Актуальность. Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. Инвалид в российском представлении — увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из людей с ограниченными возможностями при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 950 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/50 часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей — инвалидов в мире достигает 25% (10% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 2000 миллионов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей — инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 1000 тыс. детской популяции.
В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. «Имея» инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества. медико-социальный экспертиза инвалидность
Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 10 до 50%. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Поэтому проблема сохранения здоровья населения, в частности здоровья детей, становится приоритетной для государства.
Курение и его влияние на здоровье человека
... мире много людей, которые чувствуют ответственность не только за свое здоровье и здоровье своих будущих детей, но и за здоровье окружающих их людей. Например, часто проводятся мероприятия по борьбе с курением ... В результате ряд стран пытаются избавиться от табачной эпидемии, принимая во внимание другие виды деятельности, направленные на отказ от курения и ведение здорового образа жизни. Табачный ...
В настоящие время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Целью данной работы является анализ порядка проведения медико-социальной экспертизы, оснований признания лица инвалидом, и прав инвалидов.
Задачи:
изучение значения медико-социальной экспертизы,
анализ нормативно — правовой базы в сфере проведения медико- социальной экспертизы;
- дать характеристику оснований и критериев установления группы инвалидности;
- раскрыть права инвалида в обществе.
Глава I.
Теоретические аспекты медико — социальной экспертизы с людьми ограниченными возможностями
1.1 Понятие «люди с ограниченными возможностями»
Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной».Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».[9]
Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» близки по своему содержанию. Однако же понятие «инвалид» — это медицинский термин, он выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом).
В данном случае роль обучения и воспитания отводится специальной педагогике: дефектологии, которая изучает психофизиологические особенности аномальных детей; олигофренопедагогике, исследующей вопросы обучения детей с нарушениями интеллектуального развития; коррекционной педагогике, изучающей вопросы воспитания и развития детей с недостатками в умственном развитии и отклонениями в поведении. Но каждая из этих отраслей специальной педагогики указывает, прежде всего, на ущербность объекта обучения и воспитания. А как же быть с теми, кто имеет достаточно высокий интеллектуальный потенциал? К какому разделу педагогики стоит отнести обучение и воспитание таких людей? Решение этих вопросов невозможно без определения статуса людей в обществе.[9]
Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом включающее только лиц, имеющих статус инвалида. В мировой практике существуют разные, деликатные подходы к определению людей с ограниченными возможностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями». Он используется в настоящее время в странах Западной Европы и США; не ставят крест на человеке в целом, он по-прежнему фиксирует определенную изначальную ущербность, не позволяющую ставить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми.[15]
Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
... в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности; появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников); переориентация системной организации ...
И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. В учебном пособии «Социальная работа с инвалидами» Холостова Е.И. определяет и дает описание моделям инвалидности, в рамках которых осуществляется поддержка инвалидов: медицинская, медико-социальная, модель независимой жизни.[16[
«человек с ограниченными возможностями».
Медико-социальная модель в настоящее время наиболее распространена в цивилизованном мире, так как она базируется на представлении о том, что человеку с ограниченными возможностями для интеграции в общество необходима всесторонняя комплексная помощь в соответствии с патологией, которая привела к инвалидности. При этом предлагается не только медицинская помощь, но и помощь социального характера, предоставляющая возможность ресоциализации, восстановления старых социальных связей или создания новых сообразно с возникшим социальным статусом. Во многом такая помощь направлена на формирование инвалида как личности, адаптированной к существующим социальным условиям, т.е. на изменение самого инвалида.
Модель независимой жизни характеризуется другим взглядом на роль людей с ограниченными возможностями в их интеграции в общество. Согласно философии независимой жизни инвалидов, человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Общество должно адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социальной защитной деятельности.
