Система и виды наказаний в уголовном праве России

Курсовая работа

Итак, за совершение преступления осужденному могут быть назначены одно основное и одно или несколько дополнительных наказаний. Они образуют единое совокупное наказание, в котором основное призвано выполнять главную роль, а дополнительное носит вспомогательный характер. Без основного наказания ни одна санкция и ни один обвинительный приговор с назначением наказания немыслимы. Дополнительное наказание и в санкции статьи, и в приговоре не должно быть тождественным или однородным с основным наказанием и более строгим по сравнению с ним.

2. Виды наказаний

2.1.К понятию о виде наказаний

Наказание по своему содержанию, виду и размерам должно быть способным достичь стоящих перед ним целей. В то же время как средство оно должно быть введено законодателем в четкие рамки, чтобы избежать субъективизма, вольного усмотрения при его назначении.

Видам наказания, как уже было сказано, посвящена ст. 44 УК. Вид наказания — это предусмотренная уголовным законом конкретизированная форма уголовной ответственности, которая имеет свое специфическое содержание и соответствующее наименование.

Вид наказания не следует смешивать с мерой наказания. Последняя означает наказание, назначенное судом в приговоре осуждаемому лицу, — речь идет, таким образом, о наказании конкретного вида и в конкретном размере (сроках).

Это означает, что наказание судом индивидуализировано, соотнесено с тяжестью содеянного и личностными особенностями, ему приданы судом не только качественные, но и количественные характеристики, в приговоре отражено, какого наказания и сколько «отмерено» виновному в совершении преступления лицу.

Виды наказаний законодателем введены в санкции статей Особенной части УК. Подавляющее большинство санкций статей Особенной части УК предусматривает несколько видов наказаний (например: санкция ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража) предусматривает назначение наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста, лишения свободы).

Установленная последовательность видов наказаний от менее строгого к более строгому в диспозиции настоящей статьи и в других санкциях статей Особенной части УК позволяет оценить тяжесть каждого наказания, при выборе вида наказания исходить из этой последовательности.

Такая последовательность дает возможность за совершение нетяжких преступлений назначать более мягкие виды наказаний, и наоборот — она оставляет широкие возможности и для применения строгих мер уголовной ответственности к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при рецидиве преступлений.

16 стр., 7779 слов

Освобождение от наказания и его виды

... освобождение от наказания в силу изменения уголовного закона. Таким образом, УК выделяет следующие виды освобождения от наказания: условное осуждение (ст. ст. 73, 74); условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 79); замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80); освобождение от наказания ...

В целом такой подход, так называемой «лестницы наказаний»16, позволяет осуществить принцип справедливости, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 40: «17С учетом характера и степени общественной опасности преступления и данных о личности суду надлежит обсуждать вопрос о назначении предусмотренного законом более строгого наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), тяжких и особо тяжких преступлений, при рецидиве, если эти обстоятельства не являются квалифицирующим признаком преступления и не установлены обстоятельства, которые по закону влекут смягчение наказания.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств по делу, данных о личности следует обсуждать вопрос о назначении менее строгого наказания лицу, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести и не нуждающемуся в изоляции от общества. При назначении наказания несовершеннолетним подсудимым необходимо также в каждом конкретном случае выяснять и оценивать условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на его поведение старших по возрасту лиц, уровень психического развития, иные особенности личности.

В случаях, когда санкция закона, по которому лицо признается виновным, наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора должен быть обсужден вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре»18 .

Виды наказаний, которые записаны в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, не могут быть изменены без воли законодателя. Назначение вида наказания, который не предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК, возможно только в сторону смягчения при наличии исключительных обстоятельств (см. уголовно-правовой анализ ст. 64 УК).

