Основные принципы противодействия коррупции

Бакалаврская работа
Содержание скрыть

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и кровоточащих является проблема коррупции. Обретя новое качество в контексте глобализации, которое выражается, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция представляет собой серьезнейшее противоречие глобализации, один из вызовов мировому развитию.

Международные оценки показывают, что уровень коррупции в России остается достаточно высоким. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует поступательному развитию рыночной экономики, созданию и функционированию демократических институтов в стране и, как следствие, снижение доверия граждан и международной общественности к государственной власти, разочарование в демократических преобразованиях. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в публичной, но и в негосударственной сфере.

Для Российской Федерации вопрос разработки и реализации эффективной антикоррупционной стратегии, которая включает, помимо средств уголовного преследования, ряд мер по предупреждению коррупции, остается особенно острой проблемой. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. 273 ФЗ «О борьбе с коррупцией».

Как показывает практика, регулировать борьбу с коррупцией и управлять ею только через антикоррупционный закон не удастся. Учитывая многообразие коррупционных правонарушений, причин и условий, способствующих ее совершению антикоррупционная программа должна включать весь комплекс законодательный актов, охватывающих различные сферы ее проявления, а проводимые мероприятия должны быть системными, непрерывными, реальными для исполнения и недорогостоящими.

Эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества на сегодняшний день оставляет желать лучшего, так как система мер является недостаточно совершенной, сложной и дорогостоящей в реализации, неадекватной масштабам этого явления и потребностям общества.

Для продолжения процесса борьбы с коррупцией необходимо разработать и внедрить целый ряд различных и последовательных административных, правовых и организационных мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции с учетом специфики сфер коррупции. Принимаемые меры должны быть научно обоснованными, с учетом как внутренней практики, так и опыта зарубежных государств в борьбе с коррупцией.

11 стр., 5348 слов

Коррупция в сфере государственных и муниципальных заказов

... целей Закона N 94-ФЗ является предотвращение коррупции. коррупция государственный муниципальный заказ Целесообразно указать, что предотвращение коррупции в сфере размещения заказов достигается реализацией отдельных положений, предусмотренных в нормах данного Закона, а также принятых в соответствии ...

Значительная распространенность коррупции, негативные последствия, к которым она приводит, недостижение целей минимизации коррупционных проявлений на современном этапе свидетельствуют об актуальности исследования проблем противодействия коррупции и их научного обоснования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере противодействии коррупции.

Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие вопросы противодействия коррупции и практика их реализации.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ проблем противодействия коррупции и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач :

. дать краткий исторический очерк исследованиям коррупции и борьбы с ней;

2.сформулировать понятие коррупции как социального и правового явления, определить ее причины и последствия;

3.проанализировать коррупцию как глобальную проблему современности;

.обосновать принципы противодействия коррупции, а так же раскрыть понятие антикоррупционной политики в Российской Федерации;

.проанализировать нормативные документы в сфере борьбы с коррупцией;

.раскрыть проблему противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

Основные аспекты противодействия коррупции были освещены в работах российских и зарубежных авторов по философии, социологии, уголовному, международному праву, криминологии: Г.Дж. Бермана, Б.В. Волженкина, Т.В. Варчук, Г.Н. Гершенкова, А.В. Гыскэ, А.И. Долговой, А.И. Демидова, С.М. Иншакова, А.В. Куракина, И.И. Лукашука, В.В. Лунеева, А.В. Малько, В.Д. Малкова, А.В. Полякова, И.М. Сичинавы, В.В. Толкачева, Е.А. Чичнева, В.А. Широкова, И. Юргенса и других.

Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания. На его основе также использовались частнонаучные методы, в частности, формально-логическая, системно-структурная, историко-правовая, структурно-функциональная, сравнительная юриспруденция.

Глава I. Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины

1.1 Исторический экскурс в понятие «коррупция»

Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Возникновение этого явления неизбежно связано с классовой организацией общества, формированием государства и права, что привело к возникновению группы людей, выполняющих властные функции. …Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет определенного предела.

50 стр., 24657 слов

Актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России

... ее противодействии. Именно это и предопределило выбор темы, логику и структуру данной работы. Целью данной работы является проведение криминологического исследования проблем борьбы с коррупцией ... поэтапно развивается и совершенствуется. Пожалуй, первым термин «коррупция» применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную («испорченную») форму монархии. ...

Многочисленные письменные свидетельства прошлых эпох свидетельствуют о том, что явление коррупции существовало на протяжении многих тысячелетий. Уже в начале самых ранних форм социальной организации пытались использовать коррупцию как средство воздействия на них. Со временем коррупция стала проникать во все важные государственные образования. Широко распространенная коррупция также привела к гибели отдельных государств. До нас дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом.

Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности — архивах Древнего Вавилона, — относится ко второй половине XXIV в. до н. э. В эпоху шумеров и семитов Царь Лагаша (древнего города — государства в Шумере на территории современного Ирака) Урукагина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочения платежей за обряды. Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи.

Достаточно обширная информация о коррупции содержится в древнем наследии. Величайшие философы Древней Греции Платон и Аристотель в своих трудах неоднократно упоминали развращающие и деструктивные последствия злоупотребления властью и коррупции на экономическую, политическую и духовную жизнь общества. Так, Аристотель в своей работе Политика выделял коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство если не к гибели, то к вырождению. Примером такого возрождения является превращение монархии в тиранию. При переводе трудов Аристотеля на английский язык обычно неправильная, выродившаяся форма правления переводится как corrupt. Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться; Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными. Аристотель, в частности, предложил меру, которая могла бы быть эффективной сегодня: запрет для человека в государстве одновременно занимать несколько должностей. Некоторые из рекомендаций Аристотеля были реализованы в практике древних Афин, что было отмечено позже Гегелем: В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет; теперь же полагают, что это никого не касается.

4 стр., 1719 слов

Источники современного права в Российской Федерации

... решений Конституционного Суда РФ, так как именно они выступают в качестве источников современного российского права, устанавливают правила, реально регулирующие отношения в обществе. В соответствии со ст. ... правовой системы РФ. Структуру правовой системы следует исследовать на основе анализа всех статей Конституции в совокупности, поскольку Конституция в целом формирует и закрепляет отправные ...

В римском праве термин corrumpere означал разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, обесчестить девственницу, но в то же время и подкупить судью (претора).

Предусматривались в качестве отдельных важных исков actio de albo corruptio — против того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся черными или красными буквами. Или, например, actio de servo corrupto — иск, который подавался любому управомоченному по роду дела против того, кто нравственно развратил чужого раба (подговорил его совершить преступление).

Содержится упоминание о коррупции и в величайшем памятнике римского права — Законах двенадцати таблиц: Таблица IX. 3. Авл. Геллий, Аттические ночи, XX.17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?).

Осуждает коррупцию Библия — первая конституция человечества: Угощение и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращает обличение (Ветхий Завет. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 20, 29); Горе тем, которые за подарки оправдывают виновных и правых лишают законного (Книга пророка Исайи 5, 23).

Коррупция в древних азиатских государствах, в основном в древнем Китае и Японии, отличалась определенной спецификой. Во многом эта специфика была определена доминирующими религиозными верованиями. Так, конфуцианство определяло государство как большую семью, где подарки старшим были нормой поведения и своеобразной частью древнекитайской традиции. Основой общественного устройства в Китае была предписываемая конфуцианством гуаньси (дословно — связи, отношения) — система неформальных социальных связей, построенных обычно по семейному (клановому) принципу. Исследователи отмечают, что неразрывная связь политики и морали, со временем трансформировавшаяся в манипулирование моральной составляющей в интересах бюрократов, пренебрежительное отношение к закону и постепенное возвышение над ним чиновничества — все те средства сохранения собственного статус-кво, включая самое произвольное толкование конфуцианской традиции, которое китайское чиновничество выработало за долгие века своего существования, в основных сущностных чертах перекочевали в политический арсенал современного Китая.

4 стр., 1959 слов

Онтология коррупции: понятие и содержание

... коррупции и интересом к исследованию данного социального явления. Эта связь проявляется тогда, когда коррупция достигает критической черты, а она сама и ее последствия осознаются обществом как социальная проблема. Общество ... или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ века взятки и прочие проявления коррупции были распространены в России очень широко. Причиной живучести взяточничества ...

В Средние века понятие коррупция имело прежде всего каноническое значение — как обольщение, соблазн дьявола. Около 500 лет назад отцы инквизиции присущими ей методами способствовали быстрому завершению продолжавшейся более двух тысяч лет борьбе латинского языка с его греческими корнями, одним из следствий которого стала замена длительно использовавшегося термина катализ (от греч. katalysis — разрушение, разложение, уничтожение) на латинский коррупция. Corruptibilitas — означало бренность человека, подверженность разрушению, но отнюдь не его способность брать и давать взятки. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по Апостолу Иоанну грех есть беззаконие. Однако, по многочисленным свидетельствам современников, сама католическая церковь, господствовавшая в средневековой Европе, была рассадником коррупции. Практика продажи индульгенций, покупки и продажи церковных достоинств не только противоречила основам христианской доктрины, но и была коррупцией в современном смысле этого слова. Исчерпывающее представление о нравах, господствовавших в верхушке католического духовенства можно составить по трудам Н. Макиавелли.

В Древней Руси первое упоминание о коррупции в форме посула, т. е незаконном вознаграждении, относятся к Двинской уставной грамоте XIV века. Многочисленные российские исторические и литературные источники свидетельствуют о широком распространении коррупции в России. Мздоимство бояр, иных чиновников, которому способствовали системы кормления, а также полное бесправие низших классов, стало воистину национальным бедствием. В русской художественной литературе соответствующие коррупционные деяния и персонажи получили не меркнущее в памяти поколений отображение под саркастически едким, гениальным пером Н.В. Гоголя (Ревизор и Мертвые души), М.Е. Салтыкова-Щедрина (История одного города) и многих других.

Начало Новой Эры, появление централизованных государств в Европе ознаменовало новый этап в развитии современного понимания коррупции. Коррупция стала восприниматься как серьезная общественная проблема, признак больного общества. Прежде всего смена акцентов была связана с ускоренным экономическим развитием, зарождением капитализма. Индустриализация привела не только к экономическому росту, но и к расширению спектра социального распределения и повышению важности властных решений. Политическая власть все более становилась товаром на растущем как на дрожжах рынке. Победившая буржуазия активно участвовала в коррумпировании высших должностных лиц, а зачастую и покупала государственные должности. В Англии XVIII века впервые можно говорить о случаях парламентской коррупции. По свидетельствам современников, во времена правления Пеллхэма членам британского парламента периодически производились незаконные выплаты, составлявшие от 500 до 800 фунтов стерлингов в конце сессии.

6 стр., 2757 слов

Проблема авторского права в сети Интернет

... Поэтому чаще всего нарушаемые права в сети Интернет - это права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права физических и юридических лиц. Целью настоящей работы является исследование проблемы защиты авторских прав в Интернете. Для реализации названной ...

