Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. Основная цель налоговой политики — постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.
Так, в 1992 — 2000 гг. взимался подоходный налог с физических лиц, установленный Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998 — 1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями).
С 1 января 2001 г. На основании гл. 23 части второй НК РФ взимается федеральный налог на доходы физических лиц.
Приказом МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ — 3 — 08415 были утверждены методические рекомендации по применению гл. 23 НК РФ.
Согласно ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации по доходам, полученным от источников, находящихся как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а также физические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации по доходам, полученным только от источников, находящихся в Российской Федерации.
Предметом нашего исследования является налогообложение физических лиц в современных условиях в Российской Федерации и других развитых странах.
Задачи, поставленные в работе:
- Описать порядок налогообложения физических лиц;
- Проанализировать порядок и динамику налогообложения физических лиц г. Канаш;
- Охарактеризовать совершенствование механизма налогообложения физических лиц в рамках реформирования налоговой системы в Российской Федерации в современных условиях.
Методами исследования является: изучение многообразной литературы — юридической, экономической и практической, которая указана в конце работы.
Определение места судов общей юрисдикции в судебной системе Российской ...
... формы. - М.: Феникс, 2005. - 350 с. 12. Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации "Государство и право"// Государство и право. - 2001. - № 10. 13. Кашепов В.П. Комментарий к ... 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 29 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. ...
1. Сущность налогообложения физических лиц, его принципы и функции
Выделяются две категории налогоплательщиков (ст. 207 НК РФ):
1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
2) физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Принадлежность к гражданству Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина РФ (удостоверением личности гражданина РФ), а до их получения — свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица. Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается паспортом, выданным иностранным государством. Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах. Наименование документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, приведено в Справочнике «Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика», утвержденном приказом МНС России.
К физическим лицам — налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. В соответствии со ст. 6 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ. Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Для граждан РФ таким документом может быть паспорт гражданина Российской Федерации (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории РФ могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
Налоговый статус иностранных юридических лиц на территории РФ
... 2501 И. Уведомление представляется физическим лицом, деятельность которого образует постоянное представительство иностранной организации. Уведомление направляется в налоговый орган, в котором осуществляется учёт иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и ...
Граждане РФ, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории РФ и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ в текущем календарном году;
- отъезда гражданина РФ на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
- следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом РФ, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть предоставлено в; установленные сроки (см. п. 2 ст. 232 НК РФ).
В случае отсутствия указанного подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком-
Физические лица — резиденты РФ уплачивают налог на доходы физических лиц со всех доходов (вне зависимости от расположения источника дохода).
Физические лица — нерезиденты РФ уплачивают налог только с доходов, полученных от источников, расположенных в Российской Федерации (с доходов, полученных от источников, расположенных за пределами РФ, эти лица налог не уплачивают).
Для целей обложения налогом на доходы физических лиц выделяется особая категория налогоплательщиков — индивидуальные предприниматели, под которыми понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, охранники, детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Индивидуальными предпринимателями могут быть как физические лица — резиденты РФ, так и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Структура Конституции Российской Федерации и порядок ее изменения
... октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», согласно которому всенародное голосование по проекту назначалось на 12 декабря ... устройства, структуру государственного механизма; избирательную систему; порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности. Действующая Конституция России ...
2. Правовые основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, а нерезидентами Российской Федерации — менее 183 дней.
В соответствии со ст. 214.1,227 и 228 НК РФ самостоятельно исчисляют и уплачивают налог следующие налогоплательщики:
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в этом качестве в установленном порядке. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшие свою деятельность в установленном порядке при исполнении обязанностей по уплате налога, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями ст. 11 НК РФ и ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ);
- частные нотариусы, охранники и детективы, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой;
- физические лица, получившие доход от продажи собственного имущества;
- физические лица, получившие доход от физических лиц по договорам гражданско-правового характера;
- резиденты Российской Федерации, получившие доход от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
- физические лица, доходы которых не были обложены налогом налоговыми агентами;
- физические лица, получившие доходы от организаторов тотализаторов и других основанных на риске игр, а также от организаторов лотерей;
- физические лица — продавцы, самостоятельно заключившие договоры купли-продажи ценных бумаг, принадлежащих им на праве собственности, по полученным от сделок доходам.
Доходы вышеуказанных лиц облагаются по ставке 13 % к налоговой базе (ст. 224 НК РФ).
Налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в налоговом периоде (календарном году),уменьшенная на суммы стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов (ст. 210, 214.1, 218—221 НК РФ).
Сумма налога устанавливается в полных рублях, то есть менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до рубля.
Вышеперечисленные налогоплательщики имеют права, установленные ст. 21 НК РФ, и обязанности, определенные ст. 23 НК РФ, а также ст. 214.1,227—229 НК РФ.
Налогоплательщик вправе получать от налогового органа бесплатную информацию и разъяснения о налоговом законодательстве и порядке его применения, а также о полномочиях налоговых органов, использовать свое право на вычеты по налогу, получать отсрочку, рассрочку, зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, представлять пояснения по исчислению и уплате налога, обжаловать действия налоговых органов и другие права, закрепленные в НК РФ.
Правовая охрана Конституции Российской Федерации (2)
... образом, тема данной работы является актуальной. Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает ... Российской Федерации"). Неоспоримыми преимуществами президентской формы охраны Конституции Российской Федерации являются оперативность реагирования на попытки нарушения конституционных норм органами государственной власти и должностными лицами ...