Прекращение предпринимательской деятельности гражданина

Содержание скрыть

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Как показывает опыт развитых стран и опыт некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие предпринимательства способствует решению целого ряда задач. Основные из них — это демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, решение проблемы занятости, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование среднего класса и общей деловой среды. Благодаря более упрощенной и гибкой структуре, специфике управления малые предприятия более восприимчивы к разного рода бизнес-инновациям.

Нужно сказать, что существует множество определений явления предпринимательства. Однако, несомненно, в них есть общие моменты, одним из которых является наличие ответственности предпринимателя. Предпринимательская деятельность — это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. В данной работе мы сконцентрируем внимание на прекращении предпринимательской деятельности граждан Российской Федерации.

1. Прекращение предпринимательской деятельности гражданина

Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса: с ликвидацией фирмы (юридического лица) или с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица в связи с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу либо убыточностью предпринимательской деятельности.

Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (далее ИП) или юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Прекращение деятельности ИП может быть:

  • добровольным;
  • принудительным;
  • в результате невыполнения обязанности по перерегистрации. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» в случае невыполнения предпринимателем обязанности по представлению до 1 января 2005 г. в регистрирующий орган предусмотренного Законом пакета документов государственная регистрация такого индивидуального предпринимателя утрачивает силу;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина: смерти, признании гражданина в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.

Добровольное прекращение деятельности ИП обусловлено желанием самого гражданина. Для оформления добровольной ликвидации бизнеса индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпри-нимательской деятельности по установленной Правительством РФ форме, а также документ об оплате государственной пошлины. В случае невыполнения данной обязанности у индивидуального предпринимателя, не осуществлявшего в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и, соответственно, не получавшего доходы от нее, сохраняется обязанность представить в налоговый орган декларацию о доходах. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ).

При этом они обязаны представлять декларации по налогу на доходы физических лиц (п. 5 ст. 227 НК РФ).

Поэтому независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели должны сдать декларацию в налоговую инспекцию, т.е. не имеет значения, получил бизнесмен доходы или налоговая база равна нулю (расходы превышают доходы).

Если бизнесмен осуществил прекращение предпринимательской деятельности до конца налогового периода, он обязан в пятидневный срок со дня прекращения этой деятельности представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Если же забросивший бизнес предприниматель не представит декларацию в установленный законодательством срок, то это будет являться основанием для привлечения его к ответственности за непредставление налоговой декларации. Необходимость надлежащего оформления прекращения предпринимательской деятельности под-черкивается и материалами судебной практики. Следует отметить, что после ликвидации организация полностью прекращает свое существование и все права на нее, как и ее долги, теряют силу. А поскольку государство в лице налоговой инспекции является потенциальным кредитором (в смысле неначисленных налогов, платежей и штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка. Этот факт больше всего смущает учредителей и директоров юридических лиц, претендующих на ликвидацию. Индивидуальный предприниматель должен иметь в виду, что, хотя при ликвидации организации предусмотрена обязательная выездная налоговая проверка, в отношении предпринимателя без образования юридического лица подобного требования в действующем законодательстве не содержится, на практике же налоговая проверка осуществляется выборочно и только по некоторым документам.

При ликвидации деятельности ИП необходимо подать заявления о снятии с учета во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), для чего потребуются следующие документы: Извещение страхователю из ПФ, Извещение страхователю из ФОМС, Страховое свидетельство из ФСС. Прекращение физическим лицом деятельности в качестве ИП регламентируется ст.22.3 Закона № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Прекращение деятельности в качестве ИП предусматривает несколько оснований, в соответствии со ст.22.3 Закона № 129-ФЗ и п.7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденное Постановлением Правительства РФ № 630:

  • заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве ИП;
  • сведение о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (предоставляется в установленном порядке п.3 ст. 85 НК РФ);
  • копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
  • копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
  • копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  • информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории РФ.