Проблема коррупции была значительно освещена в трудах просветителей-энциклопедистов: Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ф. Бэкона и других. В их трудах коррупция понималась как социальная болезнь, дисфункция общества. С точки зрения сторонников теории естественного права, коррупция была одним из следствий несоответствия естественного права и позитивного права. Наметились и истоки современного криминологического подхода. Так, Томас Гоббс в своем знаменитом Левиафане пишет: люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения. В этих словах Гоббса о беловоротничковой коррупции можно увидеть признаки зарождения теории беловоротничковой преступности, развитой впоследствии Сатерлендом и другими американскими криминологами.

В XX веке теория коррупции получает свое дальнейшее развитие. Этому способствуют бурные исторические события, которые сопровождали все прошедшее столетие. Разделение мира на два лагеря с разными социально-экономическими и политическими системами не устранило проблему коррупции, а, напротив, высветило универсальность этого социального явления. Развитие капитализма, рост благосостояния в Западной Европе и США, постепенный переход к постиндустриальному обществу высветил противоречия в самой сути капиталистического строя, который, как известно, беременен преступностью. Это нашло отражение и в масштабной коррупции правящих кругов Запада. Несмотря на, в целом вполне справедливые, утверждения советских криминологов о том, что коррупция, как и преступность, — закон жизни капиталистического общества и использование высоких государственных должностей в целях личного обогащения всегда было характерным для буржуазных стран и, в первую очередь, США, СССР, как и другие страны социалистической ориентации, отнюдь не были свободны от коррупции, в том числе и в эпоху сталинского тоталитаризма. Получили широкую известность коррупционные скандалы в СССР в эпоху застоя (рыбное, торговое, хлопковое дела, дело Щелокова-Чурбанова и т. п.).

Несомненно, данные эпизоды отражали лишь верхушку айсберга коррупция. Не случайно на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов отмечал: Необходимо полностью покончить с таким явлением, как случаи пользования государственного, общественного имущества и служебного положения в целях личного обогащения, ибо это не что иное, как подрыв самой сути нашего строя. Известно о распродаже Румынии кланом Чаушеску, откровенном воровстве национальных богатств Болгарии режимом Живкова и т.п.

10 стр., 4883 слов

Право собственности хозяйственных обществ

... деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с ...

В ХХ веке не получила подтверждения теория об органической связи коррупции с демократией (якобы коррупция — одна из издержек демократического строя).

Масштабы коррупции в тоталитарных государствах (фашистских Германии и Италии, сталинском Советском Союзе, Румынии времен Чаушеску) подтверждают мысль проф. К. Фридрих, что идея взаимосвязи между демократией и коррупцией частично сформирована тем фактом, что в открытом обществе информация о коррупции чаще раскрывается политической оппозицией и независимой прессой. Однако в тоталитарном обществе на эту информацию накладывается явное или негласное табу. В этой связи очевидно, что явление коррупции универсально для любого общества, организованного государством; различаются только размеры и формы его проявления.

Во второй половине прошлого века исследования коррупции приобрели характер самостоятельного научного направления. Авторы наиболее авторитетной западной работы по данной проблематике Political Corruption — a Handbook (Нью-Йорк, 1989 г.) отмечают, что первые серьезные исследования коррупции в мире появились только в 70-80 годы. Эти исследования определили подход к коррупции как универсальному социальному явлению международного значения. Окончание холодной войны, восстановление капитализма в большинстве стран социалистического лагеря и последующая интенсификация процессов глобализации мировой экономики придали феномену коррупции новое качество. Сегодня аксиоматический статус коррупции как глобальной угрозы мировому порядку, одна из проблем человеческого развития в новом веке.

Отличительной чертой нового исследования коррупции является междисциплинарный подход. Коррупцию исследуют не только юристы, криминологи и социологи, но и экономисты, политологи, философы и историки. Это связано со сложностью явления коррупции и ее причинного комплекса, проявлением многозначности ее последствий во всех слоях общества. также критически важно, что в большинстве исследований коррупция представлена ​​не только как собственность государственного аппарата. Коммерческая, частная коррупция в условиях современного значения частного сектора, особенно в форме транснациональных корпораций, является не менее опасной, чем коррупция государственная, и соответственно требует осмысления и углубленного изучения. Совершенно новое научное направление, ожидающее своих исследователей, — это изучение международных и транснациональных форм коррупции.

Одной из продуктивных методологических концепций исследования правовых явлений на протяжении довольно длительного периода времени являлся системный подход, который «… нацеливает исследователя на структурный анализ и позволяет прояснить суть исследуемой проблемы через изучение конкретных компонентов и проявлений социальной реальности». Системная методология при исследовании коррупции заключается в рассмотрении объекта коррупционного действия как системы, как сложного образования, состоящего из ограниченного (неограниченного) множества взаимодействующих элементов.

3 стр., 1183 слов

Гражданское общество и его отношение с социальным государством

... сопротивляется. С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ...

На теоретическом уровне проанализировать современные концепции, как классического системного подхода, так и альтернативные (неклассические) системные подходы к проблеме понимания сущности права и соответственно осмыслению феномена коррупции в контексте этих моделей.

В работе «Чистое учение о праве» Г. Кельзен рассматривал право как иерархическую систему правовых норм, основанную на «основном правиле». Под верховенством закона он имел в виду систему норм, «единство которой основано на том, что они имеют общую основу реальности». соответственно и правопорядок у него — это нормы, которые принудительно регулируют человеческое поведение.

В дальнейшем определение права у него существенно меняется: «…под правом понимается уже совокупность отдельных судебных решений, объединенных единой системой легализации, т.е. такой системой, которая имеет существенно иную «природу», чем совокупность правил строгого логического вывода, связывающую правовое решение с «базовой нормой», и, тем не менее, обеспечивает каждому из таких решений правовую действительность и непререкаемое правое значение на будущее время».

