Сущность гражданского общества: идейные истоки и современные представления
Пробуждение интереса к гражданскому обществу как социальному явлению в основном связано с социально-политическими потрясениями, полностью изменившими облик Восточной Европы и России за последнее десятилетие.
Современные представления о гражданском обществе являются результатом их долгой эволюции в истории социально-философской и политической мысли, которая объясняет их разнообразие и противоречие, и на которых я хотел бы остановиться сейчас, бросив беглый взгляд на историю этой концепции.
В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные трактовки его сущности, две разные интерпретации этого понятия.
Более традиционным стало представление о том, что «гражданское общество» появляется с появлением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.
Вторая трактовка гражданского общества связана с представлением о нем как о некой сфере общества — сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.
Так же, как существуют разные интерпретации идеи гражданского общества, возможны и разные ее периодизации.
Начальный период — предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки (с античности до XVI-XVII веков).
Период, в котором происходит «вызревание» данной идеи. Если в этот период использовать выражение «гражданское общество», значение имеет совершенно иное значение, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается тождественным государству или политическому обществу.
В целом для античности, как и для средневековья, характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, по сути дела, одно и то же.
Апелляция в гражданском процессе: проблемы теории и практики
... исследования данной курсовой работы рассмотреть характерные черты и виды апелляции, право апелляционного обжалования судебных решений, а также с помощью обзора судебной практики по гражданским делам проанализировать ... в течение всего периода существования принципата. Для него было характерным отсутствие судебных инстанций с разделением на высшие и низшие. С учреждением таких инстанций низшие суды ...
Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда все больше внимания уделяется личности, устранению неравенства, установлению закона в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве.
За начальным следует естественно-правовой период. Это момент возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков. Этот период связан с именами Ф. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и многие другие мыслители, выражавшие в своих произведениях потребности времени, сводились к борьбе между абсолютной монархией и зарождающейся буржуазной демократией.
Согласно этим концепциям общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век» (Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс).
Переход к семейному положению сопровождается заключением общественного договора, на основе которого люди и власть строят свои отношения. Схематично содержание этих понятий можно выразить следующим образом: естественное состояние — общественный договор — гражданское, социальное, политическое государство.
Эти концепции подчеркивали принцип индивидуальной свободы, идею внутренней ценности человека, уважения к его собственности и экономической независимости, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе «стабильность, процветание и прогресс общества в целом неразрывно связаны с благополучием человека, чьи интересы и собственность защищены законами и целой системой институтов и институтов, обеспечивающих эффективность Закон».
Представители теории общественного договора обратили внимание на противостояние гражданского общества, олицетворяющего частный интерес, и государства, воплощающего общественный интерес. Они стремились найти оптимальный способ сочетания личных и общих интересов, индивидуальной свободы и своего осознанного самоконтроля. Тема индивидуализма, так или иначе поднятая в произведениях Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье и других авторов, привлекла внимание к вопросу о правах и свободах личности как гражданина — члена независимого государства. Компания.
Они во многом способствовали формированию традиции, согласно которой государство рассматривалось как разросшийся организм, препятствующий «свободному выражению воли человека и реализации его потенциала». И хотя сами представители теории общественного договора, в сущности, отождествляли понятия «гражданское общество» и «государство», используя их как взаимозаменяемые, традиция, сформировавшаяся на основе этих теорий, начинает их не только различать, но и противопоставлять, выдвинув на повестку дня тему «гражданское общество против государства».
Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества будет «институциональный период» (XIX — первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая онтологический статус.
Право, его роль в жизни общества и государства
... общества, всех лиц, в том числе граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства. Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством. ...
Этот период начинается с Гегеля, который впервые в наше время различал государство и гражданское общество, подчеркивая тождественность первого со вторым. Как и многие авторы нашего времени, Гегель считал гражданское общество признаком современности и особым этапом в мировой истории.
Гражданское общество относится к государству как к предыдущему этапу с последующим, как низшая форма с высшей формой, как часть с целым. В то же время гражданское общество кажется одновременно автономным и неразрывно связанным с государством — политическим и неполитическим явлением.