2.2. Наказания, оказывающие морально-психологическое воздействие на осужденного

Любое наказание оказывает морально-психологическое воздействие на осужденного. Однако вид наказания — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, — охватываемый рассматриваемым их рядом, предназначен для того, чтобы с его помощью оказывать преимущественно морально-психологическое влияние. Его особенность состоит в том, что он преследует промежуточную цель воздействовать на совесть, вызвать чувство стыда и тем самым побудить человека не совершать больше преступлений. Это наказание подрывает социальный престиж осужденного, лишает его в определенной степени душевного комфорта, чем и воздействует на его сознание.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград предусмотрено ст. 48 УК как дополнительное наказание, применяемое судом только при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления независимо от упоминания о нем в санкции статьи Особенной части УК, по которой осуждается виновный. Наказание этого вида не значится ни в одной санкции статей Особенной части, что означает применение его судом по своему усмотрению. Применяя наказание этого вида, суд вправе лишить осужденного военнослужащего или военнообязанного любого воинского звания; лицо, имеющее специальное звание (например, офицера милиции и т.п.), — любого из таких званий; лицо, имеющее классный чин (например, работника прокуратуры или юстиции), — любого классного чина; любого человека — любого почетного звания или любой государственной награды, независимо от того, кем и за что присвоено звание или присуждена награда. Назначение этого наказания имеет смысл тогда, когда возникает несовместимость порицаемого обществом статуса осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление и статуса человека, облеченного официальной функцией или отмеченного за заслуги перед обществом.

37 стр., 18135 слов

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

... до 2020 года в части совершенствования условий отбывания наказания в исправительныx учреждениях. Объектом исследования данной работы являются правоотношения складывающиеся между осужденным к лишению свободы ... процессе реализации условий отбывания наказания в российских исправитель н ы x учреждениях. Предметом исследования являются нормы международного права в сфере исполнения наказания нормы ...

Назначение рассматриваемого наказания, кроме морально-психологического эффекта, влечет за собой и некоторые имущественные и иные ограничения для осужденного; он, в частности, лишается прав и льгот, связанных с наличием у него соответствующего звания, чина или награды. Однако это правоограничение не является определяющим в содержании наказания данного вида, а потому отнесено нами к роду наказаний, оказывающих в основном морально-психологическое воздействие на осужденного.

2.3.. Наказания, ограничивающие право собственности осужденного

Виды наказания, относящиеся к этому роду, иногда называют имущественными, так как их применение ухудшает имущественное положение осужденного, ограничивает его право собственности на какую-то часть принадлежащего ему имущества.

Превентивное действие этих видов наказания направлено на преодоление в первую очередь корыстных устремлений осужденного и других людей, в связи с чем наиболее целесообразно применение их в случаях осуждения за совершение корыстных преступлений. Действие имущественных наказаний одномоментное, главным образом устрашающее: они не имеют задачей возмещение причиненного преступлением материального ущерба или иного вреда. Взысканные при исполнении этих наказаний суммы полностью поступают в доход государства. В качестве дополнительного наказания они могут быть назначены в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано данное преступление.

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, установленных уголовным законом.

Пределы сумм штрафа установлены в ст. 46 УК. Штраф может быть применен в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Он предусматривается за совершение как корыстных, так и иных преступлений.19 Такое решение не вызывает возражений: штраф представляет собой вполне адекватное наказание и за некорыстные преступления сравнительно невысокой опасности. Система санкций Особенной части УК, включающих штраф как основное наказание, вполне обеспечивает достаточно широкое его применение в судебной практике.

В качестве дополнительного наказания штраф может быть назначен только тогда, когда он упоминается в санкции статьи Особенной части УК, по которой данное преступление квалифицировано именно как дополнительное наказание (ч. 4 ст. 46 УК).

Конфискация имущества присутствовало в качестве дополнительного в российском уголовном законодательстве вплоть до конца 2003 г., когда он был исключен из УК 1996 г. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»20. Как вид наказания, в период ее существования в УК, конфискация имущества представляла собой принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, находящегося в собственности осужденного.

14 стр., 6551 слов

Система и виды наказаний в Российском уголовном процессе

... и интересы осужденного: жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, свободу, имущество, честь и достоинство. Эти наказания стали далекими предшественниками всех последующих сочетаний основных и дополнительных видов наказаний. Назначение нескольких наказаний за совершение ...

Различают общую конфискацию имущества, признававшуюся до недавнего времени видом наказания, и специальную конфискацию, имеющую в представлении законодателя иную юридическую природу.

Общая конфискация имущества представляла собой одно из наиболее тяжких наказаний вообще и самое тяжкое из всех дополнительных, в число которых она входила.