По Г. Социологическая интерпретация права Харту, таким образом, позволяет квалифицировать коррупцию как социальное явление и, в свою очередь, установить качественную характеристику этого явления на основе «правила признания. Как социальное явление, коррупция возникает и сохраняется на уровне неформальных социальных связей, которые составляют основу общества и присутствуют на всех уровнях государственного управления, а также в системах, гарантирующих его саморегулирование.

Актуальным представляется также взгляд на исследовательскую позицию Г.Дж.Берман, который, работая со знакомыми правовыми концепциями, является выразителем общей тенденции, а именно: необходимости переосмысления теории и практики права, переориентации правовой мысли в целом. «Право…не может быть всецело сведено ни к материальным условиям того общества, которое его порождает, ни к соответствующей системе идей и ценностей. Право также следует рассматривать как автономный фактор, как одну из причин, а не только как один из результатов ряда социальных, экономических, интеллектуальных, моральных и религиозных явлений».

Коррумпированные чиновники задолго до властей осознали преимущества системных действий. Отсюда их стремление к коррупционным сетям, с помощью которых можно гораздо более эффективно и безопасно заниматься коррупционной деятельностью.

Эти взаимосвязи и взаимозависимости используются для систематического совершения коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, повышения ее нелегальных доходов или для получения конкурентных преимуществ финансово-кредитным и коммерческим структурам, входящим в коррупционную сеть, с целью последующего получения таких доходов.

12 стр., 5652 слов

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

... выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы). Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора. Объектом коррупции ... доверия к власти и другое. Объектом исследования работы являются общественные отношения возникающие в области охраны государственной власти, интересов ...

Поврежденные сетевые услуги обычно востребованы и предоставляются в правительственных и бизнес-центрах принятия решений. Более того, многие лица, принимающие решения на различных уровнях правительства и общества, сами являются членами таких коррупционных сетей.

Даже относительно честные чиновники, не берущие взяток ни за какие услуги, через коррупционные сети получают настолько значительные доли своих доходов, что не смогут существовать вне этих сетей и, соответственно, противостоять реализации ими своих корпоративных интересов. Следовательно, госслужащие в своей работе руководствуются своими обязательствами перед коррупционными сетями не меньше, чем интересами государства.

Что касается современной российской действительности, то можно сказать, что описанные процессы уже идут и отражают общий процесс снижения роли государства как главного объединяющего и интегрирующего центра общественной жизни. Эксперты приводят примеры очень крупных конкретных коррупционных сетей, отмечают помощь и поддержку должностных лиц одних министерств и ведомств со стороны должностных лиц других министерств и ведомств по вопросам коррупции. «Как правило, нет ведомств, таких, какие не были бы завязаны с другими двумя-тремя ведомствами. И самое страшное, что перекрещиваются их интересы. Таможенный комитет завязан с ФСБ, с налоговой полицией, с МВД». Чтобы «закрыть вопросы», нам нужна поддержка ФСБ, контролирующего органа и МВД, и налоговой полиции. «Речь идет о вышестоящих чиновниках. Поэтому сначала создается вертикаль. Но чтобы вертикаль получала деньги, она должна эти деньги зарабатывать. Для этого в вертикаль включаются те, кто напрямую связан с их получением».

Приведем пример из судебной практики. Ивановский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении начальника отдела особого учета ФКУ ИК-5 ФСИН России по Ивановской области Ольги Марчук, 39 лет. Она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за совершение незаконных действий)10.

Такие сети коррупции поддерживаются постоянным притоком энергии извне, которую можно понимать как то, что передается коррумпированным чиновникам: деньги и другие ценности. Отсутствие притока такой «энергии» быстро приводит к разрушению возникающих сетей коррупции.

Контакты руководителя и клиента образуют уникальные сети личных отношений, которые связывают должностных лиц с конкретными частными и корпоративными интересами в сфере бизнеса и финансов. Иногда такие связи предполагают подкуп конкретного чиновника в интересах одной конкретной структуры, но гораздо чаще он вынужден включаться в сеть взаимных услуг без получения и передачи взяток, поскольку иначе не сможет продолжать занимать свою должность.

При этом принуждение к участию в сети взяточничества для должностного лица сопровождается корыстным интересом: как правило, он получает определенную долю доходов сети взяточничества в виде незаконных платежей пропорционально своему статусу и роли в коррупционных операциях.

1.3 Причины и последствия коррупции

Изучение внутренней коррупции позволило выявить не только ее основные причины, общие для стран с переходной экономикой, но и некоторые специфические, чисто российские причины. К общим и основным причинам коррупции относятся:

отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;

слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;

кадровая, техническая и оперативно- тактическая неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;

криминализация значительной части политической элиты;

моральная деградация определенных слоев общества;

минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой, по отношению к ним, репрессии;

привилегии на распоряжения собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов.

К специфическим чертам российской коррупции следует отнести:

характеристику коррупции как негативного фактора, активно способствующего реформированию общества в 80-90 годы, путем стимуляции процесса создания многих «первоначальных капиталов» и формированию социальных групп предпринимателей, в том числе и общественно вредной прослойки- олигархов;

стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;

создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;

устойчивая толерантность (терпимость) населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне. Когда общество становится снисходительным к коррупции, то ее уровень резко повышается;

огромный разрыв между доходами самым богатым и самым бедным слоями общества;

исключительная, по сравнению с другими демократическими государствами, монополия чиновничества на чрезмерно большой объем функциональных возможностей;

широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами.

Коррупция представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности стран и имеет серьезные негативные экономические, социальные и политические последствия.

Экономические последствия., Социальные последствия., Политические последствия.

Обобщая вышесказанное, мы видим, что коррупция зародилась в глубокой древности и продолжает существовать по сей день, но ее масштабы приобрели больший размах. Применение постнеклассической методологии исследования такого сложного социального явления как коррупция позволяет, как представляется, не только предложить соответствующие теоретические выкладки для ее концептуального осмысления, но и выявить основные направления конкретной практической деятельности, как правоохранительных органов, так и общественных институтов для эффективного противодействия коррупционным «сетям», а также выработать соответствующую антикоррупционную политику.

Глава II. Коррупция как глобальная проблема современности, .1 Понятие и виды коррупции

Определение «corrumpere» в римском праве трактовалось самым общим образом как повреждение, ломка, уничтожение, развращение и означало незаконные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» — несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» — ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»11.

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом «Индем», указывается, что под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Согласно ст. 1 ФЗ №273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: «использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях».

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупция это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

государственная коррупция (коррупция госчиновников);

  • коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);
  • политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;

  • подкуп по инициативе просителя.

) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

  • криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей — например, наркомафии).

) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

денежные взятки;

  • обмен услугами (патронаж, непотизм).

) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

  • централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);
  • централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);

  • верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);
  • международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

2 Функции коррупции

Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции.

М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода — Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.

Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения.

Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по- следствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:

а) стимулирование экономического роста;

б) содействие политическому развитию.

Стимулирование экономического роста предполагает:

накопление капитала;

предприимчивость;

проникновение делового подхода в бюрократическую среду и т.д.

В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению при- были.

Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.

Содействие политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.

Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.

Таким образом, коррупция — это сложное социальное явление, требующее глубокого всестороннего изучения. В научных кругах даются различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция — это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.

Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.

2.3 Коррупция в органах государственной власти

Существует прямая корреляционная зависимость между уровнем преступности и состоянием нравственно-правовых устоев политической и правящей элиты общества. Есть основания полагать: чем выше уровень преступности в обществе, тем выше уровень криминальности элитных групп в органах государственной власти и наоборот; чем выше криминальность элиты, тем выше уровень преступности среди всего населения той или иной страны. В зависимости от исторических, национальных, религиозных, политических и других социокультурных традиций и предпосылок правового противоправного поведения, наиболее сильные взаимосвязи регистрируются между криминальностью правящей (управляющей) элиты и криминологической обстановкой в стране в целом.

Международные организации озабочены криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью, так как проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире.

Коррупция — наиболее распространенное противоправное поведение, связанное с подкупом и взяточничеством, широко применяется в мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Статистически и социологически подтвердить существующую связь между криминальностью правящих элит и общей преступностью затруднено из-за высокого криминального поведения правящих кругов и их закрытости. Преступления должностных лиц в целом многократно выше преступного поведения остального населения, а скрываемость преступлений, совершаемых правящей элитой является высокой. Несмотря на возбуждение уголовных дел, огромное внимание к ней средств массовой информации, политических противников и общественных организаций, когда вопрос об их продажности у всех на слуху и значительная часть населения на себе ощущает криминальное давление правящих кругов, большинство рассматриваемых преступлений остается практически невыявленными.

Это обусловлено рядом обстоятельств:

1.Правонарушения правящих кругов связаны с управленческой деятельностью, которая остается конфиденциальной;

2.В совершаемых деяниях правящей элитой нет прямых и непосредственных жертв, а также свидетелей заинтересованных в обнародовании таких фактов;

.Совершая свои профессиональные преступления правящая элита обладает современными методами защиты от разоблачения;

.Лица из правящих кругов, совершившие деяние чаще избегают реальной уголовной ответственности, чем простые граждане;

.Правящая элита обычно наделяет себя и полной неприкосновенностью. Примером может служить отставка Первого Президента Б.Н. Ельцина и предоставление ему В.В Путиным полной неприкосновенности

.Элита фактически управляет деятельностью правоохранительных органов и судов, которые не имеют реальной возможности руководствоваться только законом.

.Тем не менее результаты прокурорских проверок, сведения различных контролирующих органов, письма и жалобы граждан, сообщения средств массовой информации, материалы расследования, не дошедшие до суда, они могут быть использованы в криминологических исследованиях.

Структура политической, правящей элиты является сложной и меняющейся. Она формируется в ожесточенной борьбе между различными, нередко антагонистическими настроенными слоями общества, его партиями и движениями. Стремление выжить и победить в этой политической обстановке усиливает криминальность российской (советской) политической элиты.

Коррупцией пронизана вся нынешняя система власти. Точно оценить убытки от коррупции в принципе невозможно; потому что вместе с финансовыми потерями происходит и коррумпированность морали. Пагубная и опасная для общества психология дать на лапу все больше и больше овладевает умами молодежи.

С коррупцией нужно и можно бороться.

1.Во-первых, необходимы жесткие антикоррупционные законы, которые позволят возбуждать уголовные дела при наличии публичного подозрения. Например, если госслужащий открыто демонстрирует уровень жизни, не соответствующий его доходам, это является достаточно веским основанием для возбуждения против него уголовного дела. Причем подозреваемый должен сам доказать, что источники его доходов являются легальными. Иначе 10-лет тюрьмы.

2.Во-вторых, необходимо создать департамент по борьбе с коррупцией, которые наделены полномочиями расследовать деятельность любого члена общества, за исключением президента страны в период пребывания его у власти.

Глава III. Принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней

1 Коррупция и основные принципы ее преодоления

коррупция противодействие правонарушение

Принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции» дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

) законность;

) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Принципы имеют системообразующее значение, формируя нормы и направляя правоприменение, обеспечивая его единообразие. Именно принципы должны служить ориентиром и при разрешении правовых коллизий. Принцип (от лат. principium — основа, начало) — основоположение, исходная, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина

В комментируемом Законе данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явлении приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

Принцип законности

. точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;

. точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;

. точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к сожалению, пока не занял достойного места в нашем законодательстве. Причиной тому — и отсутствие основополагающих законов о государственных органах и их деятельности. Чаще всего этот принцип замещается гораздо более узким по сфере своего применения принципом гласности. Например, принципом гласности руководствуется в своей деятельности Правительство РФ. (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации).

В Конституции РФ принцип открытости закреплен только по отношению к судебному разбирательству (ст. 123).

Мы можем обнаружить этот принцип в некоторых отраслевых законах — открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В целом вопросам информационной открытости власти посвящены Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, «О персональных данных», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Однако несмотря на предпринимаемые в этом направлении шаги, нельзя сказать, что в стране создан подлинный режим информационной открытости власти. Между тем именно публичность и открытость власти отвечает идее полноценного государственного управления, предполагающего подконтрольность власти обществу. Государства, в которых сформирован механизм информационной открытости власти, являются менее коррумпированными. В комментируемом контексте принцип публичности и открытости (транспарентности) несет и превентивную антикоррупционную нагрузку — во-первых, открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции.

Принцип неотвратимости ответственности

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования. Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, кампанейщины, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции.

Коррумпированность государства — проблема не только самого государственного аппарата, это вопрос и к самому обществу, состоящему из граждан, считающих это явление если не нормальным, то вполне терпимым. Разумеется, для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых не до конца сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, подлинный плюрализм мнений, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Там, где речь идет о сотрудничестве, не может диктовать условия только один субъект. К сожалению, данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве. Еще только предстоит разработать способы и механизмы, ориентированные на население, способные поощрять общественность и отдельных граждан в таком сотрудничестве, собирать объективную информацию о масштабах и способах коррупции среди чиновников. Опора на гражданское общество в борьбе с преступностью в целом и коррупцией в частности является важным направлением деятельности правоохранительных органов в демократических странах. В ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию говорится о защите лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защитой тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследования и разбирательства.

2 Антикоррупционная политика Российской Федерации

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. №1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

Необходимо рассмотреть краткую историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

Российский государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди государственных служащих. В ответ на это Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п. 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами».

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией», но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией» и также отклонены Президентом РФ.

В 2001 году на парламентских слушаниях «Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией» обсуждались законопроекты «Основы антикоррупционной политики», «О противодействии коррупции», «О парламентском расследовании» и «О кодексе поведения государственных служащих».

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект «О противодействии коррупции» дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

Следует подчеркнуть, что в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Постоянно идет модернизация и оптимизация законодательной базы, направленной на борьбу с коррупцией. Создаются новые антикоррупционные структуры. При этом уровень коррупции в Российской Федерации остается высоким и требуется разработка и применение современных эффективных методов, направленных на борьбу с этим опасным социальным явлением.

3 Проблемы противодействия коррупции

Признание проблемы противодействия коррупции на международном уровне обязывает государства принять адекватные меры для противодействия и обеспечить их реализацию соответствующим регламентирующим законодательством. Основная роль в борьбе с коррумпированностью власти отводится комплексному решению внутригосударственных проблем. Международное сотрудничество является лишь звеном в совокупности проводимых страной мероприятий. Наряду с политическими, экономическими, социальными и иными факторами Российская Федерация использует и правовые методы для разрушения сложившихся коррупционных связей, учитывает мировой и отечественный опыт.

В области нормативного регулирования наиболее слабым звеном противодействия коррупции в Российской Федерации являются:

1.несовершенство внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства, регулирующего сферу доказывания по уголовным делам. Предмет доказывания коррупции является наиболее сложным, содержит специфические факторы, присущие только этому преступлению, но они не нашли законодательного разрешения в уголовном процессе. Преступная деятельность коррупционеров усилена их должностным положением, что создает реальные возможности для нейтрализации доказательств. Эти обстоятельства требуют адекватных законодательных процедур, направленных на устранение таких препятствий;

2.полное отсутствие уголовно-процессуальных норм в действующем УПК РФ, регулирующих международное сотрудничество по уголовным делам;

.действующие международные договоры РФ не восполняют названных пробелов, но опираются на обязательность ключевого правила взаимодействия — применение внутригосударственных уголовно-процессуальных норм при исполнении международных поручений иностранных государств. Этим подчеркивается необходимость развития и совершенствования национального процессуального законодательства;

.несовершенство национального уголовно-процессуального законодательства и действующих международных договоров РФ по оказанию правовой помощи по уголовным делам, отсутствие специального регламентирования международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции исключает страну из позитивного взаимодействия с другими государствами, не решает ее внутренних проблем, в том числе и в вопросах коррупции, создает условия и предпосылки для заполнения правового вакуума иностранными правовыми системами в ущерб интересам России.

Международное сотрудничество России с другими странами по вопросам коррупции при таком положении не способно противодействовать коррумпированности чиновников ни внутри России, ни за ее пределами. С учетом распространенности коррупции и особой сложности доказывания этого преступления одной из мер по совершенствованию УПК РФ может служить упразднение института понятых.

