Нормативно- правовая база в системе ЭК

Контрольная работа

Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает все более виртуальный характер — виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи — все это уже действительность дня. Новые, телекоммуникационные системы привели не только к качественным изменениям в движении финансовых и реальных инвестиций, товаропотоков, в управлении производством, но и в не меньшей степени к интернационализации практически всех сегментов рынка, культуры, образования, домашнего хозяйства, общечеловеческих ценностей и отношений. Интернет как наиболее яркое проявление новых информационных технологий стал сегодня символом нового мира, новых политических и экономических решений, символом современного человека. Как отмечает профессор из Великобритании Дж. Ходжсон, «Современные экономические системы характеризуются важнейшей долговременной тенденцией — прогрессом знаний и нарастанием сложностей социально-экономической жизни».

1. Охарактеризовать существующую нормативно- правовую базу в области систем ЭК

1.1 Правовое обеспечение электронной коммерции

В Российской Федерации в настоящий момент не существует отдельной предметной отрасли законодательства, регулирующего ЭК, отсутствует судебная практика и пока низка правоприменительная активность органов государственной власти в указанной области деятельности.

В области права и в юридической практике последних лет ЭК в России нашла опору в следующих быстро сформированных юридических конструкциях «электронный документ» и «электронная форма сделки», «электронная цифровая подпись», «электронные расчеты», а также «система ведения реестра владельцев ценных бумаг, использующая электронную базу данных». Тем не менее, в ряде российских законодательных актов в настоящее время сохраняются и предписания об использовании традиционных бумажных документов, подписанных собственноручной подписью. Кроме того, следует отметить общую неразвитость и фрагментарность правовых норм. Как и на международном уровне, такие нормы становятся юридическими барьерами для ЭК в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок.

Избавиться от подобных препятствий можно при помощи более обстоятельного отражения в российском законодательстве процессов, происходящих в области ЭК, осуществляя оптимизацию соотношения норм административного и частного права, а также разработку всех не- обходимых юридических критериев, предъявляемых к электронному обмену данными. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем создания ряда новых законов. Как мы уже говорили, приоритет среди них принадлежит российскому закону об электронной цифровой подписи. Во многих государствах законодательство об электронных цифровых подписях к настоящему времени вступило в силу или находится на стадии принятия. Так, уже действуют законы в США, Италии, Германии. Аналогичные законопроекты существуют в Великобритании, Швеции, Франции, Испании, Нидерландах, Дании, Австрии и Финляндии. Развитие законодательства в данной области идет по пути его гармонизации, установления общих принципов регламентации электронной цифровой подписи, что позволит создать на международном уровне соответствующую правовую основу.

2 стр., 770 слов

Основные направления международного сотрудничества в области ...

... стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества. Всемирный союз охраны природы (МСОП Деятельность Союза известна по ...

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство торговли США, Российско-Американский комитет по деловому развитию и Американская торговая палата провели в Москве в марте 2000 года семинар по вопросам развития ЭК. Обсуждались политика США в области ЭК в рамках американского и мирового развития законодательства, состояние ЭК в Российской Федерации, а также формирование международной политики по ее регулированию.

На семинаре отмечалось, что развитию ЭК может и должно в значительной степени способствовать государство. Чтобы полностью реализовать ее потенциал, органы государственной власти должны принять свободный от регулирования, рыночно ориентированный подход к ЭК, который мог бы способствовать появлению прозрачной и предсказуемой правовой среды, облегчающей ведение глобальной электронной коммерции.

В рамках рассмотренной в главе 1 Федеральной целевой программы предполагается не только внести изменения в существующие федеральные законы, но и разработать новые законопроекты «Об электронной торговле» и «Об электронном документе». Одним из приоритетных законопроектов назван закон «Об электронной цифровой подписи» (разработчиками которого являются Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, ФАПСИ, Гостехкомиссия России, Минюст России,

ФКЦБ, ТПП Российской Федерации при участии ЦБ России).

От принятия этого закона во многом будет зависеть то, насколько быстро будут сняты требования обязательного представления документа на бумажном носителе при совершении сделок.

В качестве одного из последних документов, определяющих ряд вопросов правовой и юридической поддержки ЭК в России, можно назвать «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет — коммерции в Российской Федерации», в качестве проекта одобренные 15 сентября 2000 года рабочей группой по ЭК Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.

Одним из путей решения проблем, возникающих в практике ЭК в условиях недостаточно проработанного правового обеспечения, является создание так называемого третейского суда.