Здесь берет свое начало традиция двойственного употребления понятия «гражданское общество»: в одном случае — как определенного уровня развития социального организма в целом, отождествляемого с государством (что является продолжением линии предшествующего этапа); в другом — как особой сферы, включающей совокупность структур и институтов, возникших раньше государства и, стало быть, хотя бы отчасти независимых от него. И это второе понимание станет основой для интерпретации гражданского общества на следующем этапе.
Токвиль связывал формирование общества в целом и гражданского общества в частности с формированием сообщества, которое представляет собой институт, который предстает перед государством и независимо от него. именно в сообществе, обладающем собственной силой и независимостью от государства, воспитывается привычка к свободе, равенству, формируется чувство гражданской совести. Сообщества, являясь источником силы государства, не допускают его вмешательства в свою жизнь.
Сообщества являются изначальной основой, но не единственными элементами гражданского общества. «Общинные учреждения так относятся к свободе, как начальные школы к науке». На их основе создаются многочисленные гражданские ассоциации и объединения — религиозные, семейные, профессиональные, и т. д., — охватывающие почти все сферы социальной деятельности.
Помимо своих непосредственных задач, ассоциации выполняют и другие функции. Во-первых, это институты, защищающие моральные ценности, свободу мысли и независимость решений от государственного вмешательства. Во-вторых, они выступают гарантом, защищающим как людей от вторжений внешних политических сил, так и социальную сферу и политические институты от чрезмерных амбиций и корыстных интересов самих людей.
Впоследствии исследования гражданского общества и его отношений с государством развивались по западному образцу в контексте традиций Локка, Гегеля и Токвиля. При этом, если гегелевская традиция способствовала формированию общеметодологических подходов к проблеме, локковская — ее политическому и юридическому анализу, токвилевская же традиция служит теоретической и практической основой для исследований конкретной структуры гражданского общества, т. е. придает проблеме социологическое измерение.
Понятие субъекта гражданских процессуальных отношений
... обязанностей суда, как субъекта всех процессуальных отношений, заметно превышает полномочия любого другого участника гражданского процесса. Участники гражданского процесса Согласно статье 34 Гражданского процессуального кодекса РФ, ... может привлекаться к участию в процессе как третье лицо. Прокурор представляет интересы государства в судебном процессе. Необходимость защиты субъективных прав граждан ...
Несмотря на разницу между этими традициями, все они разделяют некоторые общие принципы. Это, во-первых, принцип, согласно которому все люди по самой своей природе являются свободными и равными перед законом. Во-вторых, это принцип законности, означающий, что законы, определяющие реальную сферу свободы личности, имеют универсальное значение. В-третьих, это принцип свободы, который касается выражения своих потребностей и действий в собственных интересах в рамках существующего верховенства закона, а также право создавать добровольные ассоциации, гарантированные законом и компетентными учреждениями. В-четвертых, это защищенная государством свобода приобретения собственности и распоряжения ею. Наконец, в-пятых, существуют механизмы, которые стабилизируют отношения между гражданским обществом и государством и дают обществу необходимый уровень защиты от государственного вмешательства.
Четвертый этап, эволюции идеи гражданского общества, — 20-90-е годы XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни и т. д. Постепенно возникают условия для трансформации дихотомии «гражданское общество-государство» в более сложные структуры.
Идея гражданского общества находит свое практическое воплощение в системе устойчивых и общепринятых представлений об этом обществе, которые понимает и разделяет большинство его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, идей, мнений и др. Идея гражданского общества перестает быть только теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания. Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской.
Возникают различные формы реального гражданского общества. В настоящее время мало кто отождествляет гражданское общество с государством, даже если оно легально, поскольку в этом случае понятие гражданского общества теряет свое содержание. Гражданское общество теперь действует как связующее звено между человеком и государством, «частной» и «общественной» сферами, частными и общими интересами.
Большое внимание разработке идеи гражданского общества в данном направлении уделяли американские социологи Р. Нисбет и П. Бергер. Они также подчеркнули особую значимость и важность посреднических структур: церквей, семей, сообществ, общественных объединений — как посредников между человеком и государством. Они призвали политические институты всячески защищать и поощрять посреднические структуры и использовать их везде, где это возможно. Только эти структуры смогут придать смысл и моральное измерение социальным и государственным институтам, чтобы человек чувствовал себя более «как дома» в современном обществе.
