Правовые основы формирования, компетенции и организации деятельности законодательных органов субъектов РФ являются актуальной, но недостаточно исследованной темой. Роль и функции законодательных органов субъектов РФ определены в Конституции РФ и в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Указанный федеральный закон действует уже на протяжении одиннадцати лет и, казалось бы, достаточно полно регулирует вопросы деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Но практика его применения показала, что он нуждается в определенной корректировке. Прежде всего, в корректировке нуждаются те положения, которые определяют компетенцию законодательного органа власти субъекта РФ, поскольку именно объемом закрепленных полномочий характеризуется статус органа государственной власти.
Законодательные органы в субъектах РФ осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждают бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и, особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью, законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, и процедуры рассмотрения вопросов.
В некоторых регионах периодически возникают конфронтационные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену политической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в обычной обстановке роль этих органов кажется менее заметной, поскольку самые принципиальные вопросы государственной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть.
Однако, это не ослабляет фундаментального значения законодательной (представительной) власти для демократической организации регионов страны и, конечно же, государства в целом. Ведь повышение качества принимаемых законов, совершенствование системы принятия и реализации государственно-политических решений и, в конечном счете, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются важнейшим направлением в развитии всех субъектов государства. Это, несомненно, одна из актуальных и важных целей совершенствования правовой системы нашего государства, к достижению которой мы стремимся. Именно поэтому, для более полного и детального рассмотрения вышеизложенного я выбрал тему своей дипломной работы: «Законодательное собрание Санкт-Петербурга: порядок формирования, состав, структура».
Исполнительная власть в системе государственного управления
... и в узком смысле государственным управлением, то есть исполнительно-распорядительной деятельностью, занимаются не только органы исполнительной власти, но и некоторые другие властные субъекты административного права. Следовательно, соотношение государственного управления и исполнительной власти нельзя признать простым ...
Целью данной дипломной работы, является изучение представительного (законодательного) органа власти Санкт-Петербурга.
Объектом исследования являются правовые основы формирования, компетенции и организации деятельности Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Предмет исследования, это общие принципы организации Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Задачи дипломного исследования:
В интересах объективного контроля реализации принятых законов, всестороннего изучения и учета правоприменительной практики, четкого регулирования уставов (конституций) субъектов федерации, необходимо обобщить, распространить и поддержать накопленный в Санкт-Петербурге опыт.
1. Показать положительную тенденцию изменения законодательства Санкт-Петербурга в сторону улучшения качества.
2. Объединить полученный опыт субъектов РФ и Санкт-Петербурга для устранения препятствий и противоречий между конституциями (уставами) в субъектах федерации и федеральным законодательством.
Все вышеизложенные факты показывают научную новизну исследования моей дипломной работы.
1. Правовой статус органа законодательной (представительной) власти субъектов федерации
1.1 Понятие правового статуса органов законодательной власти субъектов Российской Федерации
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 77 Конституции РФ формулирует основные положения об органах государственной власти субъектов Федерации. Эти органы осуществляют на данном уровне государственную власть и непосредственно образуются всеми республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами (ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации).
Органы законодательной (представительной) власти в субъекте Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В том числе это осуществляется путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Особенностью России как федеративного государства является двухуровневая парламентская система, поскольку помимо федерального парламента в субъектах Федерации действуют свои парламенты. Их статус, функции и организация деятельности в основных чертах схожи с соответствующими элементами статуса Федерального Собрания Российской Федерации и закреплены в конституциях республик и уставах краёв, областей, автономной области, автономных округов и приравненных к ним городов федерального значения. В субъектах приняты специальные законы о законодательных (представительных) органах государственной власти.
Субъекты законодательной инициативы
... и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. В Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных ... государство" и "общество&qu Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительской функцией сейчас понимается деятельность ...
Правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти имеет свою специфику, обусловленную их местом в системе разделения властей. Только они являются органами, непосредственно представляющими население, и только они вправе заниматься правотворчеством по основным сферам жизни общества — издавать законы.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
22 сентября 1999 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Следует отметить, прежде всего, содержимое главы II настоящего Закона, определяющей общие принципы организации законодательных органов субъекта федерации. Среди особенностей можно указать весьма детальное определение круга полномочий, принимаемых актов и наличие широкого круга различных гарантий демократического устройства и независимости законодательных органов (например, определённый срок полномочий депутата, финансовая независимость, принятие собственного регламента и т.д.).
Списки полномочий (ст. 5 Закона) являются открытыми. При этом на первое место ставится принятие конституции (устава) и поправок к ней (к нему), а также осуществление законодательного регулирования в пределах компетенции субъекта федерации.
Законодательные органы занимают своё место в системе сдержек и противовесов, правомерно ограничивая исполнительную (и в известной мере судебную) власть. Относительно исполнительной власти это особенно важно, потому как она непосредственно применяет законы (которые нередко сама пишет и представляет как законопроекты в парламент), непосредственно влияет на жизнь в обществе; для неё характерны наибольшая степень непосредственного применения власти к народу и значительный объём этой власти; исполнительная власть является самой закрытой от постороннего взора. Потому ограничивающая роль парламента так важна, при том, что суды осуществляют свой контроль только по требованию заинтересованной стороны, каковое есть далеко не всегда. В нашей стране усиление исполнительной ветви власти произошло исторически. Как верно замечено, ныне в Российской Федерации ведущая роль принадлежит власти исполнительной, и от представительной ветви вряд ли следует ожидать каких-либо радикальных корректур. Именно в этой связи следует ожидать изменения сложившегося баланса со стороны законодательных органов именно субъектов федерации.
Правовой статус законодательных органов субъектов федерации имеет своей основой, прежде всего, установленный Конституцией РФ статус самих субъектов федерации. Среди норм, так или иначе очерчивающих полномочия субъектов федерации, в том числе касающихся их государственного устройства, соотношения полномочий Федерации и ее субъектов, можно отметить ряд положений основ конституционного строя (ст. ст. 3, 4, 5, 10, 11, 15), нормы главы 3 «Федеральное устройство» (особенно ст. ст. 71 — 73, 76 и 77), ряд иных статей (ст. ст. 77, 78, 118, 129 и др).
Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации
все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов Российской Федерации в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают этнические начала ...
Особенно интересны предметы ведения субъектов федерации. Известно, что ряд государственных полномочий находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Это -…