В настоящее время банковский аудит находится на стадии развития и становления. В связи с этим, в банковской аудиторской системе имеется множество проблем и нерешенных вопросов. Такое положение обуславливается отсутствием сбалансированной законодательной сферы, что негативно сказывается и замедляет развитие аудита в нашей стране. Правительство России делает радикальные продвижения для поддержания аудиторской деятельности (далее АД), в большей степени банковского аудита (далее БА), т.к. состояние банковской системы напрямую зависит от состояния БА.
Основная проблема становления аудиторской системы в России, является наличие дипломированного, высококвалифицированного персонала, не только аудиторских фирм, проверяющих банки и кредитные организации, но и профессиональный состав самих банков. Создание единой централизованной системы подготовки специалистов для банковского аудита за счет коммерческих банков с участием иностранного капитала, существенно ускорит развитие аудиторской системы и будет намного эффективнее, чем создание множества мелких, несогласованных между собой аудиторских школ.
И не стоит забывать уделять особое внимание проведению различных семинаров и конференций, посвященных насущным, текущим проблемам банковского аудита и надзора. Эти мероприятия помогут аудиторам и фирмам, осуществляющим аудит, получать достоверную и своевременную информацию и быстрее реагировать на те или иные изменения.
В общем, анализируя ситуацию сложившаяся на данный момент в России, можно с уверенностью заявить, что такое представление как «Российский аудит» состоялось, и имеются все предпосылки для того, чтобы аудиторская система и в дальнейшем продолжала совершенствоваться, в том числе и банковский аудит.
Профессия аудитора уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё примерно в 200 г. до н.э. были должностные лица, которые ведали финансовыми и судебными делами Римской империи. Этих людей называли квесторами. Они осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Квесторы составляли отчетности, которые направлялись в Рим и там просматривались и слушалась экзаменатором. Эта практика и ввела понятие «аудитор», которое в латинском языке означает «слушать».
В России звание аудитора ввел Петр I. Во времена Петра в обязанности аудитора входили совмещенные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Называли аудиторов присяжными бухгалтерами.
Было произведено 3 попытки организации аудита в 1889, 1912 и 1928 годах, но они, по разным причинам оказывались безуспешными. Было централизованное управление экономикой и поэтому, не возникало необходимости в независимом финансовом контроле. Т.к. вполне могла быть заменена системой ведомственного контроля, направленной на выявление недосмотров и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, нахождение ошибок, выявление виновных и их наказание.
Место национальной безопасности в системе конституционного строя России
... основы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации; определить понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России; ... нормативной правовой базы и деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в ... и стране, а также потребностями защиты экономической безопасности России и развития ее международных ...
Во времена перестройки в России создавались совместные предприятия, страховые организации, инвестиционные фонды, которые формировались из взносов юр. и физ. лиц. У учредителей этих организаций стал появляться риск полагаться на информацию о деятельности таких предприятий только с подачи их руководителей. Вот тогда-то и возникла потребность в независимом аудите.
Еще к причинам возникновения аудита можно отнести потребность специальных знаний для проверки информации о работе предприятий.
Тема, выбранная мной для написания выпускной квалификационной работы (далее ВКР), является актуальной на сегодняшний день, т.к. деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные интересы, права большого круга людей, предприятий, организаций, и фирм. Особенно остро встает вопрос о достижении максимального качества услуг.
Банковский аудит (далее БА), выступает в роли помощника коммерческим банкам, БА помогает банкам анализировать свою деятельность, находить недочеты и в дальнейшем их не допускать.
Аудиторы в своей деятельности сталкиваются со множеством проблем таких как, например, неразработанность стандартов аудита, недостатки в проработке принципов материальной ответственности, вплоть до отсутствия учебной литературы, нехватка материальной обеспеченности учебных центров и многое другое, что может затруднить подготовку специалистов о области аудита.
Предметом исследования данной ВКР является проблематика осуществления аудита как внешнего, так и внутреннего за коммерческими банками. Объект – процесс осуществления банковского аудита в РФ.
