Предварительное расследование — одна из стадий уголовного процесса, самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи, которые определяются задачами всего уголовного судопроизводства и вытекают из них. Предварительное расследование направлено на быстрое и полное раскрытие преступлений, обнаружение и изобличение лиц, их совершивших, своевременное привлечение виновных к законной ответственности. Вместе с тем в ходе расследования выявляются и исследуются все обстоятельства, оправдывающие или смягчающие ответственность обвиняемого.
Органы расследования обязаны выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, в целях предупреждения их в дальнейшем. Предварительное расследование направлено также на своевременное принятие мер обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Предварительное расследование по каждому делу должно отвечать таким требованиям, как всесторонность, полнота, объективность и быстрота исследования обстоятельств дела.
Для повышения качества предварительного расследования большое значение имеет строгое соблюдение законности, прежде всего соблюдение уголовно-процессуальных норм, регулирующих порядок производства любого из следственных действий в отдельности и всех их в совокупности. Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние.
Однако в судебном заседании исследуются в основном материалы, собранные на стадии предварительного расследования.
Поэтому предварительное расследование, на мой взгляд, самая важная стадия уголовного процесса. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы не возможно без производства предварительного расследования. Для того чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д.
Предварительное расследование составляет основу, существования деятельности следователя, органа дознания и дознавателя.
Сутью предварительного расследования, является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно включает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.1 Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полностью, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ.
Планирование расследования многоэпизодных уголовных дел
... других факторов процессуального, тактического и иного характера, вытекающих из особенностей конкретного уголовного дела. При расследовании сложных преступлений бригадным способом требуется исключительная согласованность между всеми членами группы. Для достижения ...
Предварительное расследование поистине является глобальной частью уголовного процесса, поскольку от качества проведения этой стадии зависит, будет ли претворен в жизнь главный принцип уголовного процесса «Ни одно лицо виновное в совершении преступления не должно уйти от ответственности и ни один не виновный не должен быть привлечен, к уголовной ответственности». Предварительное расследование так же является базовым элементом, поскольку на нем строятся все остальные стадии уголовного процесса. Сложная система данной стадии представляет собой весьма тонкую и искусно сотканную цепочку следственных действий, которые должны выполняться в строгом соответствии с законом, дабы обеспечить полное всестороннее и объективное расследование уголовного дела.
Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный, не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Задачи исследования состоят в разборке теоретических основ уголовно процессуальной деятельности по обеспечению общих условий предварительного расследования и выработке на этой базе научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Целью работы является обобщение результатов исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов, авторских исследований, на основе исследования теоретических работ законодательства и практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы, которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.
Предметом исследования являются развитие и современное состояние правового статуса предварительного расследования.
В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительный, статистический, формально- юридический.
Актуальность данной работы заключается в применении общих условий предварительного расследования, на данном этапе современного общества. В основе, которого находятся процессы и на основании чего они применяется на практике. Вопросы общих условий предварительного расследования в целом, теснейшим образом связаны с необходимостью, с одной стороны, обеспечить установление истины по каждому уголовному делу, а с другой — гарантировать права и законные интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовного процесса. Так же актуальность темы исследования вызвана тем, что современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения, так же происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства.
Предварительное расследование. Понятие и формы
... органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяя тем самым непосредственные задачи отдельных стадий процесса и органов, ведущих производство по уголовному делу. С учетом сказанного можно сформулировать следующие задачи предварительного расследования: ...
Настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования. В первой главе рассмотрено дознание и следствие как процессе предварительного расследования, во второй главе раскрыты особенности подследственности и окончания предварительного расследования, в третьей главе меры, связанные с обеспечением прав и законных интересов участников уголовного процесса, в заключении сформулированы выводы.
1.ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛНОГО
1.1 Дознание как форма предварительного расследования
Дознание ¾ это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание проводится по подследственности определенными органами по определенным категориям дел, указанным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять дознание по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель, тем не менее, по своему процессуальному статусу отличается от следователя1.
Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств, преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки. Некоторые исследователи делают вывод о существовании в современном УПК РФ трех форм предварительного следствия: дознание, предварительное следствие и смешанная форма, при которой неотложные следственные действия органов дознания предшествуют предварительному следствию, что ведет к «полному смешению процессуальных институтов1».
Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел 8 «Предварительное расследование» УПК РФ. Тем самым подчеркивается, что дознание есть часть предварительного расследования, одна из его форм.
Дознание, как форма предварительного расследования проводиться в двух направлениях:
Понятие органов дознания
... лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Дознаватель уполномочен: проводить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; ...
- дознание по делам о
преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ); - дознание по делам о
преступлениях, по которым производство предва рительного следствия не обязательно (п.2 ч 3 ст.150 УПК РФ).
Дознанию в теории уголовного процесса посвящено значительное число работ. В них рассмотрены особенности деятельности милиции и начальников исправительно-трудовых учреждений. Вопросам же производства дознания другими органами дознания внимания не уделялось.
В отношении, к примеру, органов государственного пожарного надзора процессуалистами указывалось лишь на то, что уголовно-процессуальная деятельность последних осуществляется по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил с 1935 года. В своих публикациях авторы, если и останавливались на той или иной особенности деятельности какого-либо другого, помимо милиции, органа дознания, то делали это обычно бегло и очень кратко1. Именно поэтому характеристика дознания применительно к деятельности выбранных нами для примера органов государственного пожарного надзора обычно заканчивалась повторением содержания п.6 ч.3 ст.151 УПК РФ. Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начинается после возбуждения уголовного дела. У него есть существенные отличия от протокольного расследования. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в суд с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.
Закон и ту, и другую деятельность, осуществляемую на этапе предварительного расследования, именует дознанием.
Однако следует помнить, что «дознанием при существующей его законодательной регламентации охватываются две разнородные процедуры, объединение которых в одном правовом институте является искусственным»1. Совершенно верно в этой связи утверждение Г.И.Мачковского, что дознание — это лишь производство неотложных следственных действий (и соответствующие решения)1, то есть, согласно Гаврилову А.К., дознание всегда лишь первый этап (часть) расследования1; а так называемое дознание в полном объеме — это проведение органом дознания предварительного следствия, с ограничением при этом прав граждан. Иными словами, если два, совершенно разной природы, задач, сроков и т.п., вида деятельности могут именоваться одинаково, и если такое положение считать оправданным, последовательно все виды уголовно-процессуальной практики органов дознания именовать дознанием.
Согласно ч. 3 ст.150 УПК РФ по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, за некоторым исключением: