Транспортный налог

Курсовая работа

имело явно прогрессивный характер, потому как уточнило объект налогообложения и явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России.

В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является новым для налогообложения, что и определяет выбор темы курсовой работы «Транспортный налог: механизм исчисления и уплаты на примере ОАО «Шебекинский маслодельный завод»», а также круг вопросов, раскрываемых в курсовой работе.

Объектом настоящей курсовой работы является ОАО «Шебекинский маслодельный завод».

Предметом исследования выступает транспортный налог.

Целью курсовой работы является изучение понятия транспортного налога, а также раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения.

Исходя из цели, определены основные задачи данной курсовой работы:

  •  рассмотрение развития и становления транспортного налога в РФ;
  •  анализ исчисления и уплаты налога;
  •  рассмотрение порядка исчисления транспортного налога и порядок заполнения декларации по налогу;
  •  исследование судебной практики по налогу;
  •  выявление объектов и субъектов налогообложения.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных авторов, таких как: Миляков Н.В., Качур О.В., Жидкова Е.Ю., Скворцов О.В., Скворцова Н.О., Скриптиченко В.А., Уткина Т.Ф., Крыканова Л.Н., Новикова Н.М. и др.

Методологическую основу исследования составили методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, а также приемы анализа и сравнения, обобщения результатов.

При подготовке к написанию работы были изучены нормативные, законодательные акты РФ, научная литература, периодика, а также использованы возможности справочных правовых систем «Консультант – Плюс», «Гарант».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы транспортного налогообложения. Во второй главе проводится анализ механизма исчисления и уплаты транспортного налога. В третьей главе анализируются перспективы развития и пути совершенствования транспортного налога.

Глава 1. Теоретические основы транспортного налогообложения

1.1. Эволюция транспортного налога в РФ

Федеральным законом от 24.07.02 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» раздел IX «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ дополнен главой 28 «Транспортный налог»[3].

19 стр., 9262 слов

Контрольная работа: Курсовая

... "Расчеты по имущественному и личному страхованию"; 76-2 "Расчеты по претензиям"; 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам"; 76-4 "Расчеты по ... учета расчетов с дебиторами и кредиторами в настоящее время определила выбор темы дипломной работы «Учет и анализ расчетов ... ценностей 20 Основное производство 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 21 Полуфабрикаты ...

Транспортный налог относится к региональным налогам и сборам (п.п. «ж» п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»)[4].

Это свидетельствует о том, что данный налог обязателен к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом и соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

Понятие «транспортный налог» не является новым для налогового законодательства России. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»[5].

Налог взимался с предприятий. При этом транспортные средства объектом данного налога не являлись. В подпункте «б» п. 25 Указа было определено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 % от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития городского электротранспорта, пассажирского автомобильного транспорта, пригородного пассажирского и железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233).

Тем не менее, налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались.

Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был введен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали объединения, предприятия, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций) независимо от ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, форм собственности, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации уплачивали налог на пользователей автомобильных дорог в размере 0,03% годового оборота.

Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств. Данный налог, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, лица без гражданства, иностранные юридические лица и граждане, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, в размере, который непосредственно зависел от количества лошадиных сил транспортного средства.

Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» было установлено, что физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства, уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства[6].

Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, которые отличались порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.

9 стр., 4315 слов

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

... выезде из Российской Федерации и въезде (возвращении) в Российскую Федерацию порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Феде 6.1. В соответствии со ст. 15 и 17 Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может ...

С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории РФ, исключаются:

1) налог на пользователей автодорог;

2) налог с владельцев транспортных средств;

3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона № 110-ФЗ);

4) налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст. 3 Закона № 110-ФЗ).

Таким образом, если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам, то сейчас это единый налог с четко регламентированной структурой.

1.2. Экономическая сущность и элементы транспортного налога

Транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается НК Российской Федерации и вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов РФ. Транспортный налог – это постоянный и ежегодно увеличивающийся источник пополнения бюджета. Ведь в последние годы в десятки раз выросло не только количество собственников автомобилей, но также обладателей водных и воздушных видов транспорта.

Известно, что при установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы устанавливаются непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов могут предусматриваться льготы и основания для их использования плательщиком.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Закон предусматривает возможность возложения обязанностей налогоплательщиков на лиц, «купивших» автомобиль по доверенности до 30.07.2002. Имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ (опубликован в «Собрании законодательства РФ» 29.07.2002, в «Российской газете» 30.07.2002), которым введена глава 28 «Транспортный налог».

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

3 стр., 1167 слов

Налог на имущество в бюджетных орагнизациях

... имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы. При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги ... экономико-статистические и аналитические методы. Информационную и эмпирическую основу дипломной работы составили действующие федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства ...

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

не являются объектом налогообложения:

  •  весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  •  автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  •  промысловые морские и речные суда;
  •  пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  •  тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  •  транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  •  транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  •  самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  •  суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

26 стр., 12943 слов

Угон автотранспортных средств

... тем, что транспортное средство похищается, чтобы его присвоить (для продажи, разборки на запчасти и т.д.). Кражи автомобилей относятся к корыстным посягательствам, объектом которых являются отношения государственной и личной ...