Для прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП по заявлению физического лица в регистрирующий орган подаются следующие документы:

  • документ об уплате государственной пошлины;
  • подписанное им заявление о государственной регистрации по форме № Р26001, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При поступлении вышеуказанных документов регистрирующий орган производит следующие действия:

  • принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности ИП (не позднее пяти рабочих дней);
  • вносит соответствующую запись в ЕГРИП;
  • выдает заявителю «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» (формы № 65001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности ИП.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в соответствии с п.3 ст.83 Налогового кодекса РФ обязан встать после государственной регистрации в течение 10 дней на учет в налоговую инспекцию по месту жительства или по месту нахождения, а также в течение одного месяца в случае деятельности в нескольких административных населенных пунктах в каждой налоговой инспекции. В этом случае налоговая инспекция исходит из положения об обязанности постановки на учет обособленного подразделения юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения с момента его создания.

Гражданин-предприниматель оплачивает налоги в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», либо подоходный налог в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» последующих редакциях, либо в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее — единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом №148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Гражданин — предприниматель после принятия соответствующих правовых актов субъектами РФ в обязательном порядке переходит на уплату единого налога на вмененный доход.

Если субъект РФ такого правового нормативного акта не принял, то предприниматель вправе самостоятельно решать: платить ему подоходный налог на доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, или перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Необходимо отметить, что споры между гражданином-предпринимателем и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора. Гражданин-предприниматель в силу Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» составляет единую декларацию, где учитываются все доходы, льготы и расходы, имеющие отношение к налоговому периоду. Характер указанного спора не зависит от того, какие обстоятельства влекут уменьшение размера совокупного налогооблагаемого дохода и подоходного налога.

При рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике гражданине-предпринимателе — факта и размера понесенных расходов. Перерасчет в течение года размера авансовых взносов по подоходному налогу, уплачиваемых гражданином-предпринимателем, не может быть произведен налоговой инспекцией по своей инициативе. п. 4 Информационного письма от 21 июня 1999 г. №42 Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога»).

Гражданин-предприниматель вправе применить ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых им для получения дохода, увеличивая тем самым расходы, включаемые в декларацию. В соответствии со ст.12 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» состав расходов гражданина-предпринимателя формируется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции (работ, услуг) предусмотрено п.2 «х» Положения о составе затрат.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов путем отнесения затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных производственных фондов, а также списания дополнительно как амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов сроком службы более трех лет.

Помимо государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя Законом предусмотрена и регистрация факта прекращения деятельности. Ошибочным является мнение некоторых индивидуальных предпринимателей о том, что они в одночасье могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности, например по своевременному представлению деклараций в налоговые органы. Поэтому индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении предпринимательской деятельности, должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме, утвержденной Правительством РФ, а также документ об уплате государственной пошлины. Регистрирующий орган погашает ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в книгу государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется.

В случае прекращения деятельности гражданина-предпринимателя в принудительном порядке государственная регистрация осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) либо копии решения о принудительном прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда. Прекращение предпринимательской деятельности может произойти и в связи со смертью гражданина. В данном случае государственная регистрация осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке. По общему правилу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом) или прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия этого документа государственная регистрация указанного гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования данного документа или окончания срока его действия. Деятельность юридического лица прекращается в результате его реорганизации или ликвидации. При этом реорганизация подразумевает правопреемство, а ликвидация происходит без такового. Прекращение деятельности компании может быть добровольным (по решению учредителей) или принудительным (по решению суда).

Процедура реорганизации имеет большое значение для любого юридического лица, поскольку она оформляет переход имущества организаций к их правопреемникам, сохраняя производственный капитал от раздробления, что обеспечивает устойчивость экономических отношений независимо от смены их субъектов. Юридические лица могут быть реорганизованы в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших предприятий. Это правило не относится к случаям присоединения, когда новые предприятия не возникают, а реорганизация признается осуществленной после погашения государственной регистрации присоединяемого предприятия. Реорганизация оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).

Если эти документы не позволяют определить правопреемство, то вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Не могут служить доказательством правопреемства свидетельства регистрирующих органов о включении либо исключении организации из реестра юридических лиц в результате состоявшейся реорганизации, а также бухгалтерские балансы организаций-правопреемников. При реорганизации юридических лиц применяется ряд правил, относящихся к гарантиям интересов кредиторов. Так, учредители или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является это юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ ).

