ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В заключение данной дипломной работы необходимо отметить следующее. Индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица — это новое является для нашего законодательства.

Нормативно-правовая база государственного регулирования предпринимательской деятельности формируется преимущественно из норм публично-правовой направленности, включающих нормы конституционного, административного, финансового права. Единого нормативного акта, закрепляющего перечень средств государственного предпринимательской деятельности, на сегодня нет.

В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового регулирования предпринимательской деятельности, но основное значение в данном виде регулирования принадлежит административному и финансовому праву, которыми устанавливаются нормы, вводящие как запреты и ограничения, так и меры поддержки предпринимательской деятельности. Названные отрасли права активно взаимодействуют между собой, поскольку первоначально финансовое право являлось подотраслью административного права и выделилось из него. Поэтому большинство средств государственного правового регулирования предпринимательской деятельности (например, государственная поддержка субъектов предпринимательства, прогнозирование, планирование) являются межотраслевыми.

Граждане могут заниматься хозяйственной деятельностью как посредством образования юридических лиц любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, так и без образования юридического лица, то есть как индивидуальные предприниматели. Правовое положение любого лица выражается в участии этого лица в конкретных жизненных отношениях между людьми, определяемых нормами права, то есть в правоотношениях.

В пользу осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно отнести следующее: гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью на регулярной основе;

  • для индивидуального предпринимателя создана специальная система налогообложения;
  • облегченная процедура государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, чем у юридического лица;
  • работа может осуществляться без отдельных обязательных реквизитов присущих организациям и учреждениям.

Например, необязательно наличие печати, таких учредительных документов как устав или положение, значительно упрощен документооборот;

  • размер штрафных санкций для индивидуального предпринимателя ниже, чем для юридических лиц, но административная ответственность применяется как для должностных лиц;
  • доходы полученные в процессе осуществления предпринимательской деятельности, остаются в его самостоятельном распоряжении;
  • имущество индивидуального предпринимателя может использоваться как в предпринимательской деятельности, так и в личных целях;
  • помимо осуществления предпринимательской деятельности, гражданин может быть принято на работу как физическое лицо в любые организации (за исключением некоторых должностей), может стать учредителем юридического лица или общественной организации и т. д.;

— деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться без привлечения наемного труда. В случае использования наемного труда, работники индивидуального предпринимателя законодательно так же защищены, как и работники организаций других форм собственности.

3 стр., 1132 слов

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя

... ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. 5 Выбранная мной тема: «Особенности банкротства индивидуального предпринимателя», наиболее актуален в ...

К недостаткам осуществления деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя относятся:

  • имущественная ответственность такого гражданина выше, чем ответственность участников хозяйственных обществ и физического лица, так как индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и личным;
  • при устройстве на работу для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, имеется ряд ограничений. Например, лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не сможет поступить на государственную и муниципальную службу;

— существуют ограничения, по осуществлению некоторых видов деятельности, что отличает индивидуального предпринимателя от юридических лиц. Например, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции , а также деятельность в области вооружения и военной техники, разработка авиационной техники и др.

Так, предпринимательская деятельность имеет свои сильные и слабые стороны. Это говорит о несовершенстве в законодательном регулировании предпринимательской деятельности.

В настоящей работе был рассмотрен правовой статус индивидуального предпринимателя и его участие в различного рода правоотношениях, согласно норм законодательства.

Основными признаками индивидуального предпринимателя являются: индивидуальным предпринимателем может быть физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства;

  • физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, установленным законом;
  • индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации п. 1 ст. 23 ГК РФ , осуществление предпринимательской деятельности без этого запрещается.

Под регистрацией предпринимательской деятельности понимается, акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, действующий с помощью внесения в единый государственный реестр сведений о приобретении гражданином статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральными законам.

5 стр., 2417 слов

Правовое регулирование деятельности унитарного предприятия

... муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе ...

Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний — малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике — это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% — строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств .

Как и коммерческое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель является субъектом налогообложения. Но если коммерческое юридическое лицо уплачивает налог в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий», то порядок уплаты налога с доходов индивидуального предпринимателя определяется Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

В настоящее время государство стремится всячески поддержать развитие предпринимательской деятельности. Государственная поддержка предпринимательства происходит на федеральном, региональном и местном уровнях по следующим направлениям: предоставление на конкурсной основе финансовой помощи из соответствующего бюджета для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов; создание залоговых фондов; предоставление налоговых кредитов; рефинансирование и реструктуризация задолженности в бюджеты; предоставление государственных (муниципальных) гарантий либо поручительств за счет средств бюджета; микрокредитование и т. п. Бол чем в 30 субъектах РФ разработаны и выполняются региональные программы развития и поддержки малого бизнеса. Именно он производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Конкретно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса — фундамента социальной стабильности и модернизации.

Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

На данный момент Россия, стремится приблизиться по основным показателям к станам с развитой экономикой. Число малых и средних компаний в ВВП должно составлять не менее 40% (вместо 20% сейчас).

Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 20% сейчас).

4 стр., 1896 слов

Современные тенденции развития предприятий различных форм собственности

... предприятиями. Таким образом, в современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности ... спектр институтов развития и ... предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности ...

Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих

начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому задача первого плана, в ближайшее время увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие

экономики.

Для решения поставленной задачи, государство должно обеспечить развитие конкурентоспособной среды. Высокое качество товаров и услуг задается конкуренцией за клиента. «Число проверок субъектов предпринимательства нами уже снижено, введен уведомительный порядок открытия бизнеса, упрощен порядок лицензирования, вводится электронный канал, по которому можно будет лицензировать свою продукцию,», — отметила министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина, выступая на форуме «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса». Законодательство расширяет возможности по защите интересов малых и средних компаний. Создаются условия для поддержки общественных организации предпринимателей — необходимого элемента гражданского общества.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, подготовленное Минэкономразвития в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», о распределении в 2017 году субсидий субъектам Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Документом предусматривается распределение средств в размере более 16,9 млрд рублей, в качестве лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Минэкономразвития России .

Средства распределись в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и

среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (постановление Правительства от 30 декабря 2016 года №1605).