Дальнейшая институционализация данной идеи приводит к образованию множества научных школ и течений, имеющих политическое значение, так или иначе влияющих на расстановку политических сил. Некоторые из них стимулируют новые социальные движения, гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовых моделей, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
... в Российскую Федерацию порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Феде 6.1. В соответствии со ст. 15 и 17 Федерального закона право гражданина ... регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу верои Статья 6. Религиозные ...
Развитие идеи гражданского общества в России — огромная тема, которая остается вне нашего поля зрения. В целом можно сказать, что на современном этапе данное понятие проделало значительную эволюцию от концепции «социалистического гражданского общества» с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии: о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и добровольных объединений.
.Структура гражданского общества в условиях его жизнедеятельности
Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:
) в свободной самодеятельности граждан;
) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;
) в развитии негосударственных общественных отношений — семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и других. Все они нацелены на создание условий для полного удовлетворения различных интересов и потребностей членов общества.
. Основополагающий принцип — неотъемлемое право конкретного человека, человека на личную свободу, на самореализацию.
. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.
Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная многоуровневая система бессильных звеньев и структур. Он включает в себя весь набор межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.
Первый уровень межличностных отношений в гражданском обществе связан с удовлетворением базовых (первичных) потребностей в пище, одежде, жилье и т. д., обеспечивающих жизнедеятельность индивидов; они удовлетворяются благодаря производственным отношениям. Эти потребности реализуются через такие общественные институты как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации (например, частные предприятия, акционерные общества, потребительские ассоциации, профессиональные объединения врачей, преподавателей, строителей и др.).
Второй уровень межличностных отношений связан с потребностями в продолжении жизни, поддержании здоровья, воспитании детей, духовно-культурном совершенствовании, религиозной вере, информации, общении и т. д. Они образуют комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-супружеские, этнические и другие формы взаимодействия. Потребности этого уровня реализуются через такие институты, как семья, церковь, образовательные, научные учреждения, творческие, спортивные союзы, СМИ, учреждения культуры и др.
Роль правовой информации в жизни личности, общества, государства
... на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась ... улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом ...
Третий по величине уровень межличностных отношений связан с политическим участием, с индивидуальным выбором, основанным на политических предпочтениях и ценностных ориентациях. Этот уровень предполагает формирование у человека определенных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью политических партий, движений, групп интересов, групп давления и т. д.
Современное гражданское общество в разных странах мира состоит из огромного количества групп людей, действующих независимо друг от друга с разными ориентациями. Гражданское общество включает добровольные ассоциации граждан, творческие и корпоративные ассоциации, религиозные, общественные организации и профсоюзы, отражающие самые разные социальные и групповые интересы. Эти организации и ассоциации имеют свои собственные механизмы саморегулирования и самоуправления, которые позволяют им функционировать без государственного вмешательства. Гражданское общество способствует инициативе граждан, реализации творческого потенциала личности, поскольку только свободный человек может творить, переживать, творить.
Рассматривая структуру гражданского общества, можно выделить три основных сферы: экономическую, социально-политическую и духовную.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются: индивидуальные формы экономической активности; коллективные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества (промышленные, торговые, финансовые и др.); отраслевые союзы и ассоциации (союзы нефтяников, газовиков, промышленников и предпринимателей, ассоциации банков и др.).
Другими словами, это все формы и типы предприятий и организаций, которые создаются гражданами в сфере хозяйственной и экономической деятельности на основе добровольного объединения, по собственной инициативе, без участия государства. Исключение составляют государственные унитарные предприятия. Отношения конкуренции, баланса и интеграции интересов устанавливаются на основе действия законов свободной рыночной экономики.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя: различные формы общественно-политической активности граждан (митинги, собрания, демонстрации); общественные, политические организации и движения (профсоюзы, общества для оказания содействия социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения, партии и др.); органы общественного (местного) самоуправления; негосударственные средства массовой информации. Его традиционными элементами являются: семья, социальные группы и сообщества. В этой сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как формирование и выражение общественного мнения, выработка общепринятых норм и ценностей, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизация социальных общностей, оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан.
Конституционные обязанности человека и гражданина РФ
... и свободы. Таким образом, основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связанны с необходимостью его участия в обеспечения интересов общества, государства, других граждан. 1.2 Признаки конституционных обязанностей «Особенностью конституционных обязанностей ...