В современных доктринах уголовного процесса прослеживается явный крен института защиты в сторону обвиняемого и абсолютная незащищенность потерпевшего, выхолащивание из функции суда обязанности установления истины по делу, происходит сужение доказательственной базы, включая и дела о коррупции. Более того, доказательственная база поставлена под контроль понятых, не обладающих никакими познаниями в юриспруденции, что низводит процессуальную самостоятельность следователя. Единственным требованием для участия в следственных действиях любого гражданина в качестве понятого является его незаинтересованность в деле (ч.1 ст.60 УПК).

Из этого следует, что следователь, который видит понятого впервые, обязан предвидеть его моральные качества, быть уверенным в его порядочности, способности оценивать, запоминать происходящее и в точности воспроизводить прошлое, что граничит с ирреализмом. Осмотр места происшествия и обыск в современных условиях зачастую отягощен противодействием со стороны правонарушителей и применением огнестрельного оружия, что подвергает реальной опасности жизнь и здоровье понятых, участвующих при их производстве. Однако ст.60 УПК представляет их в качестве лиц- понятых, в обязанности которых входит: удостоверение фактов, содержания и результатов следственных действий, при производстве которых они присутствовали (ч.3 ст.60 УПК).

Налицо расхождение в полномочиях понятых. С одной стороны, они не обязаны быть понятыми и участвуют в их качестве на основе добровольности. Но с другой стороны, хотя они не являются участниками процесса и компетентными должностными лицами, на них возложены перечисленные выше обязанности, носящие характер контрольных функций, что не согласуется с принципами уголовного судопроизводства. Такое положение понятых в уголовном процессе возвышает их над органами дознания и предварительного следствия и ставит на равную грань с судом. При этом в отношении органов следствия и дознания довлеет принцип презумпции виновности, поскольку оценку их процессуальной деятельности дает понятой, исходя из произвольных субъективных умозаключений, не закрепленных процессуально. Этот вывод следует из сложившейся практики вызова понятых в суд и допроса их в качестве свидетелей для оценки судом исследуемого доказательства и законности его получения. Представляется, что институт понятых должен быть пересмотрен и упразднен как изживший себя в современных условиях.

В процессуальном законодательстве не учитывается также огромный дисбаланс возможностей доказывания коррупции практически не оснащенными органами предварительного следствия и коррупционерами, обладающими огромными ресурсами, самой совершенной техникой и связью, транспортом и финансовыми возможностями для нейтрализации доказательств. Уголовный процесс нуждается в таких правилах, которые способны опережать преступные замыслы государственных должностных лиц и устранять возможность причинения невосполнимого ущерба, ущемления прав граждан, законных интересов государства и общества. Идея развития национального законодательства как можно большего числа государств по вопросам ответственности за коррупцию нашла отражение в принятой в Страсбурге 9 сентября 1999 г. Конвенции о гражданского правовой ответственности за коррупцию, что подмечено Е.В. Швец.

Следуя этой тенденции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 4 ноября 1998г. (Страсбург), подписанная Россией 25 января 1999г., обязывает ее участников принять в национальном законодательстве совокупность мер по противодействию коррупции. Среди них: защита свидетелей, сбор доказательств, порядок взаимодействия и сотрудничества национальных органов, которые содержат процедуры, основанные на мировом опыте внутригосударственной уголовной политики и ее реализации в процессе расследования уголовных дел о коррупции. Специальная глава Конвенции посвящена процессуальным правилам сотрудничества государств по вопросам взаимной помощи, выдачи, обмена информацией и ряд других регламентов.

Одним из принципиальных условий оказания помощи по уголовным делам является судебная перспектива данного дела. Поэтому процессуальное положение лица, выдача которого может быть запрошена, имеет важное значение. Сложившаяся практика оказания помощи по уголовным делам допускает задержание лица, подпадающего под юрисдикцию России в связи с совершением преступления. Но она не отвечает концептуальным основам международного сотрудничества.

Ни одно иностранное государство не наделено правом осуществления уголовной юрисдикции в отношении лиц, подпадающих под действие уголовного закона Российской Федерации. В силу этих факторов за рубежом могут лишь исполнять поручения России в объеме, определенном российской стороной, но не принимать вместо нее процессуальных решений по уголовному делу.

Процессуальное положение подозреваемого существенно отличается от статуса обвиняемого, хотя имеет и сходство. Подозреваемый далеко не всегда переходит в положение обвиняемого.

Задержание по российскому законодательству является лишь мерой принуждения, ограниченной сроком в 48 часов, не подлежащим продлению. Выполнение поручения о выдаче возможно при наличии меры пресечения в виде заключения под стражу, избранной ходатайствующей стороной, и следует за предъявлением обвинения, но не предшествует ему. Для привлечения лица в качестве обвиняемого требуется совокупность доказательств, что составляют основу процессуального решения об этом (постановления).

Но наличия достаточных доказательств не предусмотрено для задержания лица по подозрению в совершении преступления, который задерживается до предъявления обвинения.

В действующем УПК РФ следует определить процессуальное положение выдаваемого лица. Таким лицом может быть только обвиняемый, в отношении которого в соответствии с положениями российского УПК избрана мера пресечения — заключение под стражу. Необходим законодательный запрет на задержание лица, подлежащего выдаче или разыскиваемому в связи с объявлением его в международный розыск. По делам о коррупции предусмотреть в УПК и международных договорах РФ в качестве обязательной меры принуждения отстранение обвиняемого от должности и механизм ее реализации.

Заключение

Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований;

в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), — не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества…..) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Нормативно-правовые акты и специальная литература, Нормативно-правовые акты

1.Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН// Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7-54.

.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

.Уголовный кодекс РФ 1996 года(в ред. от 01.12.2012) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ)

.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции// Российская газета,26 ноября 2011 г.

5.Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»//Собрание законодательства РФ. 2009. N 7.

