Таким образом, в соответствии с НК РФ под недоимкой понимается задолженность плательщиков перед бюджетной системой только по суммам начисленных, но своевременно неуплаченных налогов и сборов. Понятие «налоговая задолженность» шире и включает в себя не только недоимку, но также пени за просрочку налоговых платежей и штрафы за нарушение налогового законодательства.
Взыскание недоимки и пени носит компенсационный (правовосстановительный) характер и осуществляется налоговыми органами в бесспорном порядке, в то время как налоговая санкция — штраф — носит карательный характер и потому взыскивается в судебном порядке.
Все методы и инструменты регулирования налоговой задолженности можно разделить на три основные группы — добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные и принудительные.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика. Инспекция ФНС № 2 по г. Курску находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Курской области Российской Федерации и подконтрольна ФНС России и Управлению. Инспекция ФНС № 2 по г. Курску является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Как видно из анализа по НДС, акцизам, налогу на прибыль, и прочим налогам суммы фактических поступлений выше, чем плановые показатели. Особенно велико превышение прочих налогов от запланированной суммы — на 3006,0 млн.руб.. или в 15,25 раз. Фактическое поступление прочих налогов за 9 месяцев 2007 г. составило 3217,0 млн.руб.
Активизация в 2008 году контрольной работы налоговых органов Инспекции ФНС № 2 по г. Курску обеспечила значительный рост доначисленных сумм по результатам проверок. Так, по данным формы отчета № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» в 2008 году было начислено только по выездным проверкам 21,8 млн. рублей. Указанные обстоятельства привели к существенному изменению структуры задолженности по источникам ее формирования. Так, 66,2% роста недоимки в 2008 году обусловлено доначислениями по актам камеральных и выездных налоговых проверок, и только 33,8% приходится на несвоевременную уплату организациями и индивидуальными предпринимателями текущих платежей
Место и роль налогового права
... отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации и они включаются во вторую (особенную) часть Налогового кодекса РФ. Общая и особенная части налогового права, являясь частями системы налогового права, в свою ...
Исследования показывают, что большинство должников в г. Курске являются отсутствующими. Установлено, что в г. Курске в среднем в день регистрируются около 2-5 организаций. «Возникают» и «исчезают» в таком количестве в основном «фирмы-однодневки».
Для предотвращения возникновения «фирм-однодневок» налоговым органам следует проверять подлинность нотариального удостоверения представленных документов. Так, в IV квартале 2008 года было выявлено около двадцати поддельных подписей нотариусов.
В целях совершенствования работы налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами, а также для реализации единообразного подхода по применению мер принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков — физических лиц, разработана и внедрена методика, поставленная в основу «Регламента работы Инспекции ФНС № 2 по г. Курску по вводу в базу данных «Расчеты с бюджетом» данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами по физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и по применению мер принудительного взыскания недоимки с налогоплательщиков — физических лиц».
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/vzyiskanie-nedoimok-po-nalogam-i-sboram/
1. Арутюнов А.А. «Роль налогового администрирования в формировании благоприятной финансовой среды» / Международный сельскохозяйственный журнал 2006 № 4.
2. Арутюнов А.А. Совершенствование налогового администрирования процедур банкротства и ликвидации организаций / 2006 №6.
3. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование: учебник для вузов / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский — СПб.: Питер, 2009. — 293 с.
4. Дегтярев В.А. Принципы налогового планирования деятельности индивидуальных предпринимателей. — М. ИНФРА, 2008. С.264.
5. Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — СПб: Питер, 2008. — 256с.
6. Журавлева Т.А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит. — 2004. — №1.-С.59-62.
7. Ильичева, М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах / М.Ю. Ильичева. — М.: Проспект, 2008. — 256с.
8. Кириченко Т.В., Арутюнов А.А. Методические аспекты налогового администрирования обеспечения своевременности поступления налоговых платежей: Научное издание. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. — 64 с.
9. Кириченко Т.В., Арутюнов А.А. Теоретические, эмпирические и правовые основы налогового администрирования.: Монография. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. — 96 с.
10. Липатова И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы // Финансы. — 2003. — №7. — С.28.
11. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для вузов / Л.Н. Лыкова — М.: БЭК, 2005. — 384с.
12. Маркалова, Н.Г. Правовое обеспечение российской экономики: учебник для вузов / Н.Г. Маркалова — М.: БЭК, 2007. — 656с.
13. Моросин А.П. Взыскание налоговой задолженности/ А.П.Моросин. — М.: ИНФРА, 2008.- 567 с.
14. Налоги и налогообложение. 7-е изд. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской — СПб.: Питер, 2009.-589 с.
15. Налоговый Кодекс РФ. — РПС «Гарант» на 12.06.09
16. Орлова, Е.В. Налоги на корпоративный стиль / Е.В. Орлова. — М.: НалогИнформ, 2005. — 262с.
17. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации, 2-е изд. / В.Г. Пансков — М.: МЦФЭР, 2007. — 572 с.
18. Петрова, Г.В. Общая теория налогового права / Г.В. Петрова.- М: ФБК-ПРЕСС, 2005. — 220с.
19. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. — СПБ: Питер, 2007.
20. Рагозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях. Учебное пособие для руководителя и бухгалтера / Б.А. Рагозин. — М.: Налоги и налоговое планирование, 2007. — 203с.
21. Разгулин, С.В. Порядок исчисления и уплаты организациями единого социального налога: учебник для вузов / С.В. Разгулин, В.П. Роик. — СПб.: Питер, 2005. — 498 с.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 8-е изд., испр. — М.: «Новое знание», 2007. — 504 с.
23. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2007.-296 с.
24. Тихонов, Д. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д. Тихонов, Л. Липник. — М.: Альпина, 2004. — 250с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А1 — Выполнение бюджетных назначений за 9 месяцев 2007 года по Инспекция ФНС № 2 по г. Курску
Наименование налогов |
Отклонение |
||||
Бюдж.назнач млн.руб. |
Факт.выполн млн.руб. |
Абсол.отклон. млн.руб. |
Темп роста в % |
||
ВСЕГО, в том числе |
186 576,0 |
205 143,0 |
18 567,0 |
109,9 |
|
1. НДС |
70 250,0 |
80 397,0 |
10 147,0 |
114,4 |
|
2. Акцизы |
110 000,0 |
114 283,0 |
4 283,0 |
103,9 |
|
3. Налог на прибыль |
5 254,0 |
6 944,0 |
1 690,0 |
132,7 |
|
4. Ресурсные платежи |
861,0 |
302,0 |
— 559,0 |
— 35,1 |
|
5. Прочие налоги |
211,0 |
3 217,0 |
3 006,0 |
1 524,6 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ РАБОТУ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Наименование показателя |
Значение |
|
Показатели налоговых платежей |
||
1. Поступления налогов за анализируемый период (2006-2008гг.): — в целом по налоговому органу |
2006 — 304333 млн.р 2007 — 321556 млн.р 2008 — 381009 млн.р |
|
2. Структура задолженности за анализируемый период (2006-2008гг.): — в целом по налоговому органу |
2006 — 98067 млн.р 2007 — 104576 млн.р 2008 — 102356 млн.р |
|
3. Структура отсроченных платежей за анализируемый период (2006-2008гг.): — в целом по налоговому органу |
2006 — 6907 млн.р 2007 — 9976 млн.р 2008 — 8865 млн.р |
|
4. Основания изменения сроков уплаты налогов (рассрочка, отсрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит) |
||
Показатели налогового контроля |
||
5.Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе |
12346 налогоплательщиков |
|
6. Структура налоговых проверок, проводимых за анализируемый период (2006-2008гг.): — всего; — по видам налогов |
||
(обязательное)
Наименование показателя |
Значение |
|
7. Обобщающий показатель эффективности контрольной работы налоговых органов |
2006 — 4,7% 2007 — 9,08% 2008 — 17,9% |
|
Эффективность организации контрольной работы |
||
8. Коэффициент сокрытия (занижения) налогов (значение данного показателя можно характеризовать как усилия налоговых органов по выявлению заниженных (неучтенных) объектов налогообложения) |
2006 — 3,6% 2007 — 5,7% 2008 — 9,96% |
|
9. Коэффициент начисления пеней (данный показатель характеризует, насколько своевременно налогоплательщики перечисляют обязательные платежи в бюджет) |
2006 — 2,15% 2007 — 3,9% 2008 — 11,8% |
|
10. Коэффициент применения санкций за нарушение налогового законодательства (значение данного показателя характеризует степень (уровень) привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства) |
2006 — 18,97% 2007 — 22,9% 2008 — 26,4% |
|