Исполнительная власть в системе государственного управления

Цель работы – определить особенности исполнительной власти в системе государственного управления Российской Федерации. В соответствии с данной целью необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть соотношений понятий исполнительной власти и государственного управления;
  • охарактеризовать признаки и функции исполнительной власти в системе государственного управления;
  • изучить сущность системы органов исполнительной власти в государственном управлении Российской Федерации.

Исполнительная власть и государственное управление: соотношение понятий

Согласно Конституции Российской Федерации, государственная власть «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Государственное управление как понятие в Конституции Российской Федерации не определено, отсюда возникает проблема частого смешений категорий «государственного управления» и «исполнительной власти».

Так, например, Д.Н. Бахрах отождествляет государственное управление и исполнительную власть и трактует их в двух основных аспектах: «в юридическом, понимая под ней право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты, осуществлять организаторскую работу; в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, его деятельность».

Однако сегодня наиболее распространенное мнение среди ученых по поводу соотношения государственного управления и исполнительной власти основано на понимании на нетождественности данных категорий. П.П. Сергун выделяет следующие несколько подходов к соотношению рассматриваемых категорий:

  • в рамках государственного управления практически реализуется исполнительная власть (Ю.М. Козлов);
  • государственное управление есть практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, сохранения либо преобразования, опирающееся на его властную силу.

Оно необходимо любому обществу, организованному в форме государства, в том числе и в союзе государств (Г.В. Атаманчук);

  • государственное управление является более широким понятием по отношению к исполнительной власти;
  • оно обуславливает качественные характеристики последней и наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти (Ю.Н. Старилов).
    4 стр., 1778 слов

    Исполнительная власть в системе государственного управления (2)

    ... Такие элементы могут быть и в структуре органов государственной власти (не обязательно только исполнительной), и в системе подготовки и переподготовки кадровой в подсистеме обеспечения деятельности органов государственного управления. Типичный пример сохранение элементов ...

Отсюда следует, что все же государственное управление более широкое понятие, чем исполнительная власть.

А.В. Нечкин приводит в своей работе мнение М.А. Лапиной, с которым можно согласиться. Она говорит о понимании государственного управления в широком и узком смыслах: «в широком смысле — это буквально управление делами государства, и его осуществляют все органы государства. В узком смысле — это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти».

Исходя из этого, исполнительная власть и государственное управление характеризуются в качестве сущности и содержания; а государственное управления является таким видом государственной деятельности, в русле которого осуществляется исполнительная власть.

А.А. Гамалей добавляет к этому следующее. Государственное управление в широком смысле осуществляют вообще все государственные органы, к какой бы ветви власти они ни были отнесены действующей Конституцией Российской Федерации. Однако и в узком смысле государственным управлением, то есть исполнительно-распорядительной деятельностью, занимаются не только органы исполнительной власти, но и некоторые другие властные субъекты административного права.

Следовательно, соотношение государственного управления и исполнительной власти нельзя признать простым и линейным.

Таким образом, существует несколько мнений по поводу соотношения понятий исполнительной власти и государственного управления, обусловленного конституционной неопределенностью последнего

— Наиболее распространенным является подход, связанный с разграничением данных категорий по разным уровням. В соответствии с этим государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется механизм исполнительной власти.

Признаки и функции исполнительной власти в системе государственного управления

Исследователи выделяют такие характерные признаки исполнительной власти, как:

  • во-первых, это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями;
  • во-вторых, ее самостоятельность отражается только в функционально-компетентционном смысле, что подразумевает характеристику ее как подсистемы механизма государственной власти;
  • в-третьих, это нетождественность исполнительной деятельности как вида государственной деятельности;
  • в-четвертых, ее правоприменительность;
  • в-пятых, определенное субъектное выражение исполнительной власти отражается в деятельности субъектов, которые наделены исполнительной компетенцией;
  • в-шестых, в распоряжении субъектов находятся атрибуты государственной власти от финансов и важнейших средств коммуникации до армии и иных воинских формирований и т.п.;
  • в седьмых, механизм исполнительной власти организует исполнение законов, потому он сам должен быть соответствующим образом организован.

А.А. Гамалей определяет наиболее важные признаки исполнительной власти:

4 стр., 1550 слов

Государственная система управления охраной труда

... форм, демонтажем доминирующей ранее отраслевой системы управления организациями, в том числе и в вопросах охраны труда, усилением роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного ... нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов. ...

  • исполнительная власть является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • исполнительная власть является проводником государственной политики в жизнь;
  • исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам;
  • исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

С такими признаками тесно связаны функции, которые выполняет исполнительная власть в системе государственного управления. Так, по мнению Д.Н. Бахраха, к ним следует отнести:

  • непосредственно исполнительную или правоприменительную функции, которая заключается в исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов России;
  • «правозащитную» функцию, под которой понимается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;

  • социально-экономическую функцию, суть которой состоит в создании условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать также обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
  • функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  • нормотворческую, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

— охранительную или юрисдикционную функцию, которая свидетельствует о законодательной наделенности органов исполнительной власти полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

Д.Г. Домрачев отдельно выделяет административно-правовые функции, характерные для исполнительной власти: нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом и мн. др.

Таким образом, к основным признакам, характеризующим исполнительную власти в системе государственного управления Российской Федерации, можно отнести ее относительную самостоятельность, подзаконность, объективированность, непрерывность исполнительно-распорядительной деятельности, определенную организованность и др

11 стр., 5231 слов

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации

... субъектов Федерации. 4. Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. ...