Духовная сфера гражданского общества напрямую связана с нравственным и духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. В этой сфере к элементам гражданского общества следует отнести наличие таких важнейших прав и свобод как свобода совести и слова. Их реализация выражается, прежде всего, в творческой самодеятельности и саморазвитии отдельных людей, их реальной возможности развивать собственные идеи и концепции, публично высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Эта сфера включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ (например, союзы писателей, художников, композиторов; научные сообщества; культурные и просветительские организации; негосударственные образовательные учреждения; церковь, религиозные организации и духовные движения).
Такова структура гражданского общества, рассматриваемая в соответствии с основными сферами общественной жизни. Однако необходимо обратить внимание еще на два важных обстоятельства, которые тесно связаны друг с другом. Во-первых, хотя структура гражданского общества несет на себе отпечаток основных сфер деятельности людей и существующего социально-классового деления общества, сама по себе она складывается в результате взаимодействия свободных (суверенных, автономных) субъектов гражданского общества. Гражданское общество основано на балансе их интересов, поэтому первостепенное значение при характеристике его структуры принадлежит функциональному анализу, который позволяет раскрыть указанный характер объединения людей в сообщества, характер их членства в такой специфической человеческой общности как гражданское общество.
В этим связано второе важное обстоятельство. Структура гражданского общества имеет по преимуществу горизонтальный характер. В отличие от государства, в нем преобладают не вертикальные связи, а горизонтальные. В гражданском обществе складываются отношения (конкуренции, противоборства, а также солидарности, сотрудничества) между свободными и юридически равноправными партнерами. Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия (договора) равных субъектов (партнеров, контрагентов), являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются (например, при объединении нескольких сходных по целям региональных организаций в более крупную структуру с образованием руководящего центрального органа), но горизонтальные связи являются основополагающими и, безусловно, доминируют.
Только развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия его жизнедеятельности, а по отношению к индивиду — предотвратить возможные ограничения его прав и свобод. И сегодня гражданское общество во многом определяет состояние государственности.
Гражданское общество в современной России: состояние и тенденции развития
... Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, ...
.Проблема реформирования гражданского общества в РФ
гражданский общество идейный политический
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.
В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество — это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Американский политолог О.Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. А.Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил». <#»justify»>Итоги радикальных реформ в России
Конец XX века был ознаменован крушением коммунистической системы. Были сделаны первые шаги в сторону создания правового государства, рыночной экономики и гражданского общества. Однако возможность совершить исторический прорыв не была реализована. Политика изменений, осуществлявшаяся в последние десять лет, базировалась на корыстных интересах и вульгарных экономических подходах, отвергнутых опытом социально-экономического и интеллектуального развития стран Европы и мира.
Отказ от принципа социальной справедливости привел к снижению уровня и ухудшению качества жизни большинства россиян, вытеснению значительной части населения за черту бедности. Возникло резкое социальное расслоение — признак отсутствия среднего класса как гаранта стабильной демократии. Невыполнение социальных обязательств перед населением при одновременной приватизации узкой группой лиц национальных богатств и институтов государственной власти раскололо общество на преуспевающее меньшинство и проигравшее большинство. Испытания диким капитализмом не выдержали образование, здравоохранение, наука и культура.
Условия становления гражданского общества в современной Росии
Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяется большинством современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр вульгарных подходов к реформам, который был характерен для России в 1990-е гг., необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.
Дипломная работа акционерные общества как субъекты гражданского права
... общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов (ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). ^ Уставный капитал акционерного общества ... их реализацию физическим (гражданам) и юридическим (организациям) лицам. Условия эмиссии акций, в том числе их количество, форма выпуска, а также права, которые будут иметь владельцы ...
Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.
По мнению российского ученого С.Перегудова развитие гражданского общества в России зависит от двух игроков: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия».
Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок — не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.
В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола.
Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;
политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном , так и на региональном уровне;
ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-grajdanskoe-obschestvo/
1.Белов Г.А. Политология. — М, 1994.
2.Гаджиев К.С. Введение в политологию. — М., 1993.
.Социально политические науки.// №8-1992, №6-1991, №1-1991, №2-1990, № 4-1991, № 5-6-1993, №7-1991.
.Проблемы формирования гражданского общества. М.: Институт социологии РАН, 1993.