Что такое «третейский суд»? На самом деле, в мировой практике подобная практика называется арбитражем. В России традиционно этот правовой институт сохраняет наименование третейского суда, которое подразумевает участие третьей стороны в разрешении конфликта двух спорящих. Судом по сути дела он не является, поскольку судебная система у нас определена достаточно четко и по Конституции Российской Федерации относится к государственной власти. В структуре судебной системы третейские суды отсутствуют. Таким образом, третейский суд это орган, который позволяет сторонам решать споры, не прибегая к государственной судебной системе . Третейские суды подразумеваются свободными от излишнего формализма, ненужных и неоправданных требований.

14 стр., 6505 слов

Акты конституционного суда российской федерации. Конституционный ...

... иными судами. Конституционный Суд РФ занимается только проблемами конституционности как высшей формы законности. В Конституции РФ юридические коллизии различаются путем использования следующих понятий: а) соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ (ст. ...

Такой шаг позволяет сразу же снять множество процессуальных формальностей, присущих обычной судебной системе. Например, порядок доказательства фактов и процессов, происходящих в Интернет, до- статочно прост, поскольку регламент и квалификация состава суда позволяют сделать это, не прибегая к дорогостоящим экспертизам. Кроме того, в отличие от государственных судов в третейском суде не нужно объяснять, что такое Глобальная сеть и многие другие технические детали и можно сразу рассматривать проблемы по существу. Плюс к этому третейский суд обладает всеми преимуществами негосударственной структуры — достаточно простая и прозрачная процедура, рассмотрение споров в сжатые сроки и т.п.

В отличие от предусмотренных государством судебных механизмов, работа третейских судов строится на доброй воле участников правоотношений, например, представителей Интернет — сообщества. Здесь характерны, во-первых, необходимость согласия сторон на рассмотрение спора в третейском суде, а во-вторых, добровольность исполнения принятого решения.

Согласие участников конфликта на разрешение спора в третейском суде должно быть письменно закреплено. Это делается или при помощи внесения так называемой третейской оговорки в договор между сторонами, или составлением специального соглашения о передаче спора в третейский суд. При наличии такого согласия арбитражные суды и суды общей юрисдикции не смогут рассматривать это дело в своем производстве, поскольку наличие третейской оговорки является основанием для отказа в принятии искового заявления государственными судами.

Добровольность исполнения не означает, что такое решение можно просто не исполнять, поскольку третейский суд не может привлечь к ответственности за неисполнение своих решений. Решение стороны исполняют добровольно, но если оно не выполнено, то вторая сторона вправе получить исполнительный лист в арбитражном суде или суде общей юрисдикции и затем обратиться в службу судебных приставов. Исполнение решения третейского суда в данном случае ничем не будет отличаться от исполнения решений государственных судов.

Среди них можно назвать такие, как споры по коммерческим операциям в Интернет, использованию доменных имен и защите авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности в Интернет. Это далеко не полный перечень компетенции Третейского суда при Ассоциации документальной электросвязи, который расширяет основные направления своей деятельности.

25 стр., 12296 слов

Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

... по делам, возникающим из публичных правоотношений. 2. Общая характеристика обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Каждый гражданин вправе ... предпринимательской деятельности. Настоящая работа посвящена особенностям порядка судебного контроля за решениями и действиями органов исполнительной власти судами общей юрисдикции и административными судами. Именно такой ...

В целом развитие ЭК в России на современном этапе требует особой правовой стратегии, которая способствовала бы развитию глобального и открытого рынка. Эта стратегия должна опираться на всемерное использование базовых юридических норм и правил, а также предусматривать создание новых, специализированных правовых институтов и процедур. Помимо этого, необходима унификация законодательства и упрощение правил и процедур, применяемых в различных странах, что требует сотрудничества на международном уровне. В числе наиболее важных юридических вопросов, требующих неотложного решения с участием мирового сообщества, следует назвать: налогообложение, тарифы, требования к форме заключения сделок и ответственность, аутентификацию, защиту информации, охрану прав потребителей и интеллектуальной собственности.

1.2 Нормативно-техническое обеспечение Электронной коммерции, В основе нормативно-технического обеспечения электронной коммерции лежит понятие стандартизации.

Термин «стандартизации» прошел длительный эволюционный путь. Представление о стандартизации формировалось в процессе развития науки и техники, совершенствования форм и методов производства. С расширением экономических связей на национальном и международном уровнях уточнение этого термина происходило параллельно с

развитием самой стандартизации и отражало на различных этапах достигнутый уровень ее развития.

В документах Международной организации по стандартизации (ИСО) термин стандартизация определяется следующим образом: