наиболее значимых юридических фактов.
Судебную власть осуществляют судебные органы, которые в своей совокупности образуют судебную систему или юстицию, закрепленную в конституции и законах. Судебная власть в соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Особенность современной судебной системы Великобритании
... остров Мэн имеют собственные судебные системы. Митин М. А. Новая высшая инстанция в судебной системе Туманного Альбиона //Закон. ... — актов парламента. Созданы новые органы административной юстиции Великобритании — Трибунал первого уровня ( First-tier Tribunal) и ... соответствии с многоступенчатой структурой. Обеспечивает и контролирует деятельность административных трибуналов Служба судов и трибуналов ...
В перечень видов правосудия не попало арбитражное судопроизводство. Возможно это – техническая погрешность, поскольку ст.127 Конституции РФ посвящена Высшему Арбитражному Суду, который в предусмотренных законом процессуальных формах осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов.
Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется на основе сдержек и противовесов.
Во-первых, органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу. Она охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судов (процессуальной право).
Кроме того, органы законодательной власти участвуют в формировании судебной системы – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей трех высших федеральных судов – Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного.
Но, будучи назначены на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены, и указанные органы не вправе контролировать законность приговоров и иных судебных решений. Более того, судьи следят за конституционностью законов, применяемых при рассмотрении дела. Вместе с тем бюджет судов принимает Государственная Дума РФ.
Во-вторых, органы исполнительной власти участвуют в формировании судейского корпуса. Президент страны, не только глава государства, но и высшее должностное лицо исполнительной власти. На основании заключения квалификационной коллегии судей при согласии представительного органа субъекта Федерации и наличии представления Верховного Суда РФ назначает федеральных судей в субъектах Федерации, а также военных судей.
В связи с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ все полномочия Министерства юстиции РФ в отношении судебной системы отменены. Судебный департамент занимается теперь организационным обеспечением деятельности судов (кроме Верховного), их финансированием, материально-техническим обеспечением, ведет судебную статистику, обеспечивает работу судей и т.д. Суды и Министерство юстиции РФ связывает только институт судебных приставов, находящихся в ведении Министерства юстиции РФ.
Конституция РФ и Закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему РФ.
Юрисдикция каждого суда, под которой понимается установленное законом полномочие суда разрешать правовые дела, распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ).
Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московской областной суд, районный суд Невского региона).
Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.
Судебная система – это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между
Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sudebnaya-deyatelnost/ 1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.). «Российская газета», 1993, №237 2. Гражданский кодекс Российской Федерации 3. ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (в ред. Федерального Конституционного Закона 5 декабря 2001 г.), «Российская газета», №1- ФКЗ 4. ФЗ РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 30.12.2001 г. «Российская газета», №3132-1 5. ФЗ РФ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. // Российская газета. 1998. 6. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». «Российская газета» 7. Алексеев С.С. Возвращение к истокам от нашего убогого, лживого, бессильного права. // Независимая газета. – 6 ноября 2001 8. Баглай М.В. Правовое государство: от идеи к практике. // Коммунист. – № 6, 2006 9. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. – Юристъ, 2006. 10. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы – М.: БЕК, 2005 11. Ефремова Н.Н. Владимирова В.В. Конституция – Основной Закон государства // Национальная идея России, 2002 12. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы // Государство и право, 2003. – №11 13. Источники российского права: вопросы теории и истории / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2005. 14. Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2006 15. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблема развития и становления – СПб., Лань, 2004 16. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России – М.: Юридическая литература, 2002 17. Магомедов А.М„ Сергеев А.И., Шевцов В.И. Судоустройство в Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2003 18. Марченко М.Н. Источники права. — М., 2006 [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sudebnaya-deyatelnost/ 19. Машутина Ж.Н. Судебная защита и проблема соотношения материального и процессуального: Автореферат. – Томск. – 2005 20. Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России. // Государство и право. 2006, № 7. 21. Проблемы общей теории права и государства. / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М., 2006. 22. Судоустройство и правоохранительные органы и Российской Федерации. Учебник./Под ред. В.И.Швецова – М., Юристъ, 2004 23. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Владос, 2001. 24. Шульженко Ю.Л. Судебная система России – М.: СПАРК, 2005 25. Юридический энциклопедический словарь / Гл.ред. А.Я.Сухарев; -2-е изд., -М.: 2006 |
Примечаний нет. |