Под специальной конфискацией подразумевается изъятие в собственность государства: 1) орудий и средств совершения преступления, 2) предметов, изъятых из гражданского оборота, и 3) имущества, приобретенного преступным путем, если оно не подлежит возврату или не может быть возвращено собственнику, утратившему его вследствие преступления.21

Как представляется, конфискация в судебном порядке некоторых предметов (например, огнестрельного оружия в случае небрежного его хранения, повлекшего указанные в ст. 224 УК РФ последствия) — мера уголовно-правовая, а не процессуальная по своей природе, содержанию и целевому назначению. Так, изъятие таких предметов: 1) применяется в случае совершения преступления; 2) выступает в качестве меры государственного принуждения; 3) содержит элементы порицания; 4) влечет лишение собственника определенных (и порой весьма ценных) благ; 5) является логическим следствием совершенного преступления; 6) преследует цели, поставленные законом перед уголовным наказанием. Действительно, специальная конфискация влечет окончательное и бесповоротное лишение лица возможности владеть, пользоваться и распоряжаться частью своего имущества (автомашиной, плавучими средствами и т.д.), серьезно ограничивая права и имущественные интересы данного лица. Целевое назначение таких мер — не допустить использования предмета вновь в антиобщественных целях, предупредить новое преступление, воздействовать на сознание лица с тем, чтобы убедить его в «невыгодности» занятия преступной деятельностью.

В этом качестве конфискация отдельных предметов сближается с общей конфискаций, но заметно от последней отличается: общая конфискация предполагает изъятие определенной массы имущества; изымаемые при ней предметы выступают чем-то внешним относительно преступления, его содержания, а при специальной конфискации изымаемые предметы несут на себе «печать» содеянного, относятся к элементам содержания последнего.

Вот почему, думается, специальной конфискации должен быть придан статус самостоятельного вида наказания (дополнительного, а возможно — и основного).

Действие штрафа направлено на преодоление корыстных устремлений осужденного и других людей, в связи с чем наиболее целесообразно в первую очередь применять его за совершение корыстных преступлений. Штраф есть денежное взыскание, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных законом. Специальная конфискация есть изъятие орудий и средств совершения преступления, предметов, изъятых из гражданского оборота и приобретенных незаконным путем, и наказанием в настоящее время не является, хотя и заслуживает в этом плане внимания законодателя.

2.4. Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного

12 стр., 5699 слов

Органы юстиции Российской Федерации

... деятельности органов и учреждений исполнения наказания. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе РФ, органы юстиции в субъектах Федерации, ... для судов, органов, учреждений и организаций юстиции; обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы; организует работу по ...

Эта группа наказаний включает в себя четыре вида22. Содержание всех четырех составляют частичные ограничения трудовых прав осужденного. Эти наказания (в разной форме и степени) ограничивают зафиксированное в ст. 30 Конституции РФ право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на выбор по своему усмотрению рода деятельности и профессии, право на вознаграждение за труд. В связи с этими правоограничениями осужденный может утратить привычную для него работу или часть заработка, или возможность полноценного отдыха в свободное от работы время, или возможность продвижения по службе. Для людей, зарабатывающих себе на жизнь собственным трудом, это серьезные лишения. Тем не менее существование наказаний этого рода следует считать оправданным, поскольку их применение:

  • в одних случаях — отлучает человека от должности или деятельности, в связи с занятием которыми он совершил преступление;
  • в других — служит альтернативой наказанию в виде лишения свободы, особенно краткосрочному;
  • часто обусловливает известное воспитательное воздействие трудом на осужденного, чем способствует его ресоциализации. Ограничивая трудовую правоспособность осужденного, эти наказания не лишают его права на труд.

Все четыре вида наказания этого рода назначаются на определенный срок. Все они применяются только как основные, за исключением лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое может применяться и как дополнительное.

Применение наказаний указанных видов ухудшает и имущественное положение осужденного, так как приводит к уменьшению его заработка или возможности зарабатывать дополнительно. Однако это происходит не вследствие непосредственного воздействия на право собственности осужденного, а через воздействие наказания на трудовое правоотношение. Поэтому наказания этих видов отнесены к роду наказаний, ограничивающих трудовую правоспособность осужденного, а не к числу имущественных наказаний (по основному правоограничению).

Под лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью понимается запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).

Рассматриваемое наказание состоит, таким образом, из двух разновидностей: 1) запрета занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах; 2) запрета заниматься профессиональной или иной деятельностью. При применении к несовершеннолетним преступникам используется только вторая разновидность наказания — лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).

Запрещение занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах предполагает точное указание в приговоре, о каких именно должностях идет речь.

11 стр., 5173 слов

Особенности прохождения правоохранительной службы в Российской Федерации

... Прокурорская Кандидату на должность прокурора или следователя прокуратуры следует разъяснить, что, будучи государственными служащими государственной службы Российской Федерации, прокурорские работники не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, ...

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»23 под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ; 2) государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Функции государственной службы реализуют государственные служащие. Ими признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» профессиональная деятельность граждан может осуществляться на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2).