Трудовые конфликты: виды, функции, пути разрешения
... функция трудового конфликта. Социально-психологическая функция трудового коллектива состоит в том, что он повергает к изменению социально-психологического климата, авторитета, сплоченности, взаимного уважения.[9]Разрешение трудового конфликта является процессом или целенаправленной деятельностью, ... и работодателями.Разрешимость трудового конфликта с теоретической точки зрения зависит от степени его ...
Общественное устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Сегодня люди с ограниченными возможностями относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством. Понятие инвалидности определяется рядом авторов различно. По определению Храпылиной Л.П. «инвалидность — дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности/ По определению отечественного социолога Е.Р. Ярской-Смирновой «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий».
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. «Ограничение жизнедеятельности,- поясняется в этом же законе,- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности: Ограничения I степени — незначительно или умеренно выраженные — имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма. [9]
Ограничения II степени — выраженные — возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма. Ограничения III степени — значительно выраженные — констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.
В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности: I группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в том числе и тех, которые могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому и др.).
ПОНЯТИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ
... инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по основаниям, указанным в последних двух случаях, возможно установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» ... в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, ...
Критерии установления I группы инвалидности: неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц, неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц, неспособность к ориентации (дезориентация), неспособность к общению, неспособность контролировать свое поведение. При этом такие категории жизнедеятельности, как способность к обучению и трудовой деятельности, могут быть нарушены в меньшей степени.[3]
Например, слепые или люди с непротезируемыми культями конечностей, несмотря на стойкие нарушения соответствующих функций и невозможность самообслуживания, при создании определенных условий могут выполнять те или иные виды трудовой деятельности, в то время как больные с тяжелыми соматическими заболеваниями (тяжелая степень сердечно-легочной, печеночной или почечной недостаточности, конечные стадии туберкулеза, злокачественных новообразований) оказываются неспособными к самообслуживанию и к какой бы то ни было трудовой деятельности.
II группа инвалидности дается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения).
По способности к выполнению трудовой деятельности инвалиды II группы дифференцируются следующим образом:
- лица, у которых наступила полная потеря трудоспособности вследствие нарушенных функций организма;
- лица, которым все виды трудовой деятельности на длительный период времени противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности;
- лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, комбинированными дефектами опорно-двигательного аппарата и значительной потерей зрения, которым труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных для них условиях.
II группа инвалидности устанавливается при стойких выраженных расстройствах высших психических функций, нарушении динамики психической деятельности, выраженных эмоционально-волевых нарушениях и личностных изменениях. Такие нарушения вызывают социальную дезадаптацию.
III группа инвалидности устанавливается:
- при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности);
- при необходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности;
- при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц низкой квалификации или ранее не работавших;
- при анатомических дефектах или деформациях, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.
Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:
Понятие инвалидности ее причины и юридическое значение. Порядок ...
... экспертизы 2.3. Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы 2.4. Критерии определения групп инвалидности 3. Реабилитация инвалидов 3.1. Понятие реабилитации инвалидов 3.2. Решение проблем инвалидности в Заключение Список ...
- способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;
- способность к передвижению — способность самостоятельно перемещать в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;
- способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;
- способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве;
- способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
- способность контроля за своим поведением — способность к осознанию себя к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
Также выделяют способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления второй группы инвалидности, при сочетании с одной или несколькими другими категориями жизнедеятельности. Способность к обучению — это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и других), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми) [36, С. 9]. Поскольку в результате лечения, а также под влиянием благоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности может меняться, установлены сроки переосвидетельствования инвалидов: для инвалидов I группы — один раз в два года, для инвалидов II и III групп — один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно. При определении группы инвалидности ВТЭК всегда должна устанавливать причину инвалидности, поскольку от причины инвалидности во многих случаях зависит право на пенсию, ее размер и различные льготы.
В соответствии с Методическими указаниями по определению причин инвалидности, утвержденными приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г., ВТЭК устанавливает следующие причины инвалидности:
- общее заболевание;
- трудовое увечье;
- профессиональное заболевание;
- инвалидность с детства;
- ранение (контузия, увечье), полученные при защите СССР (РФ);
- ранение (контузия, увечье), полученные при исполнении обязанностей военной службы;
- заболевания, связанные с пребыванием на фронте;
- увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы;
- заболевание, не связанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы);
- заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы.
Утверждены также дополнительные инструкции, рекомендации и положения о порядке установления причинной связи инвалидности у участников Великой Отечественной войны; с пребыванием на фронте у лиц, проходивших службу в составе Вооруженных Сил СССР; а также воинов, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан; лиц, утративших трудоспособность вследствие стихийных бедствий или катастроф; заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям, что предусматривает введение дополнительных льгот для инвалидов по пенсионному обеспечению, протезированию, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, по труду, обеспечению жилой площадью, проезду на транспорте. Население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья.
Медико-социальная экспертиза
... медико-социальной экспертизы». В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной ...
По официальной статистике, в России на 1 января 2009 года, по данным Росстата, общая численность инвалидов составила 12 млн. 722 тыс. человек — более 9% всего населения страны. Достаточно весомая цифра: каждый 11-й россиянин — инвалид (см. Приложение 1).
В общем контингенте людей с ограниченными возможностями мужчины составляют 56%, женщины — 44%, 75% — это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями.
За последние десятилетия опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 000 таких детей, то в Российской Федерации к 2007 г. возрос до 529 000 детей. Вызывает тревогу и то, что по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства. Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.
В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 10,1%, II группы — 52,2%, III группы — 37,7%.
Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России на 2008 год такова: на первом месте болезни сердечнососудистой системы (42%), далее следуют злокачественные новообразования (17,5%), затем травмы (11%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,2%), на пятом месте — психические расстройства (7,1%)]. Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.[7]
1.2 Права и льготы человека с ограниченными возможностями
Каждой группе инвалидности соответствуют определенные льготы. Незнание своих прав значительно затрудняет жизнь людей с ограниченными возможностями.
люди с I группой инвалидности, люди с II группой инвалидности, люди с III группой инвалидности, люди с ограниченными возможностями
Учреждения медико-социальной экспертизы
... и теоретических основ медико-социальной экспертизы, разработка и утверждение оценочной системы индикаторов качества медико-социальной экспертизы, с учетом положений МКФ; 2. создание единого федерального регистра инвалидов; 3. организация межведомственного ...
Тяжесть инвалидности может быть различной, от ограничения в работе по специальности до полной утраты трудоспособности. В зависимости от этого устанавливается группа инвалидности. Этих групп — три.
Люди с ограниченными возможностями всех трех групп имеют социальные и медицинские льготы. К медицинским льготам относятся:
- льготы при приобретении лекарств;
- льготы при компенсации расходов на санаторно-курортное обслуживание;
- льготы по протезированию.
Инвалидность I группы
Инвалидность I группы устанавливается, если функции организма нарушены настолько, что не просто полностью отсутствует трудоспособность, но человек нуждается в постоянной помощи, уходе или надзоре.
Инвалидность II группы
Инвалидность II группы устанавливается, если работоспособность утрачена полностью или возможен ограниченный труд в специально созданных условиях. При этом человек не нуждается в постоянной помощи или надзоре.
Медицинские льготы по инвалидности I и II групп
Люди с ограниченными возможностями I группы инвалидности и неработающие II группы инвалидности имеют право на бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей. Бесплатно может быть также предоставлено право приобрести перевязочные средства и отдельные изделия медицинского назначения, при наличии заключения бюро МСЭ на необходимость пользования этими средствами. Работающие люди со II группой имеют право на приобретение по рецептам врачей отдельных лекарств и изделий медицинского назначения с 50-процентной скидкой.
