Государственный строй Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой государство, хотя и состоит из историко-географических областей: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Политическая конструкция страны — это типичный пример парламентской (конституционной) монархии. Это обозначает, что формально главой государства является король (или королева), который (или которая) вместе с Палатой лордов и Палатой общин образует высший законодательный орган страны — Парламент.

Будучи парламентской монархией, Великобритания формально управляется монархом. Фактически же страной управляет правительство, а точнее Премьер-министр, в подчинении которого находится и Парламент.

Правительство Великобритании имеет пестрый состав; во главе его находится Премьер-министр, формально назначаемый монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в Палате общин. Премьер-министр располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лист в государстве. В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому отношения.

Законодательная власть согласно британской конституции принадлежит Парламенту, состоящему из монарха, Палаты лордов и Палаты общин.

Монархия — наиболее древний политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти.

Объект исследования — взаимодействие ветвей власти в современном обществе., Предмет исследования — форма государственного правления в Великобритании., Цель — исследовать и изучить ветви власти в Великобритании., Задачи — ознакомиться с формой правления в Великобритании;

  • указать функции различных ветвей власти.

В данной работе используется научно-поисковый метод исследования. Представленная курсовая работа состоит из введения, основной части, в которой нами были рассмотрены пути взаимодействия видов власти, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения. Актуальность выбранной нами темы можно объяснить тем, что: в современном мире появилась возможность наблюдать за внешней и внутренней политикой зарубежных стран в частности Великобритания; появляется реальная возможность побывать в резиденции монарха; соприсутствовать на заседании парламента.

7 стр., 3390 слов

Конституция Великобритании

... существования в Великобритании конституционной юстиции. Из характера Конституции вытекает и то, что труды ученых-юристов признаются в качестве ... парламент (точнее, его нижняя палата — Палата общин), и дворянством, интересы которого выражал монарх. Позднее ... у власти. Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной ...

1. Системы законодательства Великобритании

1.1 Законодательная власть

Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, но по точку смыслу британской конституции Парламент — триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), Палаты лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и Палаты общин (исторически — палату простолюдинов).

Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами и санкционирован монархом. Чаще под Парламентом понимают лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижнюю палату, которая реально осуществляет законодательные функции. На практике Палата лордов возражения против законопроектов, принятых Палатой общин, в последние десятилетия выдвигает очень редко. Ее вето может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, правда, на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. Монарх подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето.

Палата общин состоит из 659 членов1 . Она избирается по одномандатным избирательным округом по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет. Часто бывает роспуск и досрочные выборы, поскольку правящая партия власти таким путем стремится увеличить численность своих депутатов. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами Парламента) обладают ограниченным иммунитетом, причем, только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Депутат может быть лишен полномочий решением палаты. Он имеет ограниченный индемнитет: он не распространяется на клевету, мятежные речи, оскорбления монарха, Парламента, лиц, выполняющих властные функции и другие. Наказанием может быть лишен слова, приостановление депутатского мандата. Депутаты имеют трех оплачиваемых государством помощников. Они активно работают в своих избирательных округах, так как их переизбрание, в конечном счете, зависит от избирателей, даже если руководство партии вновь выдвинет их кандидатуры. По выходным дням, а то и дважды в неделю они посещают свои избирательные округа, ведут прием, организуют встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту. Местные партийные организации оказывают помощь депутатам своей партии.

Руководит заседаниями палаты и ее обслуживания персоналом спикер2 , имеющий трех заместителей, которые в частности руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии, так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. У спикера Палаты общин, как и в других странах англосаксонского права, большие полномочия. Он предоставляет слово для выступлений, отклоняет без голосования некоторые предложения по ведению заседания, лишает слова, назначает председателей постоянных комитетов, передает им законопроекты. В палате есть пристав, отвечающий за безопасность, клерк с его двумя помощниками. В каждой партийной фракции есть кнуты. Помимо поддержания дисциплины они информируют фракцию о позиции правительства по тем или иным вопросам и организуют дебаты, участвуют в формировании повестки дня.

14 стр., 6722 слов

Парламент Великобритании

... его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие -- в неписаных нормах конституции, конституционных ... В Великобритании порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством. Активное избирательное право. Палата общин ... после издания прокламации о созыве нового парламента. Практически кандидаты выдвигаются политическими партиями. Отбор ...