Вместе с тем должности в системе муниципальной службы запрещено занимать лицам в возрасте старше 65 лет (ст. 13)24.

Таким образом, запрещение занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.

Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо связанной с государственной или муниципальной службой.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может использоваться в качестве основного или дополнительного наказания. Если оно применяется как основное наказание, то его продолжительность составляет от одного года до 5 лет, а при использовании в качестве дополнительного — от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 47 УК).

Особенностью рассматриваемого наказания является то, что оно может назначаться как дополнительное и в тех случаях, когда не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).

В качестве основного или дополнительного это наказание применяется за такие преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности. Цель — лишить осужденного возможности заниматься деятельностью, которая в той либо иной мере способствовала совершению им преступного деяния.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью касается конкретных должностей и конкретных видов деятельности. Следовательно, осужденные могут продолжать работать в той же организации, в той же сфере, где трудились ранее, не занимая при этом указанных в приговоре должностей и не занимаясь запрещенными им видами деятельности.

Обязательные работы — вид наказания, относительно новый для российского уголовного законодательства. Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК).

3 стр., 1090 слов

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России

... сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и Томской области. Задачи курсовой работы это разобрать и проанализировать систему государственной поддержки на территории РФ и Томской области. 1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

В УК предусмотрено, что обязательные работы не могут назначаться некоторой категории лиц. 25

Исправительные работы. В отличие от обязательных работ исправительные работы известны уголовному законодательству советского периода с самого начала его существования. Основное правоограничение в них — удержание из всех видов заработка ежемесячно определенной части, которую указывает суд в приговоре и которая не может выходить за установленные законом пределы. Преимущество исправительных работ состоит в том, что в данном случае осужденный не утрачивает полезных социальных связей и в то же время испытывает предупредительное воздействие наказания, находится под наблюдением органа, ведающего применением исправительных работ, — уголовно-исполнительной инспекции.

«Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/vidyi-ugolovnyih-nakazaniy/

1.»»Конституция Российской Федерации»» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //»»Российская газета»», N 7, 21.01.2009

2.Российская Федерация. «»Уголовный кодекс Российской Федерации»» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 10.05.2007) //»»Парламентская газета»», N 241-242, 22.12.2001,

3.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «»О государственной гражданской службе Российской Федерации»»/СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

4.Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «»О муниципальной службе в Российской Федерации»» /СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

5.Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ (ред. от 27.07.2009) «»О внесенииизменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)// «»Российская газета»», N 252, 16.12.2003.

6.Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. «»О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»»// БВС РФ. 2007. N 4. С. 7.

7.Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. Минск, 1976, с. 345

8.Багрий-Шахматов Л.В., Гуськов В.И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. Воронеж, 1971, с.248

9.Галиакбаров Р.Р. Система и виды наказаний. Горький, 1986, с.345;

10.Дополнительные наказания: теория и практика / В.К. Дуюнов, А.Л. Цветинович. Фрунзе: Илим, 1986. С. 390

11.Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности: Сборник статей. Издательский дом «»Буквовед»», 2008, с.309

12.Курганов С.И. «»Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты»»/»»Велби»», «»Проспект»», 2008, с. 445

15 стр., 7037 слов

Понятие, цели и виды уголовного наказания в Российской Федерации

... центральных институтов в российском уголовном праве – наказанию. Объектом исследования является – общественные правоотношения, возникающие в сфере наказания в уголовном праве. Предметом исследования являются институты уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регламентирующие вопросы наказания. Цель данной работы ...

13.Морщакова Т.Г. Наказание должно быть адекватным // ЭЖ-Юрист. 2003. N 48.

14.Ничуговская О.Н. Проблемные вопросы построения системы наказаний в современном уголовном законодательстве Российской Федерации //»»Право и политика»», 2007, N 10

15.Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении уголовно-правовой политики в Российской Федерации (доклад Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации)// «»Адвокатская практика»», 2009, N 3)

16.Петрашев В.Н. Гуманизация системы наказаний в уголовном праве . Ростов-на-Дону, 1988. С. 319.

17.»»Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации»»(под ред. Н.А. Громова) / «»ГроссМедиа»», 2007, с.528

18.Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Серия. Юридическое наследие. XX век: Курс лекций. Часть общая. Т. 1. Переизд. с ориг. СПб., 1902. Тула: Автограф, 2001. С. 470.

19.Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 2. М., 1994. С. 501.

20.Толкаченко А.А. Новое в законодательстве об уголовных наказаниях // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 6.