Неработающие люди с ограничениями здоровья имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии в индивидуальной программой реабилитации. Кроме того, лицам с I группой инвалидности предоставляется право на получение бесплатной путевки для сопровождающего лица. Билеты можно приобрести со скидкой 50%. Отдельно существует закон о бесплатном предоставлении гражданам, впервые получившим I группу инвалидности, путевки на санаторно-курортное лечение, которыми они обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности.
Протезы конечностей людям с ограничениями здоровья выдаются бесплатно, а ортопедическая обувь, бандажные изделия, слуховые аппараты и пр. — в зависимости от группы инвалидности и сложности изделия: бесплатно, со скидкой или за полную стоимость.
Лица с ограниченными возможностями I и II групп инвалидности имеют право на бесплатное зубное протезирование.
Инвалидность III группы
III группа инвалидности устанавливается, если человек по состоянию здоровья или эпидемиологическим показателям (например, туберкулез легких) не может работать по основной специальности или специальности, равной по квалификации. Кроме того, она устанавливается ограниченным по трудоспособности учащимся, лицам до 40 лет, нуждающимся в приобретении специальности, а также ограниченно трудоспособным людям низкой квалификации.
Медицинские льготы по инвалидности III группы
Лица с ограниченными возможностями III группы инвалидности, признанные в установленном порядке безработными, имеют право приобретать некоторые лекарства и изделия медицинского назначения по рецептам врача с 50-процентной скидкой.
Виды медико-социальной помощи
... случаях право граждан на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по ... проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима. При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с ...
Людям с ограничениями здоровья III группы инвалидности предоставляется право покупать ортопедическую обувь со скидкой, в зависимости от сложности изготовления такого изделия, или за полную стоимость.[9]
Глава II. Медико — социальная экспертиза как один из видов медицинской экспертизы
2.1 Основные этапы развития отечественной медико — социальной экспертизы
В XI — XIII в.в. основной задачей попечения сирых и убогих было «питание», но эта форма поддержки в виде подаяния или милостыни носила временный и непостоянный характер. Основы медицинской помощи и просветительской деятельности заложены церковью, которой делались первые шаги по открытию больниц и богаделен для больных и увеченных людей. Со временем стали применять термин «инвалид», что в переводе с латыни означало — «не представляющий ценности», «вышедший из строя». В XVIII в. во времена Владимира Даля смысл, вкладывавшийся в слово «инвалид» был полон благородства и достоинства. В переводе с французского оно означало отслужившего заслуженного воина, неспособного к службе из-за увечья, ран, старости. Свое нынешнее толкование слово получило в начале прошлого века, когда им стали именовать не только покалеченных военнослужащих, но и людей, утративших трудоспособность.
Истоки общественного призрения (организованной формы благотворительности или социального обеспечения) в России восходят еще к правлению царя Ивана IV Грозного, который обратился с увещеванием в каждом «граде устроит и богадельни мужские и женские».
Особую роль в развитии учреждений общественного призрения сыграла Екатерина II. В период ее правления допускалась денежная помощь нуждающимся, впервые в истории России законодательным путем была отменена система призрения при монастырях. Была установлена система учреждений общественного призрения (народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома, богадельни, дома для умалишенных и неизлечимо больных и др.) для всех гражданских сословий, финансировавшихся из государственной казны.
В XVII — XVIII в.в. впервые входит в употребление понятие «реабилитация» (от латинского «делать вновь способным»), что по отношению к тому времени означало «вновь приобретенное грешниками право на ношение одежды».
Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы.
Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития на территории России можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:
Экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года.
Первые сведения о применении понятия экспертизы трудоспособности населения в России относятся к 1835 г., когда было организовано «Русское страховое общество». Регулярные военные действия в те годы выдвинули проблему оказания помощи «раненым и увечным» в форме назначения им денежного и «кормового» довольствия. Для этого была разработана первая классификация последствий ранений по степени их тяжести. Отечественный хирург Николай Иванович Пирогов в 1858 г. предложил трехразрядную оценку инвалидности для раненых в зависимости от способности выполнять трудовую деятельность.
