Система управления охраной труда

Содержание скрыть

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – это часть общей системы менеджмента организации, которая управляет рисками в области охраны здоровья и безопасности труда.

Все работодатели независимо от размера организации должны создавать и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда ( ).

Требования к СУОТ установлены «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

В управлении образования г. Йошкар-Олы разработано Положение о СУОТ в соответствии с м, утвержденным приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н . [5]

Системы стандартов безопасности труда представляют организационно – методических документы и типовые инструкции по охране труда, они устанавливают правила, критерии и процедуры которые направлены на обеспечение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Выполнение требований по охране труда, являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно – правовых форм и гражданами при осуществлении ими любых видов производственной деятельности.

Нормативные требования Российской Федерации по охране труда содержатся в законах и других нормативных, правовых актах, а также в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда и в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах.

Государство гарантирует защиту прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены труда. [1]

Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений, профсоюзов и общероссийских объединений работодателей устанавливают системы безопасности труда, организационно — методические документы и типовые инструкции по охране труда, а так же сроки их пересмотра. Порядок разработки и утверждения требований по охране труда содержащихся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а так же в правилах безопасности санитарных и строительных нормах и правилах стандартах.

Для эффективного управления системой охрана труда необходимо иметь:

— организационную структуру (органы управления);

6 стр., 2514 слов

Система управления охраной труда (2)

... решению проблем безопасности и условий труда; подготовка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация финансирования предусмотренных в них мероприятий; создание территориальных систем управления охраной труда, содействие внедрению ...

— нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);

— ресурсы (людские, материальные, финансовые).

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СУОТ

1.1. Организация системы управления охраной труда

СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда.

СУОТ представляет собой единство:

а) организационных структур управления учреждения с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

в) устанавливающей (локальные нормативные акты управления образования) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

ГОСТ 12.0.230—2007 «

Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

Основой организации и функционирования СУОТ в управлении образования г. Йошкар-Олы является Положение о СУОТ, которое утверждается приказом начальника управления образования с учетом мнения профсоюзной организации работников. [5]

В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности управления образования включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика управления образования в области охраны труда;

б) цели управления образования в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами управления образования);

г) процедуры, направленные на достижение целей управления образования в области охраны труда (далее — процедуры), включая:

процедуру подготовки работников по охране труда;

процедуру организации и проведения оценки условий труда;

процедуру управления профессиональными рисками;

процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

3 стр., 1435 слов

Безопасность труда на рабочем месте офисного работника

... осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК) – аттестацию рабочих мест. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места не реже ...

процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

В управлении образования функции службы охраны труда осуществляет ведущий специалист, обязанности на которого возложены приказом по учреждению.

В соответствии со статьей 370 ТК РФ, коллективным договором управления образования и «Положением об уполномоченном лице по охране труда профсоюзной организации управления образования» (утв. постановление Исполкома Профсоюза РФ от 26.03.2013 г. № 13 «Положение об уполномоченном (доверенном) лице по ОТ профсоюзного комитета образовательной организации») – профсоюзная организация, в лице председателя и (или) уполномоченного лица по охране труда профсоюзной организации участвуют в управлении охраной труда в организации, а также осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов работодателем, содержащих нормы трудового права на всех уровнях управления охраной труда. [6]

Организация работы по охране труда в управлении образования определяется его Положением, должностными инструкциями, Правилами внутреннего трудового распорядка, и в соответствии с требованиями разработанного внутри организации Положения.

Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме:

 организация системы управления охраной труда 1

1.2. Что из себя представляет система управления охраной труда (СУОТ)?

Прежде всего, необходимо четко проводить отграничение СУОТ от охраны труда. От понимания разницы между СУОТ и охраной труда будет зависеть понимание правового регулирования обязанности обеспечения первого и второго, а также правовые последствия за необеспечение первого и второго.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. (Ст. 212 ТК РФ).

9 стр., 4187 слов

Особенности охраны труда отдельных категорий работников

... охраны труда: понятие охраны труда; требования охраны труда; прав и обязанностей субъектов трудового права, касающихся охраны труда; ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда; прав отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью). 1. Охрана труда ...

Схематично эти требования можно обозначить следующим образом:

  • безопасность территории, производственных зданий, сооружений, помещений, оборудования, технологических процессов;

  • безопасность каждого рабочего места;

  • санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами;

  • специальная оценка условий труда;

  • подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктажи, проверка знаний работников по вопросам охраны труда;

  • локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по пользованию оборудованием, механизмами и т.д.);

предварительные и периодические медицинские осмотры работников;

расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

СУОТ, включающая в себя такие вопросы, как идентификация опасностей и рисков, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и т.д.

Итак, частью охраны труда, одним их требований по охране труда является наличие разработанной и внедренной СУОТ.