Целью написания данной ВКР является исследование рынка в сфере аудита и разработка рекомендаций по совершенствованию данного сегмента АД.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать теоретические основы БА и АД, включая правовые основы;
- охарактеризовать использование БА;
- выявить последние тенденции для российского рынка в сфере аудита;
- исследовать факторы, препятствующие развитию БА и разработать пути их решения;
- выявить перспективы развития рынка в сфере БА.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История развития аудита
Слово ‘’аудитор’’ — латинского происхождения. В переводе с латинского на русский язык оно означает ‘’слушатель’’. Раньше так называли отличников, хорошо учащихся учеников, которые по поручению учителя проводили доверительную проверку других учащихся насколько хорошо они усвоили пройденный материал. Примерно такие же, доверительные, отношения существуют и в АД (аудите).
Во-первых, АД представляет собой процедуру проверки аудиторами (аудиторскими фирмами и товариществами) верности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.
Под экономическими субъектами, согласно Постановлению Правительства РФ от 7.12.1994г. №1355, предприятия, объединения, учреждения и организации и неважно какую организационно правовую форму и вид собственности они имеют, понимаются банки и другие кредитные учреждения, а также их союзы, ассоциации, страховые организации, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также аудиторские фирмы и аудиторы, которые работают самостоятельно.
Описанное выше определение АД является не совсем исчерпывающим, т.к. оно отражает только одно направление АД – бухгалтерский аудит, но оно является важнейшим направлением.
В АД есть и другие виды работ, которые занимают немаловажное значение и это, прежде всего консультационные услуги. Нередко аудиторские фирмы принимают на себя и бухгалтерские функции. Сфера АД не стоит на месте и все время расширяет круг своих услуг.
БА является одним из видов АД, и для начала, будет логично проследить развитие и эволюцию АД.
Рассмотрим несколько основных этапов истории развития видов АД. Аудит и профессия бухгалтера-аудитора появились первоначально в Англии в середине прошлого века.
Очевидно, что когда аудит появился в форме новой доверительной проверки финансово-экономической деятельности субъектов экономики, это вызвало появление новых организационно-правовых форм этих субъектов. У собственников появилась заинтересованность в получении достоверной информации о финансово-экономическом состоянии своих организаций и заключений по их ближайшей перспективе.
Массовые банкротства большого количества предприятий (а в особенности АО), вызвал мировой экономический кризис (1929-1933 годах).
Это послужило мощным стимулом для развития видов АД, которая стала совершенствоваться в направлении организационно-правовых основ.
Предельное внимание уделялось созданию моральных и этических норм взаимных отношений клиентов и аудиторов, которые строились на принципах соблюдения доверительности и конфиденциальности не только в процессе проведения проверки, но и после выдачи заключения.
Нельзя не обратить внимания на то, что АД была вызвана рыночной экономикой, а также является составной частью ее механизма.
Российская аудиторская служба, а особенно в банковской сфере (БА), находится на этапе развития. В нашей стране первая аудиторская фирма появилась в 1987 году. Это акционерное общество называлось «Интераудит». Создание этой фирмы было вызвано образованием совместных предприятий в разных отраслях народного хозяйства. Надо сказать, что немаловажную роль на возникновение и развитие АД в нашей стране, сыграли иностранные инвесторы.
После возникновения «Интераудита» начинают появляться и другие фирмы (для проверки предприятий с иностранным участием) такие как «Мосаудит», «Краунд», АО«Эссистент», совместное предприятие «ДРТ Интераудит». Затем появляются аудиторские фирмы «Русское национальное товарищество» (для проверки российских предприятий), которое начало свою деятельность с августа 1992 года.
Количество аудиторских фирм в России стремительно растет, но развитие АД в нашей стране задерживается из-за отсутствия должной правовой базы.
Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов:
Таблица 1. Этапы развития аудита
I этап(1987-1993гг.) | II этап (с декабря 1993г. До принятия ФЗ от 07.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности») | III этап АД в РФ начался после принятия ФЗ от 07.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности и продолжается по настоящее время |
характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (например, в 1987 г. была создана первая аудиторская организация «Интераудит»), с другой — стихийным характером зарождения АД (подготовка персонала, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990— 1993 гг.) | период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, постановление Правительства РФ от 6 мая 1996 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и др. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. За период 1994-2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Министерства финансов РФ (Минфина России) было выдано 23600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям — 14700 и индивидуальным аудиторам — 8900).
Число действующих лицензий составило около 8 900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков — 266. За тот же период ЦАЛАК Минфина России утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24900. За период 1996-2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика АД, составляющие методологическую основу российского аудита. |
России начался после принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и продолжается по настоящее время. Принятие закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. |
1.2. Понятие аудит и аудиторская деятельность
Понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» принципиально разные. Это отражено, принятом в декабре 2008 г., Федеральном законе (далее ФЗ) «Об аудиторской деятельности» (п. 2 ст. 1).