В 1905 г. Васильевым П.В. была разработана четырехгрупповая классификация инвалидности, которую стали использовать не только для «раненых и увеченных», но и для больных людей.
Программа социального страхования трудящихся была разработана В.И. Лениным еще в 1903 г., но только в 1912 г. был принят закон о страховании рабочих на случай болезни и увечья.
В 1908-1910 гг. в ряде городов России организуются первые специальные медицинские экспертные учреждения — консультационные бюро врачей. В основе оценки трудоспособности с1910 г. лежала процентная шкала, заимствованная из практики врачебно — экспертных служб западных стран.
Становление и развитие врачебно-трудовой экспертизы (1918 — 1994) [17]
Детищем Октябрьской революции исторически является врачебно — трудовая экспертиза. В первый год после революции проведение экспертизы трудоспособности было возложено на врачебно — контрольные комиссии (ВВК), затем были созданы бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах. Использовалась новая процентно — групповая система определения инвалидности (пятигрупповая классификация инвалидности).
В 1931 г. БВЭ реорганизованы во врачебно — трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), на которые были возложены функции консультационного бюро по определению наряду с группой инвалидности характера работы, которая доступна инвалиду в виде оформления трудовых рекомендаций.
В послевоенные годы в России продолжается совершенствование методов реабилитации инвалидов и нормативных документов по установлению инвалидности. Появилось новое направление — медицинская реабилитация, в основе которой лежала специализированная помощь пострадавшим с ампутационными культями конечностей, тяжелыми повреждениями черепа, головного и спинного мозга, позвоночника. Была создана широкая сеть специализированных средних, высших учебных заведений и санаторно-курортных учреждений для лечения, реабилитации и обучения инвалидов.
Повышению качества экспертизы стойкой нетрудоспособности способствовали организация с 1955 г. стационарной экспертизы, специализированных ВТЭК (туберкулезных и психиатрических), создание высших ВТЭК (республиканских, краевых, областных).
На них возлагалось методическое руководство, контролирующие функции, консультативная деятельность.
В 1956 году создана Инструкция по определению групп инвалидности, установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно».
В последующие годы сеть специализированных ВТЭК расширилась за счет создания офтальмологических, онкологических, кардиоревматологических, травматологических комиссий.
В 1987 г. создано Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), но без соответствующей финансовой поддержки государства и, не имея собственной производственной базы, оно не заняло должного места в системе профессиональной реабилитации инвалидов (с 1995г. — по настоящее время) — Формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России.
В развитие новых подходов в 1995 году была разработана современная концепция инвалидности, которая легла в основу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно закреплен социальный институт «медико-социальной экспертизы».[15]
2.2 Медико — социальная экспертиза: понятие, значение и нормативно — правовое регулирование
Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психосоциальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др.
медико-социальная экспертиза
Основные положения, регламентирующие проведение медико-социальной экспертизы, изложены в Федеральном Законе от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последние изменения внесены Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ)/ [9]
Согласно этому закону, медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основными задачами государственных учреждений медико-социальнойэкспертизы являются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Задачи и функции медико-социальной экспертизы связаны с развитием структурных элементов системы реабилитации, в основе которой лежат принципы гуманизма и доверия к личности больного или инвалида, а также к их возможностям. Сегодня медико-социальная экспертиза рассматривается как область науки и система практической деятельности, функционирующие в здравоохранении и в установленном порядке определяющие медицинские показания к социальной помощи и защите. Следовательно, медико-социальная экспертиза определяет потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни 3 .
Таким образом, задачи социальных служб и реабилитации находятся в диалектическом единстве.
Организация и проведение медико-социальной экспертизы.
Организация медико-социальной экспертизы производится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 г. № 906н « Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 — 90 тыс. человек.