Специальные функции управления системой охрана труда в управлении образования возлагаются на ведущего специалиста соответствующей квалификации.

В отношении системы управления охраной труда действует государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 12.0.230—2007 « Системы управления охраной труда. Общие требования »

В соответствии со стандартом

1. Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2. Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3. Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4. Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

17 стр., 8125 слов

Государственное управление в области охраны окружающей среды ...

... управления охраны окружающей среды и природопользования РФ и Калужской области. ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования 1.1 Теоретические основы управления в области охраны окружающей среды ... области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области. Информационной базой при написании работы послужили труды ...

5. Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6. Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7. Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

8. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

9. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

10. Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

11. Управление записями.

12. Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13. Проведение анализа со стороны руководства.

Только основываясь на названии процедур СУОТ, можно сказать, что СУОТ является не только одним из требований охраны труда, но и является формой реализации, организации, внедрения охраны труда в организации.

Возникает вопрос: зачем нужна система управления охраной труда?

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом.

Система позволяет:

  • контролировать вредные и опасные производственные факторы;

  • управлять производственными рисками;

  • предотвращать инциденты, аварии, внештатные ситуации;

  • снижать ущерб организации от неправильной работы;

  • создавать интегрированную систему менеджмента.

Перед созданием СУОТ проводится предварительная оценка состояния охраны труда. Ее организуют специалист по охране труда, уполномоченный по охране труда, руководитель структурного подразделения.

Во время предварительной оценки проверяют:

  • информацию о квалификации работников, прохождении ими обучения и проверки знаний по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • результаты проведения специальной оценки условий труда;

  • результаты оценки соответствия условий труда санитарно-гигиеническим нормативам, осуществляемой в рамках производственного контроля;

  • результаты оценки профессиональных рисков, включая оценку безопасности и исправности применяемых машин, механизмов, оборудования, инструментов и приспособлений;

    4 стр., 1940 слов

    Организация охраны труда в РФ.Обеспечение прав работников на охрану труда

    ... секретаря. 2. Обеспечение прав работников на охрану труда 2.1. Права и гарантии работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Нормы об обеспечении прав работников на охрану труда содержатся в главе 36 Трудового кодекса РФ. Право работника на охрану труда многокомпонентно и включает в себя: право на рабочее ...

  • результаты анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • результаты мониторинга состояния охраны труда, в том числе обеспеченность работников СИЗ, молоком и лечебно-профилактическим питанием, режимы труда и отдыха.

Политика по охране труда показывает намерения и обязательства руководства обеспечить соответствие условий труда требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда. Она должна быть оформлена локальным нормативным актом, доведена до сведения работников и расположена в доступном месте.

Документация может охватывать:

  • распределение обязанностей по охране труда;

  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;

  • учет мероприятий по охране труда;

  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профзаболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;

  • нормативы и правила охраны труда;

  • результаты контроля состояния производственной среды;

  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;

  • инструкции и т. д.

Планирование предусматривает разработку программы по улучшению условий труда. В этот документ входят мероприятия по внедрению средств коллективной защиты, приобретению спецодежды и СИЗ, организации обучения по охране труда, проведению медосмотров, контролю вредных и опасных производственных факторов и другие.

Планирование системы управления охраной труда осуществляет руководитель организации.

Руководитель должен определить и сформировать политику в области охраны труда, которая включает в себя следующее:

  • как обеспечить безопасность работников при осуществлении трудовой деятельности;

  • как не допустить случаи производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • как соблюсти меры безопасности.

Для составления локального акта – политики по охране труда необходимо выполнить следующее:

  • определить перечень работ, направленных на организацию функционирования СУОТ, а также на определение ресурсов (финансовых и людских), необходимых и достаточных для их реализации;

    13 стр., 6291 слов

    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

    ... особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Целью данной работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также соответствующей правоприменительной практики. 1. Охрана труда. Понятие, требования, права и обязанности работников Охрана труда ...

  • составить план мероприятий по охране труда, который должен содержать:

  • ожидаемый результат по каждому разработанному мероприятию;

  • сроки реализации мероприятий;

  • ответственных лиц за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;

  • источник финансирования мероприятий (с указанием мероприятий, финансируемых за счет возвратных средств ФСС России).

План мероприятий необходимо пересматривать в зависимости от изменений:

  • в технологических процессах и оборудовании;

  • в оказываемых услугах;

  • в нормативных документах.

1.3. Политика управления образования в области охраны труда

Политика управления образования в области охраны труда (далее — Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией управления образования о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, средств индивидуальной и коллективной защиты;

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

18 стр., 8808 слов

Управление образованием

... последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные ... не в состоянии обучить тому, что действительно пригодится будущему работнику в сфере производства, управления или услуг. Виной ли тому недостаточная оснащенность Вузов современными ...