Именно персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав. Объявление о реорганизации, размещенное в СМИ, может рассматриваться как дополнительная информация для кредиторов и дополнительный способ соблюдения их прав и законных интересов. К сожалению, закон не устанавливает санкций за неуведомление кредиторов. Хотя, безусловно, они необходимы, ведь зачастую кредиторы узнают о состоявшейся реорганизации уже постфактум. В заявлении о государственной регистрации реорганизации заявитель обязан указать, что все кредиторы уведомлены в письменной форме. Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, если заявитель не представит доказательства уведомления кредиторов. Это могут быть копии писем, направленных им, копии публикаций в средствах массовой информации, в частности в специальном журнале «Вестник государственной регистрации». Однако налоговые инспекции подобные документы не проверяют, поэтому часто регистрация проходит без соблюдения установленной процедуры. В такой ситуации защитить интересы кредиторов могло бы правило о солидарной ответственности всех юридических лиц, участвовавших в реорганизации или возникших в результате нее. В судебно-арбитражной практике встречаются такие решения, когда суд привлекает вновь возникших юридических лиц к солидарной ответственности, если кредитор не был уведомлен о реорганизации. При этом суд руководствуется ст. 6 ГК РФ о применении гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона).

Сейчас аналогичная норма предусмотрена лишь применительно к одному случаю: когда из содержания разделительного баланса или передаточного акта невозможно определить правопреемство, участники реорганизации являются солидарно ответственными перед кредиторами (п. 3 ст. 60 ГК РФ ).

Солидарная ответственность правопреемников должна применяться не только если разделительный баланс (передаточный акт) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного лица, но и, по аналогии закона, при наличии других обстоятельств, препятствующих погашению кредиторской задолженности этого лица. В последние годы реорганизация стала использоваться как способ сокрытия активов должника от обращения на них взыскания. Раздел имущества происходит по принципу «одному предприятию — все активы, другому — все долги». Разделительный баланс может определенно называть правопреемников, но требования кредиторов вряд ли будут удовлетворены. Несоразмерность распределения прав и обязанностей (активов и пассивов) между правопредшественником и правопреемником следует квалифицировать как «злоупотребление правом» (п. 1 ст. 10ГК РФ ), так как имеется цель причинить вред кредиторам. Высший Арбитражный Суд РФ высказался за солидарную ответственность всех участников реорганизации, если при утверждении разделительного баланса нарушен принцип справедливого распределении активов и обязательств. Право кредитора требовать досрочного исполнения обязательств не зависит от его прежних договорных отношений с реорганизуемым юридическим лицом, т.е. принцип неизменности договорных условий в данном случае не применяется. Законодательство четко устанавливает обязанность юридического лица-должника в случае реорганизации удовлетворять требования кредитора о досрочном исполнении. Наибольшее значение указанная гарантия имеет в случаях разделения и выделения юридических лиц, хотя предусмотрена она для любых форм реорганизации. Этот вывод можно пояснить на характерных примерах из судебно-арбитражной практики. Так, муниципальное унитарное предприятие имело задолженность перед акционерным обществом за потребленную тепловую энергию. Стороны оформили соглашение о порядке расчетов, согласно которому унитарное предприятие обязалось ежемесячно погашать свою задолженность в течение 10 лет. По сути, произошла реструктуризация долга. Предприятие было реорганизовано путем выделения из его состава нового юридического лица, после чего кредитор обратился в арбитражный суд с иском о немедленном погашении всей существующей задолженности. Но предприятие отказывалось возвращать всю сумму досрочно, ведь по условиям соглашения о порядке расчетов срок оплаты долга еще не наступил. Арбитражный суд иск удовлетворил, указав, что «возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права или нет, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем». В другом случае держатель простого векселя предъявил его к оплате банку-векселедателю, узнав о его реорганизации. Банк выплатил вексельную сумму не полностью, удержав учетный процент за досрочное предъявление векселя к платежу. Арбитражный суд обязал его произвести полную оплату векселя, поскольку в случае реорганизации векселедержатель (кредитор) вправе предъявить вексель к оплате независимо от того, как обозначен срок платежа в самом векселе. Правопреемство при реорганизации можно рассматривать как замену должника в обязательстве, т.е. как перевод долга, который допускается только с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ ).

Однако нет оснований применять эти нормы к реорганизационным процедурам в буквальном смысле. Дело в том, что кредитор не может воспрепятствовать «переводу долга» на правопреемника реорганизованного юридического лица. Он может лишь требовать прекращения или досрочного исполнения существующих обязательств. Его согласие или несогласие иметь дело с правопреемником своего должника не является препятствием для государственной регистрации реорганизации.

