Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

Атмосферный воздух является одним из важнейших компонентов природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Это обстоятельство предопределяет необходимость правового регулирования общественных отношений по поводу охраны атмосферного воздуха от разнообразных вредных химических и иных воздействий. В отличие от других компонентов природной среды (земля, недра, воды, растительный и животный мир), являющихся одновременно и объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования.

В июле 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-3 «Об охране атмосферного воздуха», подготовленный в соответствие с планом подготовки законопроектов на 2008 год, утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2007 №666. Закон определяет правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ и направлен на сохранение, восстановление качества атмосферного воздуха, обеспечение экологической безопасности.

Понятия и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, самостоятельными объектами правового регулирования являются озоновый слой атмосферы, а также регулирование выбросов парниковых газов в рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по охране озонового слоя и климата.

Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, находится в стадии формирования. Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить статус ресурсов, например смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

13 стр., 6494 слов

Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды

... Научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п. ... источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, ...

Государственное управление и контроль за охраной атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха — это деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Основными направлениями государственного управления являются:

  • формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
  • принятие законов и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
  • разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;
  • установление для субъектов хозяйствования Республики Беларусь ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
  • определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
  • определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь:

1. разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;

2. осуществляет меры по охране атмосферного воздуха и улучшению его состояния;

3. обеспечивает разработку и реализацию государственной и межгосударственной экологических программ в области охраны атмосферного воздуха;

4. устанавливает лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

5. утверждает нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;

5 стр., 2425 слов

Правовая охрана атмосферного воздуха

... "Об охране атмосферного воздуха" запрещает эксплуатацию объектов хозяйственной или иной деятельности, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нарушение ...

6. определяет порядок учета, оценки, ведения государственного кадастра и мониторинга атмосферного воздуха;

7. определяет порядок проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

8. принимает решения о приостановлении, прекращении или перепрофилировании деятельности субъектов хозяйствования, не обеспечивающих выполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, и др.

Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны атмосферного воздуха:

1. разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и осуществляют их реализацию;

2. участвуют в планировании мероприятий по охране атмосферного воздуха, организации их финансирования и материально-технического обеспечения;

3. организовывают взимание платежей за загрязнение атмосферного воздуха;

4. участвуют в осуществлении мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей.

Минприроды:

1. осуществляет комплексное управление, разработку единой научно-технической политики и государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;

2. осуществляет государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и проводит государственную экологическую экспертизу;

3. принимает участие в разработке и утверждении совместно с заинтересованными государственными органами нормативов качества атмосферного воздуха и стандартов;

4. разрабатывает и утверждает нормы, правила и положения в области охраны атмосферного воздуха, методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размеров ущерба и суммы исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха;

5. выдает и аннулирует разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

6. устанавливает обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

7. предъявляет иски о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства, стандартов, норм и правил в области рационального использования и охраны атмосферного воздуха и др.

Департамент гидрометеорологии:

1. организовывает и ведет мониторинг атмосферного воздуха;

2. осуществляет оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха;

3. осуществляет обеспечение информацией о состоянии атмосферного воздуха, ведение государственного кадастра состояния атмосферного воздуха;

4. представляет информацию об экстремальном загрязнении атмосферного воздуха, в том числе для обеспечения аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций;

5. принимает участие в решении глобальных и региональных проблем (состояние озонового слоя, трансгранич¬ный перенос, изменение климата), выполнении международных договоров и конвенций в области охраны атмосферного воздуха.

Минздрав — организовывает и проводит мероприятия по оздоровлению условий жизнедеятельности человека и окружающей среды, обеспечивает организацию государственного санитарного надзора за выполнением санитарного законодательства, осуществляет социально-гигиенический мониторинг за качеством среды обитания и состоянием здоровья населения, а также обеспечивают надзор за соблюдением правил при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

3 стр., 1453 слов

Загрязнение атмосферного воздуха г. Красноярска

... Красноярск 2011. 280 с. 34. СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. 35. ГН 2.1.6.1338-03 Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе ... 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха"// КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: 6е67с453С1Ье3Ь77Ь4с/ 57. ...

МВД и его структурные подразделения на местах, содействует органам охраны природы в охране окружающей среды, в том числе и атмосферного воздуха.

Контроль за охраной и использованием атмосферного воздуха представляет собой деятельность компетентных государственных органов, субъектов хозяйствования, направленную на организацию предотвращения и снижения уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух в целях сохранения, улучшения и восстановления его состояния, а также соблюдения экологического законодательства в данной сфере правоотношений.

Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.

Организация и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха возлагается на должностных лиц указанных органов.

Специализированная инспекция государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Минприроды Республики Беларусь, областные и Минский городской комитеты, горрайинспекции в соответствии с задачами государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха в пределах их компетенции осуществляют контроль за:

  • соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха;
  • соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и нормативов временно согласованных выбросов стационарными источниками зафязнения, а также выполнением планов снижения этих выбросов до установленных нормативов;
  • содержанием загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и соблюдением требований действующих стандартов по токсичности и дымности отработанных газов передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха;
  • выполнением мероприятий по охране атмосферного воздуха, разрабатываемых предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями, в целях предотвращения и сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками;
  • выполнением требований по охране атмосферного воздуха при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, которые могут нанести вред окружающей среде;

— оснащенностью сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, а также приборами контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использованием выделяемых на эти цели средств и др.

Кроме того, Специализированная инспекция государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Минприроды, областные и Минский городской комитеты, горрайинспекции:

4 стр., 1701 слов

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности

... промышленных предприятий - образование большого количества отходов: 1) выбросов в атмосферный воздух; 2) сточных вод и твердых отходов производства. ... биосферы нельзя, так как без многих загрязняющих процессов невозможно жизнеобеспечение человека. В целях снижения загрязнения биосферы предприятия должны иметь установленные нормы на выбросы, ... Лучший способ охраны биосферы от загрязнений – исключение ...

  • определяют места строительства и согласовывают проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, а также планы проведения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и иных мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  • устанавливают обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • организуют проверки выполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха в соответствии со статьей 58 Закона «Об охране атмосферного воздуха» (за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижения вредного физического л иного воздействия на него, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух) обязаны осуществлять республиканские органы государственного управления на подведомственных им субъектах хозяйствования. При осуществлении ведомственного контроля данные органы обязаны руководствоваться законодательством Республики Беларусь и нормативными актами, утверждаемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.