В состав специалистов бюро входят не менее трех врачей — специалистов по медико-социальной экспертизе. В связи с главной задачей медико-социальной экспертизы — определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, — в состав комиссий бюро медико-социальной экспертизы введены новые специалисты: врач — реабилитолог, специалист по социальной работе, психолог. [см. Приложение]
Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу:
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. № 77″Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь») указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. [[8]
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу выдается в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 декабря 2006 г. № 874″Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения».
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания), может проводиться на дому или в стационаре в случае, если гражданин не может явиться в бюро. В случае обжалования решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования медико-социальная экспертиза гражданина проводится в главном или Федеральном бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина, которое подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, в который вносятся заключения консультантов, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, подписывается руководителем и специалистами бюро. Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом. Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются в соответствующие военные комиссариаты.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Ему выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
В задачи медико-социального специалиста и реабилитолога входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни. При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях).
Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
Медицинские и социальные работники оказывают организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогают в организации санаторно-курортного лечения, способствуют приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организуют по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.
Так, оптимальным является устранение или полная компенсация повреждений путем проведения восстановительного лечения. Как видно из вышеизложенного, в системе социальной защиты инвалидов реабилитология обладает особой спецификой и, по мнению многих исследователей, должна быть признана самостоятельной отраслью. С реабилитации инвалида начинается его ресоциализация, вслед за которой следует этап реинтеграции человека в активную общественную жизнь.
Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами учреждения государственной службы МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения врачами и специалистами по социальной работе.
Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психосоциальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др.
В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальных последствий, к которым приводят заболевание, травма или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению здоровья и трудового потенциала, уменьшению тяжести инвалидности или ее предотвращению.
Задачи и функции медико-социальной экспертизы связаны с развитием структурных элементов системы реабилитации, в основе которой лежат принципы гуманизма и доверия к личности больного или инвалида, а также к их возможностям. Сегодня медико-социальная экспертиза рассматривается как область науки и система практической деятельности, функционирующие в здравоохранении и в установленном порядке определяющие медицинские показания к социальной помощи и защите. Следовательно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) определяет потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Следует отметить, что МСЭ в свое время рассматривалась как более узкое понятие под названием «врачебно-трудовая экспертиза». В задачи врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) в первую очередь входили:
- диагностика заболевания и научно обоснованная оценка состояния трудоспособности;
- определение степени утраты трудоспособности и установление остаточной работоспособности;
- установление научно обоснованных трудовых рекомендаций, позволяющих без ущерба для здоровья участвовать в общественно-полезном труде;
- систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов;
- определение мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, т.е. реабилитация (медицинская и социальная);
- выяснение причин снижения или утраты трудоспособности и осуществление мероприятий по предупреждению инвалидности.
Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни.[8]
Таким образом, задачи социальных служб и реабилитации находятся в диалектическом единстве.
Организация этих научно-исследовательских институтов способствовала выработке новых научных и практических аспектов врачебно-трудовой экспертизы, началу изучения и анализа заболеваемости, разработке мероприятий по ее снижению. Одновременно началась работа по созданию более рациональной классификации групп инвалидности. В 1928 г. на I Всесоюзном совещании по врачебно-трудовой экспертизе были отмечены недостатки в работе БВЭ и поставлен вопрос о необходимости новой классификации групп инвалидности. В 1932 г. разработана и утверждена новая трехгрупповая классификация инвалидности, в основу которой положен принцип определения состояния трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов. Эта классификация была прогрессивнее предыдущей, она четко регламентировала критерии для установления каждой группы инвалидности с учетом показаний к работе в своей или другой профессии. I группа инвалидности определялась лицам, «утратившим трудоспособность полностью и нуждающимся в постороннем уходе»; II группа— «утратившим полностью трудоспособность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии»; III группа — «неспособным к систематическому труду по своей профессии, но могущим использовать свою остаточную трудоспособность: а) либо на нерегулярной работе; б) либо при сокращенном рабочем дне; в) либо в другой профессии со значительным снижением квалификации».