Заключение

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в силу различных причин, в первую очередь, — его собственного желания или по причине его смерти. Прекращение деятельности предпринимателя подлежит государственной регистрации без уплаты государственной пошлины. Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), после чего его государственная регистрация утрачивает силу и в течение еще одного года после судебного решения о банкротстве повторная регистрация невозможна. Если в процессе своей деятельности индивидуальный предприниматель допускал неоднократные и грубые нарушения законодательства, это может послужить основанием для прекращения его деятельности в судебном порядке. Такие же последствия наступают в связи с приговором суда, которым назначено уголовное наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью. Учитывая, что законодательство не запрещает ведение предпринимательской деятельности иностранными гражданами, основанием для ее прекращения может стать аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать на территории РФ. Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года, а постоянное проживание оформляется видом на жительство, срок действия которого составляет 5 лет.

2. Ответьте на вопросы тестов:

1. «Биржевой оборотоспособностью» для фондовой торговли обладают:

1) акции;

2) коносаменты;

3) переводные векселя.

2. Профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг является:

1) демпинг;

2) факторинг;

3) клиринг.

3. Профессиональный участник рынка ценных бумаг — это:

1) фондовая биржа;

2) биржевой котировальный комитет;

3) Федеральная служба по финансовым рынкам.

4. Кто не может быть участником торгов на фондовой бирже (в форме АО)?

1) доверительные управляющие;

2) регистраторы;

3) дилеры.

5. Что из перечисленного является «ненадлежащей» рекламой?

1) некорректная;

2) негуманная;

3) скрытая.

6. Не является рекламой:

2) распространение сведений о спонсоре;

3) социальная реклама.

7. Разрешается прерывать рекламой:

1) образовательные передачи;

2) передачи продолжительностью 20 минут;

3) детские передачи.

8. Сколько раз можно прерывать рекламой телепередачу продолжительностью 65 минут?

1) два;

2) три;

3) четыре.

9. Хозяйствующие субъекты на товарном рынке — это:

1) граждане — физические лица;

2) федеральные органы исполнительной власти;

3) финансово-промышленные группы.

10. К хозяйствующим субъектам на товарном рынке не относятся:

1) индивидуальные предприниматели;

2) органы исполнительной власти;

3) некоммерческие организации.

3. Составьте схему «Система торгово-промышленных палат», См. Приложение «А»

4. Задача

Предприятие, осуществляющее железнодорожные перевозки, установило на свои услуги необоснованные тарифы.

Антимонопольные органы усмотрели в этом нарушение антимонопольного законодательства и предписали указанному предприятию изменить соответствующие тарифы, указав их конкретные размеры.

Предприятие считает, что такие тарифы оно вправе устанавливать исключительно самостоятельно.

Оцените с правовой точки зрения позиции сторон в споре. Какие полномочия антимонопольных органов могут быть использованы в данном случае?

Ответ:

В данном случае антимонопольные органы правильно усмотрели нарушения т.к. Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

  • а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
  • б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
  • в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
  • г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
  • д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
  • е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
  • ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
  • з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
  • и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
  • к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
  • л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
  • м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
  • н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия;

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

  • а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
  • б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
  • в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
  • г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

  • а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
  • б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
  • в) об обязательном заключении договора;
  • г) об изменении или о расторжении договора;
  • д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  • е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
  • ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
  • з) о признании торгов недействительными;
  • и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) размещает на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;

13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

2. Наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями федеральный антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального закона;

2) утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;

3) утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

4) издает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

5) дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;

6) дает в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

7) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

8) осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;

9) обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению;

10) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ogranicheniya-i-prekraschenie-predprinimatelskoy-deyatelnosti/

1. Гусева Т.А., Ларина Н.В. Предпринимательская деятельность гражданина. Государственная регистрация // Право и экономика. — 2008. — №11.

2. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. — 2007. — №5.

3. Казакова В.Н. время жить по-новому // Консультант. — 2009. — №18.

4. Руднев А. Предпринимательская деятельность гражданина [Электронный ресурс]: http://www.lawmix.ru/comm. php? id=6806

5. Сарбаш С. Комментарии основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» // Хозяйство и право. — 2009. — №1.

6. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности / Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

Приложение А. Схема «Система торгово-промышленных палат»