В Политике по охране труда отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах управления образования требованиям охраны труда;

б) обязательства управления образования по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности управления образования и вида (видов) осуществляемой им деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

При определении Политики по охране труда начальник управления образования обеспечивает совместно с работниками и уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у управления образования и обсуждение Политики по охране труда.

Основные цели управления образования в области охраны труда (далее — цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации начальником управления образования процедур, предусмотренных Положением СУОТ. Количество целей определяется спецификой деятельности управления образования.

Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУОТ

2.1. Обеспечение функционирования СУОТ

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами управления образования осуществляется начальником управления образования с использованием уровней управления.

Организация работ по охране труда непосредственно на самого руководителя управления образования, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц управления образования, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых начальником управления образования по гражданско-правовому договору.

В качестве уровней управления могут рассматриваться:

а) уровень структурного подразделения;

б уровень управления образования в целом.

С учетом специфики деятельности управления образования, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.

Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц управления образования устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда штатных специалистов по охране труда (далее — служба (специалист) охраны труда).

В случае привлечения по гражданско-правовому договору организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда начальник управления образования должен информировать такие организацию или специалиста о тех факторах, которые влияют (или могут влиять) на безопасность и здоровье работников.

3 стр., 1008 слов

Правоведение / ы / правила и нормы по охране труда / ПРАВИЛА ...

... соответствующих работ. Отраслевые правила и нормы по охране труда утверж­даются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединя ...

2.2. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда начальник управления образования, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):

а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;

б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);

в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;

г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в управлении образования;

д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;

е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях управления образования, за проведение стажировки по охране труда;

ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;

з) состав комиссии управления образования по проверке знаний требований охраны труда;

и) регламент работы комиссии управления образования по проверке знаний требований охраны труда;

к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии управления образования;

л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;

м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;

н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда.

В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда начальник управления образования учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.

С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда начальник управления образования, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):

а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;

б) особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда при наличии у управления образования обособленных структурных подразделений;

в) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах управления образования в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

г) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности управления образования;

д) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;

е) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.

С целью организации процедуры управления профессиональными рисками начальник управления образования исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются начальником управления образования с привлечением комиссии по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.

С целью организации процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников начальник управления образования исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет):

а) порядок осуществления как обязательных, так и на добровольной основе (в том числе по предложениям работников, уполномоченных ими представительных органов, комиссии по охране труда) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;

б) перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям, химико-токсикологическим исследованиям.

С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях начальник управления образования исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

Информирование осуществляется в форме:

а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников начальник управления образования исходя из специфики своей деятельности определяет мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов.

К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:

а) обеспечение рационального использования рабочего времени;

б) организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;

в) обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;

г) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.

С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами начальник управления образования исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет):

а) порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

б) порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты;

в) перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.

В целях выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами начальником управления образования определяются наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.

Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.

С целью организации процедур по обеспечению работников молоком, другими равноценными пищевыми продуктами или лечебно-профилактическим питанием начальник управления образования исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) перечень профессий (должностей) работников, работа в которых дает право на бесплатное получение молока, других равноценных пищевых продуктов или лечебно-профилактического питания, порядок предоставления таких продуктов.

2.3. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур начальник управления образования, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Начальник управления образования, исходя, из специфики своей деятельности, определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления начальник управления образования вводит трёхступенчатую форму административно-общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются начальником управления образования в форме акта.

В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

2.4. Планирование улучшений функционирования СУОТ

С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ начальник управления образования устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

При планировании улучшения функционирования СУОТ начальник управления образования проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

а) степень достижения целей управления образования в области охраны труда;

б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей управления образования, отраженных в Политике по охране труда;

в) эффективность действий, намеченных начальником управления образования на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц управления образования в области охраны труда, перераспределение ресурсов управления образования;

д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

2.5. Управление документами СУОТ

С целью организации управления документами СУОТ начальник управления образования устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения управления образования и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями управления образования, обеспечивающие функционирование СУОТ.

Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются начальником управления образования на всех уровнях управления. Он также устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ.

В качестве особого вида документов СУОТ определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУОТ

3.1. Как распределить ответственность и обязанности по охране труда

На каждом уровне управления должны быть назначены ответственные за охрану труда.

Такими уровнями могут быть:

  • уровень подразделения;

  • уровень службы;

  • уровень организации.

Обязанности по охране труда на всех уровнях распределяются с помощью локальных актов, например, должностных инструкций.

Разработанная и внедренная в управлении образования СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

Создание и внедрение СУОТ в управлении образования проходит ряд стадий:

1) анализ действующей в управлении образования СУОТ;

2) разработка (корректировка существующей) СУОТ;

3) внедрение разработанной СУОТ;

4) проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;

5) контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;

6) анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ в управлении образования должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1. Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2. Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3. Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4. Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5. Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6. Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7. Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

8. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

9. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

10. Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

11. Управление записями.

12. Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13. Проведение анализа со стороны руководства.

Для образовательного учреждения, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Российской Федерации. В результате разработки СУОТ образовательное учреждение получает «документальную» СУОТ, которая состоит из:

  • руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;

  • процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов управления образования , методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);

  • рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;

  • записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

3.2. Как сделать СУОТ эффективной

Эффективность СУОТ оценивают с помощью внутренних проверок. Руководитель разрабатывает их план, утверждает форму отчетности и приказом назначает ответственных сотрудников. Существует несколько видов контроля: постоянный, периодический, реагирующий, внутренний аудит.

Постоянный контроль

  • для оценки состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов;

  • для выполнения работ в рамках технологических процессов и операций;

  • для идентификации опасностей;

  • для мониторинга показателей выполнения процедур по охране труда;

  • для реализации иных регулярных мероприятий по охране труда.

  • Периодический контроль направлен на регулярно повторяющиеся события.

  • К ним относятся:

  • оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков;

  • обучение сотрудников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;

  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. п.

Реагирующий контроль

  • учет и анализ инцидентов, аварий, несчастных случаев, профзаболеваний;

  • изменения государственных нормативных требований охраны труда.

Внутренний аудит применяется для контроля эффективности всех процессов СУОТ.

Проверять выполнение процедур по охране труда на каждом уровне рекомендуется с помощью трехступенчатой формы административно-производственного контроля.

К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных лиц по охране труда и представителей профсоюзов. Чтобы обеспечить независимость и объективность проверок, можно пригласить независимую от руководителя организацию в области охраны труда.

Результаты контроля СУОТ оформляются документально, как правило, в виде акта. Хороший эффект приносит их обсуждение на совещаниях. По итогам таких встреч издаются приказы с указанием перечня мероприятий по устранению выявленных недостатков, сроков исполнения и ответственных лиц.

Чтобы сделать СУОТ действительно эффективной, нужно наладить диалог между работодателем и сотрудниками, например, с помощью комиссии по охране труда или коллективного договора. У работников должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда. Для этого нужно:

  • информировать работников о принципах СУОТ;

  • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;

  • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Как правило, организации используют два способа оценки эффективности СУОТ:

  • периодический . Он проводится ежегодно во время планирования бюджета на СУОТ;

  • внеочередной . Он проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве, структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и т. д.

Оценить эффективность системы руководителю можно с помощью следующих вопросов:

  • достигнуты ли цели в области охраны труда;

  • эффективны ли действия, намеченные по результатам предыдущих анализов эффективности — функционирования СУОТ;

  • нужно ли вносить изменения в систему;

  • нужно ли менять критерии оценки эффективности СУОТ.

Результаты анализа эффективности СУОТ оформляется в виде организационно-распорядительного документа (приказ о состоянии ОТ на полугодие).

В нем же можно запланировать мероприятия по улучшению системы.

Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом:

  • анализа передового опыта других работодателей;

  • предложений работников;

  • изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

3.3. Ответственность за нарушение требований охраны труда

В

Отсутствие в организации службы или специалиста по охране труда не освобождает её руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществлению контроля по охране.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за нарушения требований по охране труда.

Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Административная ответственность:

административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 500 до 5000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Уголовная ответственность: статья 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»:

1. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил охраны труда» нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важной неотъемлемой частью социально-экономической политики Российской Федерации является охрана труда.

Система управления охраны труда в образовательных учреждениях основывается на целях государственной политики и направлена на профилактику травматизма на производстве (образовательных учреждений) и профессиональных заболеваний всех участников образовательного процесса. Также система управления на обеспечение защиты участников образовательного процесса на основе согласованного взаимодействия составляющих структур, введение экономического контроля в области охраны труда, а также развитие партнерства.

Вопросы охраны труда в структурах образования – одна из острых. Ежегодно в учреждениях образования Российской Федерации травмируются тысячи детей, десятки детей умирают от травм полученных во время образовательного процесса.

Главная цель системы управления охраной труда в образовательных учреждениях — это систематизация теоретических знаний и умений в области охраны труда, воспитание чувств ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, понимание сущности обеспечения безопасных условий труда всех участников образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/upravlenie-ohranoy/

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21.12.2001 г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Решение тридцать девятой сессии собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 7 октября 2009 г. N 781- IV «О положении управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

5. Положение системы управления охраной труда в управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

6. Постановление Исполкома Профсоюза РФ от 26.03.2013 г. № 13 «Положение об уполномоченном (доверенном) лице по ОТ профсоюзного комитета образовательной организации»)

7. Интернет – источник:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/upravlenie-ohranoy/

____________________________