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного по делам администрации. Он назначается правительством до достижения 65-летнего возраста и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти. Палата общин заседает ежедневно (кроме субботы и воскресения).

Второй составной частью Парламента является Палата лордов. Палата лордов формируется на антидемократической, невыборной основе. Формальное членство в Палату лордов связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом Палаты лордов. В палату лордов входит около 900 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов и епископов, имени которых вписаны в так называемую «золотую книгу»3 английского дворянства. Это пэры парламента.

Основную группу Палаты лордов переходит по наследству. До 1963 года титул считался неотчуждаемым. От него нельзя было отказаться, его нельзя было уступить, и он не мог быть отменен короной. В 1963 году был принят закон о пэрстве, дающий право на потомственным пэром пожизненно слагать с себя титул. Этот закон не затрагивает наследников, и они сохраняют право на титул после смерти лица, отказавшего от него. Закон не изменил наследственного характера Палаты лордов. Он лишь расширил права пэров, дав им возможность выставлять кандидатуру в Палату общин после отказа от титула.

Вторую группу составляют духовные лорды. Это 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами Палаты лордов с пребыванием их в соответствующие должности.

Третья группа пэров парламента — пожизненные члены Палаты лордов. До 1876 года Палаты лордов отрицала право быть членами Палаты лордов за темы, которым пэрство предоставлялось пожизненно. В 1876 году из этого правила были установлены некоторые исключения. В палату лордов была включена небольшая группа лордов-юристов, так называемых ординарных лордов по апелляции, которые назначались для оказания палате помощи при решении судебных дел.

1.2 Исполнительная власть

Теоретически монарх в Великобритании считается источником значительной доли государственной власти, он — глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Страной руководит «правительство его (ее) Величества», точнее, его узкая часть — кабинет министров , в котором главную роль играет Кабинет Министров.

3 стр., 1073 слов

Конституционное право Великобритании

... парламент (палата общин и палата лордов). Форма государственного устройства - унитарное государство, форма правления - парламентская монархия. 2. «Конституция» Великобритании: понятие, состав и особенности В Великобритании отсутствует единый писаный кодифицированный конституционный акт, регулирующий ...

Глава государства Великобритании занимает свой пост не путем выборов как в США, а по наследству. Применяется кастильская система наследования: трон покойного короля из династии Винздоров переходит к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери. Монарх вправе отречься от престола в пользу ближайшего родственника.

Монарх в Великобритании — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан.

Юридически Британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Это исключительные права, установленные традицией, конституционными обычаями , иногда закрепленные судебным прецедентом и не зависящие от воли Парламента — они определяются не законами.

К полномочиям монарха в области взаимоотношений с Правительством относится назначение Премьер-министра. Фактически им становится лидер партии, победивший на выборах в Палату общин, ибо правительству нужно получить вотум доверия — голоса большинства членов палаты для его утверждения. Поэтому на деле монарх лишь оформляет волю партийного большинства в Парламенте.

Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями. Он является главнокомандующим вооруженными силами, назначает высших военачальников, присваивает воинское звание и сам имеет воинское звание.

У монарха есть прерогативы личного характера: королевские регалии (корона, трон, мантия, держава, скипетр, титул, необходимое обращение к монарху «Ваше Величество»), королевский двор, состоящий из лиц обслуживающих короля и членов его семьи, цивильный лист — ежегодно вотируемые Парламентом деньги на личные нужды монарха и содержание его двора.

Из сказанного следует, что, хотя юридически монарх обладает обширными полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществляться не могут. Это «спящие прерогативы»4 . Все акты, исходящие от монарха, подлежат контрасигнации Премьер-министра: без его согласия акт монарха не действителен.

При монархе существует Тайный Совет, состоящий из членов королевской семьи, епископов министров. Совет собирается в торжественных случаях , а от имен совета монарх издает «приказы в Совете»5 . Этими приказами оформляются решения кабинета.

Государственному строю Великобритании хорошо известен термин «правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле именно последний во главе с Премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав, обычно это 75-80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей, младших министров, секретарей.