Согласно ФЗ-307 «аудиторская деятельность (далее АД) (аудиторские услуги) – это деятельность (по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг), которую осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы».
Основой АД является аудит, представляющий собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, подвергающегося аудиту, для того, чтобы выразить собственное мнение о достоверности этой отчетности.
Таблица 2. Понятия аудита и аудиторской деятельности
БА — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих банков и их филиалов для того, чтобы выразить мнение о достоверности этой отчетности. Аудит не подменяет государственный контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и выявление правильности совершения кредитными организациями операций и соответствуют ли они действующему ФЗ РФ и нормативным актам ЦБ. БА придает достоверность финансовым отчетам и тем самым вызывает доверие к банковской системе. Предмет проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, которая должна быть опубликованию в открытой печати, порядок составления которых устанавливается ЦБ.
АД не останавливается только на проверке финансовой отчетности, но и предлагает оказание сопутствующих аудиту услуг:
Таблица 3. Услуги, сопутствующие аудиту.
Банковский аудит сущность, виды, цели, задачи и классификация.
АД (аудит) — это предпринимательская деятельность, в процессе которой проводится независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и ИП.
Причем целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности лиц, подвергающихся аудиту, и насколько соответствует правильности ведение бухгалтерского учета (в порядке, установленном законодательством РФ).
Под достоверностью понимается насколько точны и верны данные финансовой (бухгалтерской) отчетности. Эта отчетность, позволяет ее пользователю, на основании полученных данных, сделать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении лиц, подвергшихся аудиту и в дальнейшем принять верные решения основанные на этих выводах.
Внешний независимый аудит проводится на договорной основе аудиторскими организациями. В договоре должны оговариваться: сроки проведения аудита; период, за который проводится аудит; ответственность аудиторов; порядок расчета за проведение аудита и другие условия.
Для того чтобы получить квалификационный аттестат аудитора, претенденты должны отвечать следующим обязательным требованиям:
- высшее экономическое или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, которые имеют государственную аккредитацию;
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3 лет.
Все аудиторы, у которых имеется квалификационный аттестат, обязаны каждый год проходить обучение по курсам повышения квалификации, (которые утверждены уполномоченным федеральным органом).
Аудитор имеет право заниматься АД как работник аудиторской организации на основании гражданско-правого договора либо в качестве лица привлеченного аудиторской организацией, либо в качестве ИП (если он осуществляет свою деятельность без образования юр. лица).
Индивидуальный аудитор может заниматься деятельностью по осуществлению аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги, но он не имеет право осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Организации по проведению аудита могут создаваться практически в любой организационно-правовой форме, кроме АО.
АД не имеют права осуществлять:
1.аудиторы, которые являются учредителями или участниками аудируемых лиц, либо их руководителями, либо бухгалтерами и др. лицами, которые имеют непосредственное отношение к составлению и ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2.аудиторы, которые находятся в близком родстве с учредителями или участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, имеющими непосредственное отношение к составлению и ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности;
3.аудиторские организации, руководители и др. должностные лица, которые являются учредителями или участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и др. лицами, которые имеют непосредственное отношение к составлению и ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4.аудиторские организации, если руководители и др. должностные лица этих организаций находятся в близком родстве с учредителями или участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и др. лицами, которые имеют непосредственное отношение к составлению и ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5.аудиторские организации в отношении аудируемых лиц, которые являются их учредителями или участниками, в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6.аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, которые оказывают в течение 3 лет услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физ. и юр. лицам, — в отношении этих лиц.
Таблица 4. Направления аудиторской деятельности
Для того, чтобы получить право заниматься вышеперечисленными направлениями АД, должна быть проведена аттестация и лицензирование.
Таблица 5. Цели и задачи банковского аудита
Классификация видов банковского контроля.
БА делится на два основных вида: внешний и внутренний.