6.Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(в ред. от 29 декабря 2012 года) // СЗ РФ, 25.12.2008 года, №273

7.Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции// Электронный ресурс #»justify»>8.Указ Президента РФ от 24.11.2003 №1384 «О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией».(в ред.от 03.02.2007гогда№129) // СЗ РФ от 24.11.2003 г №1384

9.О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента Российской Федерации №361 от 4 апреля 1992 г. // Российская газета. — 1992. — 9 апреля. — №557. — С. 5-6.

.Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 №216 (ред. от 11.10.2001) «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства РФ в соответствии с указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ от 18.02.1998 г №305

.Постановление Главы города Иванова от 23.09.1997 №606 «О реализации указа Президента РФ от 8.04.1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» на территории города»// СЗ РФ от 23.09.1997 г №606

Судебная практика

12.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 5, май, 2008

.Уголовное дело №1-129/2011. Архив Ивановского районного суда г. Иваново 2011г..

Основная и специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/bakalavrskaya/programma-borbyi-s-korruptsiey-v-rossii/

14.Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность [Текст]: монография / В.Д. Андрианов. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 178с.

15.Аринин А. Информация — враг коррупции//Единая Россия.-2005.-№13.- С.9

16.Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. — М., 1994. — 123 с.

.Болотский Б.С., Волеводз А.Г., Воронов Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества.- М., 2001.- С. 37

.Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Вопросы философии.-2000.-№4.-267 с.

.Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: учебник. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2002. — 432 с.

.Бюллетень Верховного суда РФ. — Апрель, 2006. — №4.

.Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 298 с.

.Гершенков Г.Н., Гершенков А.Г., Гершенков Г.Г. Превентивная стратегия в борьбе с преступностью: проблема криминологического обоснования// Российский криминологический взгляд.-2005.-№1.- С. 40

.Гыскэ А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности РФ. — М., 2000. — 365 с.

.Дегтярев А., Маликов Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России//Вопросы экономики.-2005.-№10.- С. 108-111

.Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении// Правоведение.-2001.-№4.- С. 17

.Дернова В. Спасение от коррупции //Российские вести. — 2006.-№43.-С. 18

.Желудков А. Криминология: конспект лекций. — М.: Издательство ПРИОР, 2002. — 144 с.

.Иванов В.П. Преступные деньги — финансовые корни терроризма//Закон и право.- 2006.- №1.- С. 6-7

.Иншаков С.М. Криминология: учебник.- М.: Юриспруденция, 2000.- 432 с.

.Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Эксмо, 2005.- 736 с.

.Коррупционные сети. NovayaGazeta.Ru. #»justify»>.Костиков В. И виден уровень г…на//Аргументы и Факты.- 2006.- №25.- С. 8

.Кудрявцев В.Н., Эминова В.Е. Криминология: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2005.- 734 с.

.Куракин А.В., Арутюнов К.Г., Бережной В.В. Правые основы борьбы с коррупцией в органах внутренних дел.- Следователь.- №7(75).- 2004.- С. 59

.Курганов, С.И. Социология для юристов: учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 116с.

.Лопашенко Н.А. Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: сборник научных трудов.- Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005.- С. 367-368

38.Лукашук, И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией [Текст]/ — М.: Логос, 2001 — С.24

39.Малков В.Д. Криминология: учебник.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.- 231 с.

40.Малько А.В. Коррупция как основная часть теневой юридической жизни общества: методология исследования // #»justify»>.Панфилова Е. Под коррупцией — прочный сук. Кто поможет президенту его срубить?//Аргументы и Факты.- 2006.- №24.- С. 4

.Поляков А.В. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. Обсуждение монографии.- СПб., 2003.- С. 39

.Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций.- СПб., 2004.- С. 8

.Попов Н. И дать, и взять: коррупция в России неистребима//Новое время.- 2005.- №33.- С. 16-18

.Российская юридическая энциклопедия [Текст]/ Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.Я. Сухарев. — М.: Инфра, 2003. — 547 с.

.Сальников В.П. Криминология: словарь. Серия «Учебники для вузов, специальная литература».- СПб.: Издательство «Лань»; Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999.- 256 с.

.Сичинава И.М. Взяточничество: квалификация и состояние борьбы с ним//Закон и право.- 2006.- №8.- С. 10-11

.Сперанский А. Смертельный номер. Коррупция подчас означает торговлю человеческими жизнями//Ваше право.- 2006.- февраль.- №4.- С. 1,5

.Сунгуров А.Ю. Гражданские инициативы и предотвращение коррупции.- СПб., 2000.- С. 72

.Судебная практика по уголовным делам/ сост. Г.А. Есаков. М., 2005- с.147-152.

.Тимофеев Л.М. Героиновая оккупация/Московские новости.- №11(1079).- 13-19 марта, 2001

.Толкачев В.В. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права//Государство и право.- 2006.- №7.- С. 14-20

.Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса.- Минск, 2000.- С. 66

.Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сб. переводов. Вып. 1.- М., 1987.- С. 47

.Чичнева Е.А. Философия права в эпоху постмодерна, или новое правое мышление//Историко-философский ежегодник99.- М., 2001.- 412с.

.Швец Е.В. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией//Журнал российского права.- №7.- 2000.- 164 с.

.Широков В.А. Уголовно-правовые проблемы борьбы со взяточничеством//Закон и право.- 2006.- №9.- С. 16-19

.Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Казиахмедов Г.М. Экономика и право. Теневая экономика: учебное пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 256 с.

.Юргенс И. Шесть залпов по коррупции. Можно лишить чиновников подарков, но лучше — возможности брать взятки // Российская газета.- 2006.- 28 сентября.- №216.- С. 5