Таблица 6. Виды банковского аудита, Таблица 7. Классификация аудита по критериям
По способу проведения |
Обязательный – проводится в случаях, установленных законодательством РФ: ежегодно, а также по поручению государственных органов (ст. 40 закона «О банках и банковской деятельности»); |
Инициативный – т.е. проверка по решению самой кредитной организации, его характер и масштабы определяются самим клиентом).
|
По периодичности проведения |
Первоначальный – проводится аудиторской фирмой впервые для данного клиента (банка), что существенно повышает риск и трудоёмкость аудита; |
Согласованный (повторный) – осуществляется повторно или регулярно, основанный на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон, квалификации руководства, что при прочих равных условиях уменьшает риск аудита. |
С точки зрения развития |
Подтверждающий – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности кредитной организации; |
Системно-ориентированный – даёт возможность наблюдения систем, контролирует определённого клиента. Здесь аудиторская проверка основана на анализе системы внутреннего контроля кредитной организации. При эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок в деятельности клиента незначительна и поэтому для аудиторов отпадает необходимость проведения детальной проверки данного клиента; |
Аудит, базирующийся на рисках – означает проведение проверки выборочно с концентрацией аудиторской работы на главных направлениях деятельности клиента, т.е. в областях с наиболее высоким аудиторским риском. |
1.3. Законодательная основа
Каждый, кто начинает знакомиться с правовыми и законодательными документами, регулирующими АД в РФ, не могут не обратить внимание на то, что в этих документах собраны положения касающиеся организации АД, положения о том, как проводится аттестация аудиторов, как производится повышение их квалификации, а также как осуществляется лицензирование аудиторских фирм.
Основным нормативными документами, которые регулируют функционирование системы АД в РФ, являются:
Таблица 8. Нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность
Основным документом правового регулирования АД является ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В состав этого документа входит 22 статьи, в которые входят основные понятия и основы АД, сопутствующих аудиту услуг; изложено определение аудитора и аудиторской организации; приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, которые заключают договор по оказанию аудиторских услуг. Еще в данном ФЗ изложены определение обязательного аудита и меры его проведения, рассмотрены понятия аудиторской тайны, 17 стандартов АД, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Изложено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Обусловлены принципы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления АД. В ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» 3 статьи посвящены управлению АД, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования АД, Совета по АД при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Отражены также ответственность за нарушение ФЗ об аудите и порядок вступления в силу данного закона. Законом приводятся в соответствие все нормативные акты по АД (аттестации, лицензированию и др.).
В России система нормативного регулирования АД находится в стадии становления. Среди концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система содержит пять основных уровней. (См. приложение 3)
Уровень I включает в себя Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который является одним из основных законодательных актов. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.
К документам уровня II, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда входят и федеральные правила (стандарты).
Уровень III системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стандартами (правилами) аудиторских профессиональных объединений. Основное назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего арбитражным судом. Часть этих стандартов разработано отдельными аудиторскими объединениями.
К уровню IV относятся также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др.
Уровень V включает в себя внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
Содержание и форма таких документов являются преимуществом аудиторских фирм, их нововведением. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
Согласно ст.42 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности», годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, годовая консолидированная финансовая отчетность банковской группы, годовая консолидированная финансовая отчетность банковского холдинга подлежат обязательному аудиту.
Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы помимо предусмотренного ФЗ от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» должно содержать результаты проверки аудиторской организацией:
1) выполнения кредитной организацией, банковской группой по состоянию на отчетную дату обязательных нормативов, установленных Банком России. При этом оценке аудиторской организацией не подлежат методики управления рисками и модели количественной оценки рисков, применяемые для расчета указанных обязательных нормативов кредитной организацией, головной кредитной организацией банковской группы на основании выданного Банком России разрешения;
2) соответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками кредитной организации, банковской группы требованиям, предъявляемым Банком России к таким системам в части:
- подчиненности подразделений управления рисками;
- наличия у кредитной организации утвержденной уполномоченными органами управления кредитной организации методик выявления значимых для кредитной организации рисков, управления значимыми для кредитной организации рисками, осуществления стресс-тестирования, наличия системы отчетности по значимым для кредитной организации рискам и капиталу;
- последовательности применения в кредитной организации методик управления значимыми для кредитной организации рисками и оценки их эффективности;
— — осуществления советом директоров и исполнительными органами управления кредитной организации контроля соблюдения в кредитной организации установленных внутренними документами кредитной организации предельных значений рисков и достаточности собственных средств (капитала), эффективности применяемых в кредитной организации процедур управления рисками и последовательности их применения.
Кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга раскрывают аудиторское заключение в соответствии со статьей 8 настоящего ФЗ и представляют его в Банк России вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью кредитной организации, годовой консолидированной финансовой отчетностью банковской группы, годовой консолидированной финансовой отчетностью банковского холдинга.
Саморегулируемая организация аудиторов
Согласно новому ФЗ «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в АД заменено саморегулированием (СРО).
Ранее выданные лицензии на осуществление АД с 1 января 2010 года утратят силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, не вправе будут осуществлять АД.
Саморегулируемая организация аудиторов —, Саморегулирование в области АД регулируется следующими нормативно-правовыми актами:, Таблица 9. Нормативно-правовые акты СРО
Некоммерческая организация получает статус СРО аудиторов только в момент ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
Реестр СРО аудиторов:
Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов ведет государственный орган исполнительной власти, ответственный за ведение — Реестр СРО аудиторов.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРО аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
СРО – это объединение, в состав которой входит 700 физ. лиц (не менее) или не менее 500 коммерческих организаций, которые действуют на основании требований к членству в подобной организации, установленных законом.
Члены СРО осуществляют свою деятельность на основании утвержденных правил и принятого кодекса проф. этики аудиторов.
Для обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями услуг аудита, формируется компенсационный фонд.
Первоначально этот фонд формируется за счет взносов членов СРО и составляет он не менее 3 тыс.руб. в отношении каждого члена СРО.
Надзор за деятельностью СРО со стороны гос-ва осуществляется Министерством финансов РФ.
Таблица 10. Цели деятельности СРО
Для того, чтобы достигнуть вышеперечисленные цели, нужно решить ряд задач:
Таблица 11. Задачи деятельности СРО, Преимущества
- Саморегулируемая организация была создана для осуществления защиты законных прав и интересов членов, входящих в состав СРО;
- СРО аудиторов создается для повышения качества работ, которые они выполняют;
- Членство в аудиторской СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
- СРО аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
- СРО аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.
СРО аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными для всех членов саморегулируемой организации аудиторов, и не должны противоречить следующим требованиям:
- коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и аудиторским организациям, должна быть не менее 51 %, а численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 % состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами.
- безупречная деловая репутация;
- наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.
Требования к членству аудиторов в СРО аудиторов:
- наличие квалификационного аттестата аудитора;
- безупречная деловая (профессиональная) репутация.
Аудиторские организации, как и индивидуальные аудиторы, обязаны уплатить взносы в саморегулируемую организацию (СРО) аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, а также взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации (СРО) аудиторов.
Вступление в СРО аудиторов:
Вступление в аудиторское СРО — процесс, связанный с подтверждением компанией или ИП требованиям установленным законодательством РФ и стандартами СРО. Стоимость вступления в СРО аудиторов — зависит от каждой конкретной саморегулируемой организации (СРО вправе устанавливать собственный размер взносов: — вступительного взноса; — членского взноса; — в некоторых СРО предусмотрен целевой взнос; — в некоторых СРО предъявляются дополнительные требования к страхованию, что значительно увеличивает стоимость страховки).
Взносами предусмотренными законодательством РФ, является взнос в компенсационный фонд.
фальсификация отчетности кредитными организациями под прикрытием аудиторов
В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ), за хищение (ст. 160 УК РФ), за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), а вот за фальсификацию отчетности нет вообще никакого наказания.
Правоохранительные органы считают излишним вводить ответственность за фальсификацию отчетности, ссылаясь на то, что в Уголовном кодексе и без того предусмотрено много других статей. Но существует схема, когда никакого хищения нет, никакого мошенничества нет, а люди просто сфальсифицировали отчет: банк выдает кредиты на увеличение собственного уставного капитала. Но при этом себе же в этом банке нарисовало уставный капитал с тем, чтобы вводить в заблуждение надзорные органы и клиентов банка. Мошенничества здесь нет, поскольку никто ничего не украл, а признаки фальсификации налицо.
Мы считаем, что надо вводить уголовное наказание для топ-менеджеров за фальсификацию отчетности.
Исследуя структуру БА мы сталкиваемся еще с одной из таких насущных проблем, как нехватка высококвалифицированного персонала.
По нашему мнению, с этой проблемой можно и нужно бороться.
Для этого, нужно Формирование единой централизованной системы подготовки кадров для банковского аудита за счет отчислений коммерческих банков с участием иностранного капитала.
1